
Фото: Brett Johnson/Unsplash
Осенним утром 1916 года иеромонах Георгий Лавров, настоятель Свято-Георгиева Мещовского монастыря, что в Калужской губернии, шагал по одной из улиц Калуги. Вдруг он услышал негромкий оклик. «Батюшка!» — позвал его кто-то. Отец Георгий поднял голову и увидел молодую женщину. Она представилась местной купчихой и рассказала, что живёт на этой улице; что муж тяжело болен. Опасаясь, что умрёт, супруг отправил женщину за священником. Купчиха попросила отца Георгия пойти с нею, чтобы причастить её мужа.
Когда монах пришёл к больному, тот в слезах поведал ему своё горе: дом и имущество заложены, через два дня их пустят с молотка, а значит, семье его грозит полное разорение...
Но уже на следующий день в дом купца постучался посыльный с увесистым конвертом в руках. В нём была сумма, необходимая, чтобы рассчитаться с кредиторами! Деньги с помощью своих духовных чад собрал отец Георгий...
Будущий монах родился и вырос в бедной семье. Родители его, крестьяне села Касимовка Орловской губернии, даже не имея достатка, всегда подавали посильную милостыню и, чем могли, помогали попавшим в нужду односельчанам. На них всю жизнь и равнялся сын.
... Прошёл год после того случая с калужским купцом, и грянул октябрь 1917-го. Революция принесла разруху и голод. Начались гонения на верующих. Но иеромонах Георгий Лавров, невзирая на опасность ареста, продолжал самоотверженно служить ближним. Незадолго до революции он был назначен настоятелем Свято-Георгиева Мещовского монастыря близ Калуги. Во время голода, разразившегося в Калужской губернии в 1918 году, он, как мог, помогал крестьянам близлежащих к обители сёл. Для этого всей монастырской братией шили холщёвые мешочки, наполняли их мукой или крупой из монастырских запасов, потом отец Георгий запрягал лошадь и отправлялся по ближайшим к монастырю деревням и сёлам. Тихонько подъезжал к дому, оставлял мешочек на крыльце, и трогался дальше. Крестьяне часто даже не знали, что за благодетель помог им не умереть с голода.
А вот новая губернская власть узнала об этом. В марте 1919 года отца Георгия арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Пять лет он провёл в пересыльной Таганской тюрьме, пока пересматривался его приговор о ссылке в лагерь. Но даже в тяжелейших условиях заключения он находил возможность творить добро. Монах сумел получить у тюремного начальства разрешение ухаживать за больными арестантами. Бинты и йод для этих целей духовные чада приносили ему в передачах. «Вот откуда я бы никогда не хотел уходить, вот бы где с радостью и жизнь свою скончал, вот где я нужен!» — говорил отец Георгий о времени, проведённом в тюрьме.
Ещё раньше, по пути из Калуги в Москву, на этапе, отец Георгий встретил 14-летнего подростка, Андрея Утешева. После освобождения из тюрьмы он приютил мальчика, которому негде было жить, в подаренном духовными детьми домике в Сергиевом Посаде — тогда Загорске.
В 2000 году отец Георгий (Лавров) был прославлен Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер