
Фото: Brett Johnson/Unsplash
Осенним утром 1916 года иеромонах Георгий Лавров, настоятель Свято-Георгиева Мещовского монастыря, что в Калужской губернии, шагал по одной из улиц Калуги. Вдруг он услышал негромкий оклик. «Батюшка!» — позвал его кто-то. Отец Георгий поднял голову и увидел молодую женщину. Она представилась местной купчихой и рассказала, что живёт на этой улице; что муж тяжело болен. Опасаясь, что умрёт, супруг отправил женщину за священником. Купчиха попросила отца Георгия пойти с нею, чтобы причастить её мужа.
Когда монах пришёл к больному, тот в слезах поведал ему своё горе: дом и имущество заложены, через два дня их пустят с молотка, а значит, семье его грозит полное разорение...
Но уже на следующий день в дом купца постучался посыльный с увесистым конвертом в руках. В нём была сумма, необходимая, чтобы рассчитаться с кредиторами! Деньги с помощью своих духовных чад собрал отец Георгий...
Будущий монах родился и вырос в бедной семье. Родители его, крестьяне села Касимовка Орловской губернии, даже не имея достатка, всегда подавали посильную милостыню и, чем могли, помогали попавшим в нужду односельчанам. На них всю жизнь и равнялся сын.
... Прошёл год после того случая с калужским купцом, и грянул октябрь 1917-го. Революция принесла разруху и голод. Начались гонения на верующих. Но иеромонах Георгий Лавров, невзирая на опасность ареста, продолжал самоотверженно служить ближним. Незадолго до революции он был назначен настоятелем Свято-Георгиева Мещовского монастыря близ Калуги. Во время голода, разразившегося в Калужской губернии в 1918 году, он, как мог, помогал крестьянам близлежащих к обители сёл. Для этого всей монастырской братией шили холщёвые мешочки, наполняли их мукой или крупой из монастырских запасов, потом отец Георгий запрягал лошадь и отправлялся по ближайшим к монастырю деревням и сёлам. Тихонько подъезжал к дому, оставлял мешочек на крыльце, и трогался дальше. Крестьяне часто даже не знали, что за благодетель помог им не умереть с голода.
А вот новая губернская власть узнала об этом. В марте 1919 года отца Георгия арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Пять лет он провёл в пересыльной Таганской тюрьме, пока пересматривался его приговор о ссылке в лагерь. Но даже в тяжелейших условиях заключения он находил возможность творить добро. Монах сумел получить у тюремного начальства разрешение ухаживать за больными арестантами. Бинты и йод для этих целей духовные чада приносили ему в передачах. «Вот откуда я бы никогда не хотел уходить, вот бы где с радостью и жизнь свою скончал, вот где я нужен!» — говорил отец Георгий о времени, проведённом в тюрьме.
Ещё раньше, по пути из Калуги в Москву, на этапе, отец Георгий встретил 14-летнего подростка, Андрея Утешева. После освобождения из тюрьмы он приютил мальчика, которому негде было жить, в подаренном духовными детьми домике в Сергиевом Посаде — тогда Загорске.
В 2000 году отец Георгий (Лавров) был прославлен Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.
14 мая. О Суде Божием и суде человеческом

В 7-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
О Суде Божием и суде человеческом — протоиерей Михаил Самохин.
В Новом Завете Сам Господь и Апостолы уделяют много времени теме суда. Мы легко можем вспомнить слова Спасителя, его призыв к тому, чтобы не судить и не оказаться осужденным, слова у святого апостола Павла «В чем, кто судит другого, себя самого осуждает». Понятно, что произносить суд над ближним нужно очень осторожно. В сегодняшнем же Евангелии Господь призывает к праведному суду. Из контекста его спора с фарисеями становится понятно, о чем идет речь. Спасителя осуждают за исцеление в субботу, а он привел в пример Моисея, который в субботу разрешил обрезание. Оправдывая Моисея и осуждая Христа, фарисеи согрешают лицеприятием. Поэтому праведный суд, к которому призывает Господь, это суд, не смотрящий на лица. Думаю, что человеку в принципе такой суд практически не под силу. Мы всегда смотрим на лица, легко осуждая других, и в этом же поступке оправдывая себя самих. Поэтому человеческий суд несовершенен всегда. И лишь Господь, знающий начало и концы, причины и следствия, может быть праведным или нелицеприятным судьей. Давайте почаще оставлять суд над ближним Господу и Спасителю Христу помня, что Он же будет судить и нас самих.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О пророчествах Пророка Иеремии

Сегодня 14 мая. День памяти ветхозаветного Пророка Иеремии, жившего в седьмом-шестом веках до Рождества Христова.
О его пророчествах — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем одного из четырех великих пророков, Иеремию, который был таким трагическим, конечно, персонажем, поскольку ему от Бога было открыто, что такая развращенная жизнь людей, отпадение от религиозных норм и несоблюдение закона Божия приведет к разрушению великого города Иерусалима. Это центр был религиозных чаяний иудеев, это был святой город, где находился храм Бога Всевышнего. И тем не менее, из-за того, что состояние народа было плачевным, было открыто пророку о скорбной участи Святого Града. И он всеми силами пытался образумить людей. Он приходил и говорил им — будет трагедия. Если мы продолжим вести образ жизни такой, как сейчас, этот город не устоит. И ему пришлось спорить с царями, с вельможами, со священниками храмовыми. И пытаться убедить людей, и у него не получилось. Его свидетельство было истинным, слова его были горячими, но люди не откликнулись на это, потому что их все устраивало. И только когда пришла беда, и действительно случилось падение города Иерусалима, и вавилонский плен, сам Иеремия остался в этом городе и написал то произведение, во всяком случае, которое приписывают его авторству, это «Плач Иеремии», плач посланника Божия о сбывшемся пророчестве. То есть многие пророки не хотели бы, чтобы их пророчества сбывались, потому что они были трагическими. И тут он увидел исполнение своего собственного пророчества, что правдивы слава Божии.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О важности учреждения Вифанской духовной семинарии для Церкви

Сегодня 14 мая. В 1797 году основана Вифанская духовная семинария.
О важности её учреждения для Церкви — священник Стахий Колотвин.
Сложно представить, что когда-то рядом с главной Московской духовной семинарией, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, была еще одна — Вифанская семинария, которая находится в скиту, который совсем неподалеку. Буквально пешком за несколько минут можно дойти. И вот в этом тихом уголке, сейчас уже восстановленном, благообразном, тоже учились студенты. Кажется, какая в этом необходимость? Неужели всех нельзя было собрать в стенах одного монастыря? Но как раз мы посмотрим на ее основателя, митрополита московского Платона, который сам учился в провинции. Почему? Потому что как раз не хватало мест в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы вместить всех обучающихся и еще дать возможность монахам вести спокойную жизнь. Ведь как появился Вифанский скит? Как раз потому, что монахи хотели где-то укрыться от множества паломников, чтобы спокойно помолиться. И точно так же и для спокойного обучения порой важно быть не в эпицентре всеобщего внимания, а чуть-чуть в стороне. Поэтому Вифанская духовная семинария существовала успешно вплоть до самой революции и никого не смущало, что два учебных заведения находятся на таком близком расстоянии друг от друга. И она помогала обеспечить священниками каждый из пятидесяти тысяч русских дореволюционных храмов. Поэтому и мы, если видим, что где-то чего-то не хватает, надо не уменьшить усилия, и так сойдет. А трудится больше, и Господь наши усилия вознаградит.
Все выпуски программы Актуальная тема