«Преображение Господне. Межрегиональный молодежный миссионерский семинар "Святогорье"». Игумен Лука (Степанов) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Преображение Господне. Межрегиональный молодежный миссионерский семинар "Святогорье"». Игумен Лука (Степанов)

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области игумен Лука Степанов.

В день Преображения Господня мы говорили о смыслах этого праздника, а также об особенностях разговора о вере с молодежью, и как Межрегиональный молодежный семинар «Святогорье» способствует тому, что больше молодых людей узнают о православии и приобщаются к церковной жизни.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

– Светлый вечер на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Поздравляю всех нас с праздником Преображения Господня. Сегодня уже вечер, мы уже празднуем весь день и в этом радостном чувстве находимся. Ну вот сегодня, в этот праздничный преображенский вечер, с нами на волнах Радио ВЕРА игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского, что немаловажно, Пронского мужского монастыря в Рязанской области. Добрый вечер.

Игумен Лука

– Приветствую сердечно и благодарю за упоминание, а значит и поздравление с нашим престольным праздником.

К. Мацан

– Да, с престольным праздником вас поздравляем. И всегда это радостно, и суматошно, и ответственно, ну в первую очередь радостно. Но вот надо сказать, что уже вечер, наверное, вы уже немножко можете выдохнуть, и так просто пребывать в этом состоянии света, который мы все на Преображение переживаем. Ну и к тому же праздник такой, связанный с фаворским светом, об этом сегодня обязательно поговорим. Ну я нашим радиослушателям напомню, тем кто забыл, а тем, кто не знает, расскажу, конечно же, отец Лука у нас уже не первый раз на волнах Радио ВЕРА, был в программе, в которой мы говорили о пути отца Луки к священству. И вот те, кто программу слушали, знают, что по образованию отец Лука, по первому образованию, актер, и до сих пор не отказывается от такой хорошей, прекрасной традиции, формы творчества как чтение стихов, как художественное слово. Кстати, форма в свое время очень востребованная, очень уважаемая. Сегодня немножечко, в силу обилия разного контента, отошедшая, так скажем, в стан ценителей, для ценителей существует. Ну у нас на Радио ВЕРА ценителей много, поэтому я не могу себе отказать в удовольствии, отец Лука, вас попросить в начале программы на Преображение прочитать любимейшее всеми нами стихотворение – я даже не буду его, может быть, сейчас представлять, потому что просто по первым строкам все узнают.

Игумен Лука

– Да, с великим удовольствием.

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую,

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник

В имбирно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами

Соседствовало небо важно,

И голосами петушиными

Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Глядя в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически

Спокойный голос чей-то рядом.

То прежний голос мой провидческий

Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская

И золото второго Спаса

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я – поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство».

К. Мацан

– Мурашки. Спасибо огромное. Борис Пастернак, «Август», 1953 год. Читает отец Лука (Степанов). И я очень рад, что у нас это в эфире происходит, такая большая преображенская радость. Ну не могу вас не спросить и о том, что мы только что услышали – знаменитейшее стихотворение Пастернака. Недавно в гостях у нас на Радио ВЕРА был Павел Крючков, хорошо известный нашим радиослушателям, сотрудник дома-музея Корнея Чуковского в Переделкино. Он рассказывал, что не пошел (плохо себя чувствовал) Корней Иванович Чуковский на похороны Пастернака, но мог бы пойти и мог бы там себя вообразить вот в этой толпе, которую Пастернак здесь описывает, которая шла врозь и парами. Поэт, Борис Леонидович, в этом стихотворении рассказывает, ну если брать такой самый первый, верхний слой, о сне, где ему снятся свои же проводы, похороны, и глубоко религиозно это переживает. А вот как для вас как для священника, пастыря, христианина, человека, это вот полезно нам – думать о том, что будет у каждого из нас день, в который вот так к нам кто-то на похороны, на проводы, наверное, мы надеемся, придет или лучше об этом не думать?

Игумен Лука

– Видите, это стихотворение, хотя и о таком печальном моменте, так что и слезы ночные и непосредственные оказались пролиты, хоть и во сне, но наяву замечены, то есть пережиты как по-настоящему. Но это очень светлое и оптимистичное стихотворение, потому что его смерть это жизнь, и он за гробом как раз представляет звучащим свой голос, свой образ мира в слове явленный – им явленный, и его творчество, которое так тесно замешано на любви – любви к родине, любови к женщине и любви к Церкви, и ее торжества, и это имеет продолжение за границей смерти. Поэтому то торжество его посмертного звучания как раз и соответствует свету без пламени, исходящему от Фавора, о котором было засвидетельствовано в Евангелии, собственно, не от самой горы, от Господа на нее восшедшего. И это как раз утверждение единства, если уж переходить на богословский язык, то единства с божественным бытием его души после земной жизни. Так что и для нас устремленность не к смерти, а к посмертному единству с Богом, конечно же доставляет не просто допустимую тему для размышлений, но предмет нашего вожделения.

К. Мацан

– Вот эти строки:

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Я здесь не могу удержаться от того, чтобы вот в этих словах «образ мира в слове явленный» слышать «слово», как будто бы оно написано с большой буквы – Слово, Христос, Логос, вначале было Слово. И если греческий текст смотреть, в начале был Логос, а «логос» – это не просто слово написанное, это и смысл, и ум, некоторая основа мира, в которой это Тот, Кто отворит мир – Второе Лицо Троицы, Логос, Он творит мир по воле Отца. Вот этот образ мира, в Слове явленный в этом смысле – это же мир, преображенный Христом, то есть Он нам показал совсем другой мир, преображенный Им. И это тоже нас отсылает к празднику Преображения, когда Христос перед апостолами являет фаворский свет, то весь мир преображается в этом свете. Мир остается миром, но он теперь иной, он обожженный, он с Богом, он к Богу стремящийся. Вот давайте поговорим об этом. Давайте напомним, во-первых, историю праздника Преображения, евангельское повествование, и что нам, людям сегодняшним, Евангелие и Церковь хочет сказать о нас, говоря об этом празднике?

Игумен Лука

– Несколько было восхождений Господа на Фавор, предварялось особым предупреждением для учеников: есть некоторые из вас, кто еще прежде смерти увидит славу Божию своими очами. Это указание сбылось при восшествии на гору в сопровождении трех ближайший учеников – Петра, Иакова и Иоанна на горе через несколько дней после обещанного. Когда, взойдя на гору, взглянули ученики на Христа, то не увидели Его человеческой природы, увидели ее как бы поглощенной Божественной славой – этот покров телесности, человеческой природы был сдвинут, и невозможно было смотреть на Его лицо от изобилия славы Божией, света святости, которая сияла там, где прежде было лицо Спасителя. И одежды Его оставались одеждами, но их белизна, то есть их отражение, привычное отражение света солнечного, было заменено исхождением света от них самих. Знаете, говорят как, какое самое темное место вселенной, которое не отражает никаких лучей – это само солнце, потому что оно источник, который источает. И вот для явления Божественного могущества, Божественной славы Богочеловека Господь дарует ближайшим ученикам созерцать этот нетварный свет Его Божества. И это событие бывает накануне крестных страданий, о чем и в тропаре праздника и в кондаке сообщается, что прежде наступающих страданий, когда как раз за покровом телесности, человечности Господа будет спрятана Его божественность, и мы увидим истерзанного – ученики увидят и мы вслед за ними, по их слову, – истерзанного, отверженного, распятого и умерщвленного Спасителя. Мы тем не менее вслед за учениками приняли бы эту жертву, эту необходимость пострадать Господу по плоти ради нашего спасения, оставаясь всегда неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно в соединении со Своим Божеством, с человеческой природой. И вся эта полнота, воспринятая человеческой природой, оказывается искупленной Господом от власти греха и смерти, во всей полноте воспринятая в Его личность, Богочеловека, и оказавшейся в совершенном послушании Отцу Небесному даже до смерти и смерти крестной. Результатом чего стало сначала кратковременное погребение, а потом тридневное воскресение, уже во всей полноте свидетельствующее о славе Божией и об истинности всего того пути спасения, которое являет нам Бог Отец в Единородном Своем Сыне.

К. Мацан

– Игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». И мы говорим о сегодняшнем празднике, светом которого мы озарены и обрадованы, о Преображении. И поговорим сегодня еще об одном очень интересном событии, которое скоро произойдет – о миссионерском съезде, о серии миссионерских семинаров для молодежи, которые отец Лука тоже организует. Но вот пока мы еще остались на, безусловно, центральной теме сегодняшнего дня, вспомнили сюжет праздника Преображения, евангельское повествование и смыслы вокруг этого повествования. А вот что мы, простые люди, призваны считать в этом повествовании, помимо просто вот тех исторических и богословских смыслов, о которых вы сказали? Ведь когда какое-то событие в земной жизни Христа Церковью признается одним из важнейших праздников года, то есть один из двунадесятых праздников, двенадцать важнейших праздников, и один из них – это Преображение Господне, то есть тем самым это событие, которое имеет отношение к нам, здесь и сейчас – вот это про что?

Игумен Лука

– Да, несомненно, именно к нашему спасению. Особенно любят этот праздник монашествующие, и даже на вершине святой горы Афон есть храм, сейчас обновленный, на вершине 2033 метра – я сподобился неоднократно там бывать, а при последнем посещении даже и послужить. Хотя это ну там не очень...

К. Мацан

– Принято.

Игумен Лука

– Ну для этого нужно и тогда, когда еще были другие отношения с Вселенским Патриархатом...

К. Мацан

– С греческой диаспорой.

Игумен Лука

– Надо было все равно это совершать законно, конечно, по согласованию. Ну бывала такая возможность, уж не знаю, стоит ли об этом говорить, но тем не менее.

К. Мацан

– Ну милость Божия иногда превосходит все человеческие договоренности или недоговоренности.

Игумен Лука

– Тем более эта служба тогда состоялась действительно чудесным образом. У нас было такое намерение, но в результате все технические возможности не сработали. И я, уже запасшись, правда, пятью просфорами, шел наверх вместе с двумя сербами, один из них фотомастер, для того чтобы они могли пофотографировать, ну а я так помолиться, взойти на эту гору, как обещал. Но в результате все сложилось так, что меня чуть не на руках донесли наши подмосковные паломники, и оказался неподалеку и один из послушников, у которого было половина бутылки Намы – церковного вина для богослужения, и сосуды церковные в келье неподалеку. И в результате меня, уже отчаявшегося в реальности этого богослужения, еще к тому же и нога подвела, там коленка сильно побаливала на Панагии, которая на полторы тысячи метров над уровнем моря, а за пятьсот метров до вершины – то есть это еще два часа такого восхождения, и думал, уже вряд ли что-то возможно. Но меня чуть не на руках, облегчив всю мою ношу, присоединившиеся наши русские православные паломники довели туда. Так что была незабываемая для меня, при ноль градусов (там достаточно прохладно даже и в теплое время) совершена эта чудесная, незабываемая служба. Так вот храм именно Преображения на вершине Святой горы Афон. И наша обитель в честь Преображения Господня, раньше она называлась Спасская Пронская пустынь, но именно в связи с праздником Господним, в честь Преображения. Именно потому, что цель христианской жизни все-таки стяжание Духа Святого Божиего или благодати Божией, приобщение к тем Божественным энергиям, которые являет Господь на Фаворе в силе, полноте и очевидности. Впоследствии немало дискуссий затеялось со стороны Запада, которые опровергали, в лице монаха Варлаама и его ученика Акиндина, которые опровергали опыт подвижников Святой Горы и других, молитвенный опыт, результатом которого и целью, и результатом становилось приобщение к особому благодатному Божественному присутствию в жизни, осияния благодатью самого человека, подвижника. Это становилось предуказанием будущего вечного единства с Богом. И преподобный Симеон Новый Богослов вообще говорит, кто опытно не ощутит единения с Богом и не достигнет созерцания Его в этой жизни, не увидит Его никогда. То есть это поставлено...

К. Мацан

– Что же нам делать?

Игумен Лука

– Ну, конечно же, участие в Божественной литургии и наши маленькие усилия внутренней жизни и внешней жизни во Христе ведут нас именно к этой цели. Никогда не надо отчаиваться. А именно к этому призывали нас, к этому отчаянию оказаться в единстве с Богом вот эти лжеучителя, против которых выступил святитель Григорий Палама, за что ему вечная память. И утвержденные двумя Константинопольскими соборами XIV века те определения, которые дают нам реальную надежду и даже необходимость искать единения с Господом в Его благодатных энергиях, действованиях. А что это такое? По определению Григория Паламы, подтвержденных вот этими Константинопольскими соборами, имеющими значение, можно сказать, вселенских, то что в Боге есть умопостигаемое богоприличное различие непостижимой, неприкосновенной Его сущности и множественных энергий, которым и к которым есть необходимость и возможность приобщения и нас с вами, высшей части тварного мира, свободно разумных тварей, которые призваны к вечному с Богом соблаженству. Эти Божественные энергии есть способ бытия Божиего вне Его непостижимой сущности, и именно к ним, к единению с ними и направлены усилия нашего сердца. Притом святитель Филарет Московский замечает, что нельзя считать для себя что-либо из этих божественных призваний к высшему единению чуждым, но надо возвышать ум свой и сердце, чтобы сделать их достойными этих божественных единений, к которым мы призваны. Когда ты чуть внимательней стараешься читать свои утренние и вечерние молитвы, ты уже открываешь сердце для этого единства. А когда ты следишь за чистотой своих помыслов, ты делаешь шаг к этому свету: «Блажени чистии сердцем, яко они Бога узрят» – узрят Его в этих Божественных энергиях. И они приближаются к нам и делаются более освязаемыми при всяком нашем внутреннем и внешнем усилии к исполнению Божественных заповедей, к принадлежности к нашей святоотеческой традиции, жизни по вере. Так что уж в таинствах Матери Церкви мы во всей полноте обретаем эти энергии, именно они делают хлеб и вино, предложенные на Божественную литургию, подлинным Телом и Кровью Господа, приобщаясь которым, мы сподобляемся обожения. И если это обожение не всегда нами душевно, в чувствах наших переживается, то это именно потому, что чувства человеческие достаточно по сравнению с духовными грубые, и тварная наша часть, и они не всегда в состоянии объять то, что мы обымаем очами веры. Поэтому не надо расстраиваться, если не всякий раз ты потрясен или ослеплен, приступая к Чаше Жизни, приобщаясь Самого Христа Воскресшего. Но, как советует святитель Филарет Московский, подвигай расположение сердца своего и порядок мыслей своих к этому от Бога осиянию, и непременно ты какие-то начатки этого движения со временем начинаешь ощущать. О чем говорит преподобный Серафим Саровский: при каждом причастии просвещается человек, просвещается, совсем просветится и спасется. И это не в области не чувственных и не даже душевных ощущений, это то, чем питается дух. А у духа есть три проявления, три способа его узнавания –это страх Божий, это устремленность к Богу и это наше совестливое различение добра и зла. И вот в этом поприще, конечно же, всякое наше участие в таинствах Церкви, особенно Причащении, и является как раз приятием этих Божественных энергий.

К. Мацан

– Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области, игумен Лука (Степанов). У микрофона Константин Мацан. Не переключайтесь.

К. Мацан

– «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области, игумен Лука (Степанов). И я уже говорил, что мы сегодня, конечно же, говорим о празднике Преображения Господня, с которым я еще раз вас не устаю поздравлять, один из самых светлых праздников церковного года. Причем «светлых» здесь не фигура речи, а конкретная реальность – мы вспоминаем событие, в котором Христос явил нам фаворский свет, нетварный свет, особенный свет, просвещающий мир. И вот то о чем вы сейчас рассказывали, учение святителя Григория Паламы о Божественных энергиях, казалось бы, такая вещь, она очень богословски важная, про энергии Божественные. И вот если смотреть, допустим, русское богословие XX века и русскую философию XX века – это философия и богословие, постоянно апеллирующие к Григорию Паламе, к учению о Божественных энергиях. Паламизм стал таким ответом русских философов на католическую мысль, которую можно обозначить как неотомизм. Вот католики в XX веке поняли, где корни – корни у Фомы Аквинского, поэтому неотомизм – официальная доктрина, такое официальное учение католической церкви. А русские богословы и философы в эмиграции подумали: а где наши корни? Тогда у нас паламизм – мы к Паламе апеллируем, там мы. Поэтому трудно переоценить значение и этого учения, и праздника Преображения Господня для русской культуры, для русского православия, ну и конечно, вообще для православия в целом, не нужно ограничиваться только национальной Церковью. Ну вот я сегодня уже сказал, что мы, помимо всего прочего, еще говорим о мероприятии таком важном и интересном – о миссионерском съезде, о серии миссионерских семинаров для молодежи, который у вас в монастыре Преображенском будет проходить с 21 августа по 27-е, да, если я правильно понимаю, с воскресенья по субботу, и даже по воскресенье.

Игумен Лука

– Да, скорее включая воскресный день. То есть в воскресенье вечерком, 21-го съезжаются делегаты, а в понедельник, ровно через недельку, уже встретив праздник Божией Матери, 29-го, надеемся, уже благополучно разъезжаются.

К. Мацан

– Ну смотрите, мы когда говорим это слово «миссионерство», за ним как-то обычно предполагается желание обратиться к, может быть, пока нецерковной аудитории, к просто людям нейтральным, например, которые смотрят со стороны на Церковь, с каким-то посланием, с попыткой показать красоту православия. И снова мы приходим к теме фаворского света, потому что ну что еще являет, что может быть образом таким, символом той красоты, которой вера преображает мир, и мир становится другим, становится каким-то иным и с иной стороны открывается. А вот насколько эта тема, не знаю, для миссионерской работы?

Игумен Лука

– Ну повеление это прямое от Господа: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрые дела ваши – таким образом, эти понятия добрых дел и понятие света тождественным представляются Господом. Да просветится свет ваш пред человеки, да видят ваши добрые дела, которые происходят, как известно, из расположения сердца, от избытка сердца и глаголят уста, и совершаются добродетели, и прославят Отца вашего, Иже на небесах. Прекрасная, кажется, фраза для девиза всякого миссионерского служения. Ну а это, на мой взгляд, совершенно главнейшая задача: как-то, всеми возможными способами, во-первых, конечно же соблюдая себя в порядках христианской жизни, во-вторых, оказаться полезным для обретения веры Христовой современной молодежи. И этому и посвящена как раз деятельность всякого миссионерского отдела, всякого миссионерского лагеря: помочь самим себе, воспламеняясь сердечно, оказаться виновником и сердечного огня, передаваемого другим. Это слова, кстати, Августина блаженного: тот, кто хочет кого-нибудь возжечь, должен сам ярко гореть. Это тоже, думаю, из тезисов очень полезный для современного миссионерства, который, в общем-то, не для того собирается, чтобы логически только выстроить какую-то систему просвещения современников – это сложно, там сейчас ведь нет вот этого элементарного, необходимого для накормления народа сидения рядами. Прежде пяти хлебов на пять тысяч человек и семи на четыре тысячи человек Христос требовал посадить народ рядами, чтобы они сели спокойно, и вот в таком тихом и ясном виде могли получить то, что им хотят дать. Где сейчас это сделаешь? На улице ловить проходящую молодежь? На концерты их куда-то там пытаться пробраться, чтобы... существуют такие батюшки: мы с вами молодежь любим, рок любим. В школах нет, в семьях нет, в вузах нет слова Божиего, просветительского служения. Ну вернее не вовсе нет, конечно, есть элементы, но это не всеобще. У меня сейчас у самого-то счастливый этап возвращения к моему преподаванию в ГИТИСе – институте, который я прежде закончил.

К. Мацан

– Серьезно? А что вы там преподаете?

Игумен Лука

– Сейчас я вам расскажу. В начале 90-х я преподавал мастерство актера.

К. Мацан

– Так.

Игумен Лука

– Это было три года – 90-й, наверное, 91-й, 92-й год. А вот теперь уже третий год, по милости Божией, предмет назывался в прошлом году «Образы Священном Писании в мировой культуре» – это было для первого курса актерского факультета. А в этом году на всем актерском факультете – немало там худруков набрали в этом году первый курс актерский, будет у них предмет «История религий». И это замечательный повод пообщаться с нашей будущей творческой интеллигенцией и принести им то, что вряд ли им сообщено было и во времена их среднего образования, и в домах их собственных, потому что ясно, что мы сейчас все живем в отрыве от традиции нашей православной.

К. Мацан

– Это очень интересно. Я бы ваш курс послушал, именно в вашем исполнении.

Игумен Лука

– Не думаю, что вы в нем нуждаетесь, дорогой Константин. Я думаю, что здесь как раз именно для нашей молодежи, вовсе лишенной, как правило, каких-то здоровых понятий и о нашем вероучительном содержании православия, и о Священном Писании, особенно Нового Завета.

К. Мацан

– Я знаком с одним профессором ВГИКа, который специально к своему курсу мастерской режиссеров приглашал преподавателя – этого не было в программе, но приглашает из года в год преподавателя, именно прочитать курс «История религий». Потому что, как следует из наших с ним разговоров, в чем мотивация: ну во-первых, есть какой-то набор постоянных стереотипов. Там религия и наука, например: наука религию отменила давно – это не так, это просто и это не вопрос идеологии, это просто нужно знать, а что такое наука и что такое религия, как они соотносятся, чтоб этого стереотипа в голове не было. И вот таких вот вещей, их просто нужно вовремя человеку рассказать, чтобы он больше дальше не мучился об этом. А потом, если мы говорим особенно о творческом вузе – актеры, режиссеры – ну пойди, пойми Тарковского или Бергмана без этого бэкграунда.

Игумен Лука

– Конечно. Мы когда листали страницу за страницей Ветхий и Новый Завет в прошлом году с первокурсниками, с отражением в мировой культуре – и в архитектуре, и в поэзии, в том числе и русской и, конечно, в живописи многообразной – всех этих событий Священного Писания, священной истории, то просто совершенно непонятно, откуда бы взять хоть какую-то приблизительную ориентацию, не ознакомившись хотя бы в этом минимуме. Это получается, в общем-то, курс библеистики минимальный, но с адаптацией в это творческое пространство. И это, конечно, как воздух нужно. Понятно, что мы можем удивляться сколько угодно, почему до сих пор этого нет и во всех, не только в творческих вузах. А в медицинских? Неужели будущем врачу основы морали такой, общечеловеческой и мотивации для служения, как они могут без этого обойтись.

К. Мацан

– У нас был в гостях однажды профессор медицинского университета, который читает историю медицины и, показывая, что вот древнегреческий врач Гален известный, один из основоположников медицины, исследовал человека и понял, как тесно поиск нервов в человеке связан с поиском души и наоборот, и как одно от другого отделить. То есть даже история такой естественной науки как медицина так или иначе не может не быть связана с вопросами о том, что в человеке принципиально не измеряемо, не исследуемо, что мы не можем взвесить и на микроскопе, допустим, просветить, как душа, но без этого непонятно, кого мы изучаем.

Игумен Лука

– Вот видите, остается все равно это в порядке исключения пока, встреча с молодежью в организованном формате образовательного процесса для того, чтобы сообщить им вот эти, хотя бы не надо их декларировать как обязательную идеологию, которую они должны воспринять. Но остаться вовсе лишенными этого сокровища Божественного откровения, этого мирового главного культурного основания – это большая беда, которая сейчас пока продолжается. Поэтому все эти миссионерские наши слеты имеют очень конкретную задачу: найти способы и методы той жизни во Христе, которую сами мы стараемся, пытаемся вести вместе с нашими друзьями, молодыми единомышленниками по жизни церковной, для того чтобы и современники их каким-то образом потихонечку приобщались к ней. Для этого существуют сейчас, конечно же, некоторые ресурсы и СМИ, и интернет-пространство, которые всяким вредным контентом заполнено многообразно, а полезного, интересного, увлекательного, просветительного не так много. И надо по этому поводу и соображать, и учиться у тех, кто уже что-то умеет в этом жанре, всякого рода формы входа в вузы. У нас есть в Рязани миссионерский отряд, межвузовский – «Теограм» называется. Вот мы как раз объединяем представителей разных вузов, все время пытаемся изобретать какие-то мероприятия, поездки, встречи, просмотры фильмов, куда привлекаем вслед за нашими участниками этого отряда их однокурсников или тех, кто учится с ними в одном вузе, и таким образом понемножку приобщаются слову Божиему, к церковной жизни современники – такая простая задача. А кроме этого, какие-то посещения интернатов, систематические причем, с какими-то встречами, праздниками, которые помогаем устраивать в этих организованных таких местах пребывания молодежи. Ну а этот форум будет, он проводится при самых основных усилиях организационных со стороны Комиссии миссионерской города Москвы. И теперь уже не так давно оказавшийся назначенным возглавлять миссионерский синодальный отдел владыка Евфимий, вот мы надеемся, что несколько спонтанно и снизу явившаяся инициатива прошлого года, ну и раньше мы какие-то встречи эти молодежные проводили вместе с Москвой и с Рязанью, с нашей такой активной молодежью, вот уже обретет какую-то еще большую формальную устойчивость. Не для формализации дела, разумеется, а для ее большей систематизации. И вот этот форум, который удобно проводить в нашем монастырьке – есть у нас гостиница, есть у нас залы и зеленые, на свежем воздухе, и крытые – мы сейчас в этом направлении трудимся, и Господь помогает кое-что благоустроить в наших помещениях и окружающих просторах для вот этих регулярных встреч, занятий, жизни, питания, купания. Ну то есть есть где и отдохнуть, и помолиться, собор достаточно большой. Сейчас готовим к освящению еще один, который уже будет Преображенским. Так что вот в этом как раз и этим, надеюсь, летом, и в эти дни состоится, так что даже можно присоединиться. Это называется «Святогорье». Или, я думаю, Телеграм-канал нетрудно найти, где мы там находимся в переписке и, может быть, и свое участие еще там заявить.

К. Мацан

– Да, форум межрегиональный молодежный цикл миссионерских семинаров «Святогорье» в Пронске, можно поискать Телеграм-канал. Наверное, на ресурсах монастыря, на сайте монастыря информация об этом есть. А как добраться до вас?

Игумен Лука

– До Рязани ходят очень удобные экспрессы. Ну вообще мы организуем там, будем 21-го встречать на вокзале в Рязани тех, кто едет как-то именно на поезде или на автобусах. Есть много удобных способов добраться от Москвы до Рязани, кто этим чуть-чуть озадачится, увидит прекрасные и экспрессы быстрые – 2 часа 8 минут всего от Казанского вокзала до Рязани-2 – одного из рязанских вокзалов. А оттуда уже меньше часа – и это уж мы организуем трансфер. Ну и люди на своих машинах, вообще это от МКАДа со стороны Каширки не больше трех часов дороги. Потому что у нас мы все-таки имеем дело со взрослой уже молодежью, студенчество и выше, поэтому тут возможны всякие способы. Поэтому если уж кто вступит в это общение, там у нас лидер молодежный Леонид, который является как раз помощником по миссионерской работе в одном из наших храмов Москвы и в Комиссии по миссионерской работе. Так что, в общем, все это не трудно найти коммуникации, добраться с Божией помощью.

К. Мацан

– Игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вы очень важную фразу одну произнесли, что собираются миссионеры, сотрудники приходов, сотрудники епархии не для того, чтобы просто обсудить некий такой логический, рациональный путь устроения разных мероприятий, направленных на просвещение, потому что само по себе вот такое социальное конструирование, наверное, не дает желаемого результата, если человек сам не горит, если вот это такое, какая-то не работа личности, которая очень плохо алгоритмизируется, и которую невозможно загнать в рамки. Вот нужен тот, кто будет хотеть быть миссионером. И это такая важная тема. Я помню, что в одном интервью один очень опытный священник московский такую мысль высказал, которая мне как-то запомнилась и мне запала в душу. Он сказал, что у нас есть часто представление, что путем тех или иных более или менее успешных мероприятий мы к обозначенному сроку привлечем в Церковь такое-то количество людей и так далее. Вот нет, не привлечем. Потому что «не вы Меня избрали, а Я вас избрал». И мы не должны, вот по мысли этого пастыря, сбрасывать со счетов такую вещь как воля Божия в этом деле. И тогда это ставит под вопрос, ну не то что под вопрос, а ставит вопрос к тому, а на что мы рассчитываем? Вот я, помню, даже реально участвовал в одном таком совещании, где не в шутку было сказано, что какой у нас KPI наших действий, этоn вот коэффициент полезного действия? Ну чтобы к такому числу, к завершению отчетного периода, там через год, количество причастников в этом храме возросло «с ... до ...» И, с одной стороны, я понимаю, что когда мы к таким вещам подходим профессионально, то неизбежно возникают такие вопросы: а какой у нас будет результат, на что мы рассчитываем? Это правильный вопрос, это вопрос человека, ответственного за свои действия. С другой стороны, то что я сказал, повторяя этого священника, что проповедь не бывает совсем алгоритмизирована. Для всех я стал всем, говорит апостол Павел, чтобы хотя бы некоторых приобрести. Вот каким в этом смысле должно быть такое смиренное мирочувствие миссионера?

Игумен Лука

– Сначала хочется, конечно, словами русской поэзии подтвердить ту мысль, которую вы высказали:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

А что делает благодать? По определению Иоанна Златоуста, она сама обходит сердца, ища те из них, которые способны ее принять – в этом и состоит избранничество. Избранничество не в том, что Господь кого-то предопределяет к спасению, а в том, что предвидит, какие из сердец окажутся благоприятными для этого Божественного освящения. Притом что у Бога иного и нет намерения, лишь бы миловать и миловать, лишь бы просвещать и просвещать. Но не все захотят. И когда Господь рассказывает притчу о сеятеле, который вышел сеять одинаковые семена, но на разную почву падшие, мы это всегда имеем в виду. И я уже давно не рассчитываю на красноречие проповедника или миссионера, но на устроение слушателя как плодотворное. Конечно же, первую позицию никак нельзя забывать, и мы в нашем отряде миссионерском «Теограм» оставляем номер один за собственным поддержанием и просвещенности, и церковности, и осведомленности в каких-то и наших богословских истинах, и правильных формулировках – это тоже все-таки культура, которой требует от нас дело миссии. Ну и, конечно, собственная покаянная жизнь, молитвенная жизнь. Но вслед за этим, уже когда мы выходим уже на поприще служения, когда Господь изводит на жатву Своих делателей, то здесь эта жатва восходит там, где найдутся встречные расположения сердца, где найдется взаимность в ответ на Божественный призыв. И страшно, и ответственно сознавать то, что этот призыв возможен через тебя, раз тебе дано благовествовать, дано возвещать, дано самому, по милости Божией, жить церковной жизнью. Ну а уже:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

– тоже один из наших поэтов, правда, там о каких-то других общественных движениях рассуждал. Но все-таки надо воспринимать результат как раз как действие благодати Божией, которой нашлось место в тех конкретных лицах, личностях, которые оказались небезответными для призыва Божественной любви и потихонечку подкатывают. А уж когда они приходят – мы уже знаем, действие, знаете, очень запоздалое. Когда вовсе не в этот же год вернулся к тебе тот студент другого факультета, которые пришли на экскурсию в храм университетский, как у нас, например, или провели с ними небольшой курс. У нас сейчас сократились, а раньше было немало курсов по выбору на факультетах других светских факультетах нашего Рязанского университета. И вот кто через пять лет, кто через десять лет объявляется в Пронске, или в том же Татьянинском храме: вот вы у нас были, а вы меня помните? Ну как тут упомнишь... Конечно, помню. И вот там кое-какие слова запали. И вот теперь, когда я разбил чужую машину, вы мне очень нужны, потому что я чувствую, что как-то тучи сгустились, жизнь напрасна, но как раз сейчас мне и хочется поисповедоваться и попросить милости Божией на мою жизнь и душу. Ну вот давайте подумаем, посоветуемся. Тут и о венчании время поговорить, тут и поисповедоваться в ошибках молодости оказывается своевременно. Так что действительно это, как говорят в бизнесе, вложения дально... как называются, долгие вложения.

К. Мацан

– На перспективу, долгосрочные.

Игумен Лука

– Долгие вложения. Так что, конечно, требуется некоторый отчет о количестве благополучателей при наших попытках формулировок всяких социальных проектов, получения грантов. Потому что провести какую-то образовательную деятельность просветительскую тоже хорошо, когда у тебя есть какая-то поддержка, и мы не ленимся писать на президентские гранты, на какую-то поддержку православной инициативы, Патриаршего конкурса грантов для реализации каких-то проектов. Но тогда надо объявить количество благополучателей этого проекта, количество рассылок, количество потенциальных зрителей в соцсетях и в СМИ, которые будут освещать это дело. Но все-таки никогда мы не добалтываемся до количества причастников, которых мы обеспечим или кающихся, понимая всегда, что все-таки не в этих показателях мы можем оценивать плодотворность наших усилий миссионерских, просветительских, а в каком-то предложении. А вот предложение достигнет до многих, а много ли будет ответивших на него сердечно – это действительно не в нашей власти. Но надо вовремя и не вовремя, как говорит апостол Павел, делать усилия для того, чтобы множилось слово Божие среди современной молодежи.

К. Мацан

– А вот когда мы говорим о том, что нет такого инструментария, чтобы гарантированно, путем тех или иных успешных мероприятий, скажем так, привлечь в Церковь... Хотя мне очень не нравится само выражение «привлечь в Церковь» – как будто мы привлекаем какую-то организацию, где нужно побольше членов, чтобы побольше было, не знаю, членских взносов и так далее. Двери Церкви всегда открыты, и Христос всегда всех ждет. И, в общем-то то, что мы стараемся сделать, это не привлечь в Церковь, а может быть, поделиться той радостью веры, которая в нас есть. И, в общем-то, может быть, это максимум, на что мы можем рассчитывать. Но все-таки при этом говорится о том, что если у нас нет такого вот инструментария мероприятий, для того чтобы совсем внешних людей прямо как-то массово к общине христиан православных приобщить, тут же говорится, что есть же задача очень насущная – миссионерство внутри Церкви. То есть люди, которые уже так или иначе знакомы с православной культурой, может быть, уже являются, ну как минимум захожанами или прихожанами того или иного храма, есть смысл и на них направлять некое усилие по просвещению. А вот как вам кажется, где здесь бьется главный нерв? То есть если есть необходимость просвещения, значит, есть некая лакуна, условно говоря, которую нужно заполнить. То есть человек, даже живя церковной жизнью, есть ему куда расти и есть ему что еще для себя в этой церковной жизни открыть. Вот что, где здесь главное направление тематическое, о чем может и призван миссионер сказать тому, кто уже начал жить церковной жизнью?

Игумен Лука

– Знаете, я думаю, что базовое понятие для этого внутреннего развития – это то, что и нам самим о себе не должно думать как о достигших: думающий, что стоит, смотри, как бы не упасть. Поэтому мы вообще не действуем с позиции благонадежно укрепленных для тех, кто еще где-то там болтается.

К. Мацан

– Не сверху вниз.

Игумен Лука

– Никак не так, да. А напротив, предлагаем свою руку – участвовать вместе в деле спасения нашего – и моего, и твоего. Преподобный Ефрем Сирин интересно говорит, что у нас Церковь не спасающихся, а Церковь погибающих, ибо только погибающий и осознающий себя беспомощным без Господа преобразит свое падшее человеческое естество в свободу чад Божиих. Вот это и есть какое-то обоснование, мотивация и причина той проповеди любви, как будучи сам искушен может и искушаемым помощи́, призыв быть спутниками вместе в Эммаус, где Господь пойдем вместе с нами. Имея в виду то, что чувствую я сам в моей потребности милости Господней, этим же оказаться заразительным, этим же оказаться увлекательным и для тех, кому по пути, для тех, кому не останется это пустым звуком, Господне спасение. Поэтому всякая организация церковной жизни и молитвенной жизни, всякое стабильное посещение регулярное богослужений для нас, уже живых членов Церкви, и привлечение особенно молодежи к богослужениям, к каким-то акафистным пениям там дополнительным, кроме воскресной литургии и праздничных богослужений, вполне актуальное дело. И мы пытаемся это тоже потихонечку практиковать. Ну а просто жертвенное служение, самое разнообразное – это приходская жизнь внебогослужебная, вот она и есть способ и объединения людей, и поддержки взаимной, когда мы кому-то служим, кому-то оказываем свою милость – это физический ли труд или ухаживание за каким-то образом нуждающимися, их кормление, или врачевание, или уход, или образование. Ну в нашем случае это чаще наша молодежь, которая как раз объединяется на поприще служения там школьникам, сиротам. И интересно, что это как раз та среда, в которой очень увеличивается шанс встретить и свою судьбу по жизни семейной – как раз очень актуальный вопрос для современной молодежи, и ради ответа на него, они готовы быть и поближе к Церкви: где встретить спутника жизни, как не ошибиться в этом выборе? Так вот, оказывается, для укрепления этого нашего внутреннего состава молодежи, а для них лучший шаг прекрасный бывает – это все-таки создание православной семьи, вот это внебогослужебная церковная жизнь, совместное служение – это лучший огород, где не в хороводе, а в огороде можно встретить и того, кто с тобой окажется вполне единомысленным, с тем чтобы уже в составе семьи вместе идти по жизни. Так что вот этот круг (вряд ли это звучит как-то инновационно) забот, который вполне может и наполнить жизнь, и сделать ее и прекрасной и для тебя самого, и возможно, удобной для служения тем, кто еще нуждается и в хлебе насущном, и в Хлебе Жизни, который от тебя может быть преподан.

К. Мацан

– Я помню, когда мы учились в институте, у нас тоже были лекции очень интересных преподавателей, которые никак эти лекции не были заявлены как какие-то миссионерские или вовсе религиозные, просто были обычные курсы литературы, культурологии и так далее. Но то, как лекторы об этом говорили и то, под каким углом сама их личность, конечно, являли такое тоже знакомство с тем, как мыслит и видит мир верующий человек. И тогда вокруг самых ярких преподавателей такие образовывались кружки студентов, которые благодаря этому приходили в Церковь. Но вот что интересно: на курсе, где я учился, было 90 человек, а вот из нас, таких заинтересовавшихся, наверное, к Церкви обратились человека четыре или пять, а сейчас, судя по общению, постоянной церковной жизнью живут двое. То есть из 90 человек вот двоих уловил Господь через этих преподавателей. А вот для вас, как для миссионера, это хороший результат или маленький, недостаточный?

Игумен Лука

– Ну он реальный. Даже в тюрьмах 10%, а это все-таки условия, очень располагающие душу к покаянию, к молитве, к вынужденному удалению от источников греха и соблазнов. Вот в молодежной среде то, что 5% оказываются расположенными вслед за словом проповедника – ну вполне хороший результат. Если вспомнить Ареопаг, где не кто-нибудь, а апостол Павел, и тут уж не просто красноречие, а как пишет Иоанн Златоуст, огнь от его уст исходил, как лисиц попаляющий бесов и всякую в душе нечистоту, и всякое противление такое, языческое. И то, кто за ним, за апостолом, пошел? Несколько благородных, благообразных женщин и Дионисий один единственный, кто, во всяком случае который упоминается. Апостол Павел вовсе не приуныл от отсутствия коллективного движения по его указанию, а благодарил Бога и формировал эти приходы, епархии на местах своей проповеди из тех единиц. Ну и Господь нас не обнадеживает в этом смысле, будто будет это большое стадо. Не бойся малое стадо, ибо благоволил Отец Небесный дать вам Царствие. И тесны врата и узок путь, и немногие идут им. Это, наверное, печалит, но, с другой стороны, видите, одна душа для Господа дороже сокровищ мира. И искренне приходя на какую-нибудь беседу (у меня бывали такие встречи, ну какие-нибудь провалы технические организационные) – пришли две дамы пожилые, а вроде бы так предполагалось что-то такое, привлечение многих. Я, собственно, у наставника и духовника научился, насколько это достаточное поприще, предоставленный час возможного общения вовсе не с огромной аудиторией, а она оказалась совсем немногочисленной, и здесь принести пользу и сообщить душе, ищущей то, что послужит к ее благодатному освящению, всяко воспринимается, мне кажется, и миссионером, и священником как благодать. Во всяком случае вот в таком отношении я как-то оказался воспитан своим наставником, и вижу, что это несомненно так. Поэтому горевать о немногочисленности вот этих, явно свершивших какую-то перемену по нашему слову, не годится.

К. Мацан

– Спасибо огромное за нашу беседу. Ну вот у нас большая аудитория у Радио ВЕРА, и сегодня явно не немногочисленные слушатели наши были. И, дай Бог, чтобы разговор был к пользе. Я вам благодарен за то, что этот день, вечер праздника Преображения Господня вы провели с нами. Я напомню, сегодня в студии светлого радио был игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области. Еще раз и вас с престольным праздником поздравляю, и наших слушателей с праздником Преображения Господня. Света вам и радости. А света будет больше, если светлое радио будет у вас почаще играть. Константин Мацан был в студии у микрофона. Спасибо. До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем