
Фото: Pixabay / Pexels
Есть у меня хорошая книжка: «Афонские душеполезные поучения на каждый день Великого поста». Весь пост и читаю, каждое утро, книга эта у меня настольная, на работе. В офис приезжаю раньше всех и именно с чтения день начинаю...
Сегодня это был отрывок из творения святителя Григория Паламы о том, что не стоит слишком прилепляться душою к земному своему имуществу и, пользуясь вещами, быть готовыми с ними расстаться, если потребуется. И если хочешь Божьим человеком быть. Конечно, я хочу, и слова святителя мне показались очень правильными.
К девяти часам наш офис наполнился сотрудниками, и начальник отдела объявил: наш проект, плод коллективного труда нескольких лет, утверждён на самом высоком уровне! Всеобщую радость руководитель умножил сообщением, что каждый работник получит вполне ощутимую сумму в качестве премии. Ура! И мысли мои радостно запрыгали: как раз нужно новые покрытия сидений в салон автомобиля заказать, там у меня краской залито и кошкой поцарапано! И ботинки пора уже сменить: крепкие, но второй год одни и те же, надоело. И плитку в кухне на полу поменять...
Но взгляд вдруг упал на книжку, что лежит на углу стола. Вот и закладка на сегодняшнем чтении: «Будучи на земле, Господь прожил жизнь бедняка» — говорит нам Григорий Палама. Понимаю, что всё-то у меня есть. И машина замечательная, и сыт я, и одет по милости Божией, и вот даже премию получил... Переведу-ка я эти деньги беднякам самым настоящим. Где там то объявление о доме престарелых, что вчера вечером видел? В обеденный перерыв непременно найду!
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
Что общего между пословицей и притчей?

Почему Христос общается с народом притчами? В Евангелии от Матфея сказано: «И без притчи не говорил им». Видимо, потому что людям привычен этот жанр. Притча немногословна. В ней, как правило, встречаются сюжеты, близкие простому народу — пахарям, рыбакам, пастухам. Она содержит поучение в доступной форме и, благодаря краткости и образности, легко запоминается. Вспомним сюжеты о блудном сыне, о сеятеле, о виноградаре.
Однако к данному жанру относят и более короткие высказывания. Например, в книге Притчей Соломоновых мы читаем: «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя». Подобные мудрые мысли мы находим и в знакомых пословицах, например, «стой за правду горой» или «на льстивые речи не льстись, а на правду не сердись».
По сути, притча говорится по ситуации, в нужный момент. На это указывает и происхождение слова «притча», оно родственно древнерусскому глаголу «притъкнутисѧ», что значило «случиться, произойти». Но ведь и пословицу мы употребляем по случаю, когда нужно сказать мудрое короткое наставление.
Несложно заметить смысловые параллели между данными жанрами. Например, царь Соломон говорит: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен». А пословица подтверждает: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Или в книге Притчей читаем: «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный». А народная мудрость советует: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Ещё один пример: «Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей», — сказано царём Соломоном. А русская пословица говорит: «Доброе слово и кошке приятно», «доброе слово лечит».
Получается, что оба жанра схожи, только один — притча — более книжный, тяготеет к сюжетному рассказу, а второй — пословица — это короткая мудрая присказка. Но и притча, и пословица — богатейший кладезь мудрости, сохранённый в книгах и в народной культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Что общего между пословицей и притчей?
- Читать или не читать — вот в чём вопрос
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем возродить жемчужину села Пёт

В Рязанской области располагается старинное село Пёт. Его главное украшение — Церковь из красного кирпича, освящённая в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Её масштабы и красота впечатляют. Купола напоминают по форме пламя свечи.
В 20‑е годы прошлого столетия храм закрыли, и огонь горячей веры здесь угас на многие десятилетия. Долгое время во Введенском храме располагался склад зерна, овощей и мяса, а потом его и вовсе забросили. Однако святыня сохранилась и сегодня полюбоваться ею приезжают гости из разных мест. Во всей Рязанской области не найти храма с подобной архитектурой. Он построен в стиле так называемого «северного модерна». Внутри него просторно и светло — окна расположены таким образом, что здание полностью утопает в лучах света.
С 2015 года церковь взяла под опеку небольшая группа активистов из числа местных жителей и неравнодушных людей из Москвы и других городов. Они убрали заросли кустарников на крыше, заменили кровлю и купола, отремонтировали центральное крыльцо, навели порядок внутри, закупили утварь. Их общими усилиями святыня понемногу оживает. Здесь уже совершаются службы! Сейчас важно обустроить иконостас, отремонтировать старые окна и благоустроить территорию вокруг храма.
Дело жителей села Пёт и волонтёров поддерживает фонд «Белый ирис». На своей площадке он открыл сбор на помощь Церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. И если вы тоже хотите внести свой вклад в возрождение святыни, переходите на сайт фонда «Белый ирис» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковная жизнь в СССР в народной памяти». Петр Чистяков

А в восемь вечера у нас в студии кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ Петр Чистяков.
Разговор шел о жизни Русской Церкви и церковных людей в середине 20-го века и как сведения об этом сохранялись в народной памяти. Какие удивительные свидетельства удается находить историкам, как из разрозненных данных собирается картина исторических событий.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер