
Фото: Stefano Pollio/Unsplash

«Ах, как прелестно, прелестно!» — именно так выражала своё восхищение ворона, героиня мультфильма «Возвращение блудного попугая». Сами мы тоже подчас, восторгаясь чем-то, даём вещи или событию эту самую возвышенную характеристику — прелесть. Интересно, что наши предки такое поведение бы осудили. Потому что совсем иначе «прелесть» понимали.
Сегодня в нашем «ларце» церковнославянских слов и выражений оказалось выражение «прелесть». Церковнославянское значение слова «прелесть» сильно напоминает то, как к кольцу всевластия относился Горлум, герой романа Джона Толкина «Властелин колец». Волшебное кольцо полностью подчинило себе разум этого существа. Он же называл магический артефакт исключительно «прелестью». В церковных текстах слово «прелесть» имеет несколько значений. Первое из которых — обман, обольщение. Например, в молитве к Богоматери, Церковь благодарит Её за погашение печи обмана, то есть языческого жертвенника — «радуйся, прелести пещь угасившая». Иногда «прелесть» означает «блуждание, уклонение». В понимании наших предков слово «прелесть» соотносилось с понятием «лесть». Таким образом, «прелесть» — это высшая форма лести, лжи, то есть «пре-лесть» (сверхложь). Прелестью в церковной традиции называют также опасное духовное заболевание, когда человек мыслит себя святым, таковым не являясь. В греческом языке «прелесть» звучит как «апати». Современные греки понимают это слово ещё и как жульничество, афера. Иными словами, человек, попавший под влияние прелести, становится жертвой духовной аферы. И если от прелести не избавится, то станет похож на упомянутого уже Горлума. Итак, запомним, церковнославянское слово «прелесть» в переводе на русский язык может означать «обман, заблуждение». Также это понятие «прелесть» употребляется для обозначения тяжёлого духовного состояния, в котором может оказаться человек.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



