
Фото: Maksym Harbar/Unsplash
Супрасльский Благовещенский монастырь или Супрасльская Лавра — главный монастырь Польской Православной Церкви, расположенный на востоке Польши, почти на границе с Белоруссией. Монастырь был основан в 15 веке и пережил немало трудных испытаний. То его захватывали католики, то опустошали коммунисты. Новейший период существования Супрасльской Лавры начался в 1996 году, когда Польское государство вернуло монастырь Православной Церкви. Супрасльская Лавра известна не только благодаря своей многострадальной истории. Здесь, например, были найдены два уникальных древних документа: Супрасльская рукопись, одна из древнейших рукописей на старославянском языке, и Супрасльская летопись, сборник летописных текстов первой половины XVI века. Ежегодно 10 августа Супрасльская Лавра становится центром паломничества для многих тысяч православных поляков, россиян, белоруссов, украинцев. Причиной этому служит великая святыня, которая здесь хранится — Супрасльская икона Божией Матери. Супрасльская икона является списком, копией, со Смоленской иконы Богородицы. Список Смоленской иконы, впоследствии прозванный Супрасльской, доставили в монастырь из Руси в начале 16 века. Супрасльская икона была написана в греческом стиле на доске размером два с половиной на полтора метра. Уже в семнадцатом веке зафиксировали множество чудес, которые стали происходить после молитв перед иконой. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Супрасльскую икону эвакуировали из монастыря из-за наступления немецких войск. В Супрасль икона больше не вернулась, её дальнейшая судьба до сих пор неизвестна. В настоящее время в Лавре хранится копия иконы, выполненная в XIX веке. Сегодня данная икона почитается ничуть не меньше оригинала. От нее также получают исцеление люди. Причем благодатная помощь приходит и к неправославным христианам.

Супрасльский монастырь.
Фото: https://ru.wikipedia.org/
Ежегодно 10 августа почтить Супрасльскую икону в одноименную Лавру съезжается огромное количество паломников. Они прибывают в монастырь как по одиночке, так и группами в рамках масштабных крестных ходов. Многодневные крестные ходы стартуют из Варшавы, Белостока, Вроцлава и других польских городов. В одном только крестном ходе Белосток-Супрасль ежегодно принимают участие до двух тысяч человек. Кроме того, в Супрасль паломники уже традиционно добираются в рамках особых православных велопробегов и сплавов на байдарках. Все паломники стараются прибыть к вечернему богослужению, потому что в ходе него Супрасльская икона торжественно обносится вокруг обители. Помолившись, паломники устраивают палаточный городок вокруг Лавры. Всю ночь здесь звучит пение молитв, посвященных Божией Матери. Многие паломники вовсе не спят. Они отправляются на панихиду по умершим супрасльским монахам, которая совершается в пещерах-катакомбах, служащих монастырским кладбищем. Начиная с половины четвертого утра в Лавре начинается служение Литургии. Три Литургии одна за другой служатся в храмах монастыря. После последней Литургии также совершается крестный ход с Супрасльской иконой. По окончании богослужебных торжеств братия монастыря угощает паломников нехитрой едой с монастырской кухни, которой радуются все без исключения.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема