Супрасльский Благовещенский монастырь или Супрасльская Лавра — главный монастырь Польской Православной Церкви, расположенный на востоке Польши, почти на границе с Белоруссией. Монастырь был основан в 15 веке и пережил немало трудных испытаний. То его захватывали католики, то опустошали коммунисты. Новейший период существования Супрасльской Лавры начался в 1996 году, когда Польское государство вернуло монастырь Православной Церкви. Супрасльская Лавра известна не только благодаря своей многострадальной истории. Здесь, например, были найдены два уникальных древних документа: Супрасльская рукопись, одна из древнейших рукописей на старославянском языке, и Супрасльская летопись, сборник летописных текстов первой половины XVI века. Ежегодно 10 августа Супрасльская Лавра становится центром паломничества для многих тысяч православных поляков, россиян, белоруссов, украинцев. Причиной этому служит великая святыня, которая здесь хранится — Супрасльская икона Божией Матери. Супрасльская икона является списком, копией, со Смоленской иконы Богородицы. Список Смоленской иконы, впоследствии прозванный Супрасльской, доставили в монастырь из Руси в начале 16 века. Супрасльская икона была написана в греческом стиле на доске размером два с половиной на полтора метра. Уже в семнадцатом веке зафиксировали множество чудес, которые стали происходить после молитв перед иконой. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Супрасльскую икону эвакуировали из монастыря из-за наступления немецких войск. В Супрасль икона больше не вернулась, её дальнейшая судьба до сих пор неизвестна. В настоящее время в Лавре хранится копия иконы, выполненная в XIX веке. Сегодня данная икона почитается ничуть не меньше оригинала. От нее также получают исцеление люди. Причем благодатная помощь приходит и к неправославным христианам.
Ежегодно 10 августа почтить Супрасльскую икону в одноименную Лавру съезжается огромное количество паломников. Они прибывают в монастырь как по одиночке, так и группами в рамках масштабных крестных ходов. Многодневные крестные ходы стартуют из Варшавы, Белостока, Вроцлава и других польских городов. В одном только крестном ходе Белосток-Супрасль ежегодно принимают участие до двух тысяч человек. Кроме того, в Супрасль паломники уже традиционно добираются в рамках особых православных велопробегов и сплавов на байдарках. Все паломники стараются прибыть к вечернему богослужению, потому что в ходе него Супрасльская икона торжественно обносится вокруг обители. Помолившись, паломники устраивают палаточный городок вокруг Лавры. Всю ночь здесь звучит пение молитв, посвященных Божией Матери. Многие паломники вовсе не спят. Они отправляются на панихиду по умершим супрасльским монахам, которая совершается в пещерах-катакомбах, служащих монастырским кладбищем. Начиная с половины четвертого утра в Лавре начинается служение Литургии. Три Литургии одна за другой служатся в храмах монастыря. После последней Литургии также совершается крестный ход с Супрасльской иконой. По окончании богослужебных торжеств братия монастыря угощает паломников нехитрой едой с монастырской кухни, которой радуются все без исключения.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Кипрская икона Божией Матери
Кипрская икона Божией Матери написана по иконографическому типу Одигитрия. Пресвятая Богородица держит Младенца Христа и указывает на Него, как на истинный Путь спасения. По правую и левую руку от Пречистой Девы изображены архангелы Михаил и Гавриил в молитвенном предстоянии.
По преданию, этот образ был обретён в 392 году на острове Кипр, неподалёку от места захоронения праведного Лазаря. Святой жил в евангельские времена и был другом и последователем Иисуса Христа. Лазарь дважды проходил вратами смерти. В первый раз он умер совсем молодым у себя на родине, в иудейском селении Вифания, неподалёку от Иерусалима. И был воскрешён Спасителем! После этого праведник прожил ещё тридцать лет, стал первым епископом на острове Кипр. Здесь его навещала Пресвятая Богородица. Древнее предание не сохранило обстоятельств обретения Кипрского образа Божией Матери, но подчеркнуло его связь с местом служения праведного Лазаря.
В шестом столетии в честь Кипрской иконы на острове решили возвести церковь. Строители заложили фундамент, но он чудесным образом оказался перенесён на новое место. За одну ночь над ним выросли стены. Благодаря этому знамению храм получил название Панагия Ангелоктисти, что в переводе с греческого означает церковь Богородицы, созданная ангелами. В алтаре выполнили копию Кипрской иконы в технике мозаики. Сам образ поместили на воротах перед входом в храм.
В седьмом веке надвратная святыня пострадала от рук араба-мусульманина. Кипр в то время был совместной территорией Византийской империи и Арабского халифата. Иноверец, проезжая мимо храма Панагии Ангелоктисти, пустил стрелу в икону. Орудие пронзило колено Божией Матери, и из раны хлынула кровь! Кипрскую икону стали почитать чудотворной.
К сожалению, святыня не сохранилась до наших дней. Арабы разрушили церковь, созданную ангелами, икона была утрачена. Но уцелела алтарная стена храма Панагии Ангелоктисти с мозаичным образом Божией Матери. В одиннадцатом веке на руинах восстановили церковь. Она находится в деревне Кити на юго-восточном побережье Кипра, неподалёку от города Ларнака. Древнее изображение Небесной Заступницы можно увидеть в храме Панагии Ангелоктисти во время богослужения, когда открыты Царские врата алтаря.
Помолиться перед чудотворными списками Кипрской иконы Божией Матери можно и в России. Чтимые образы хранятся в Успенском соборе Московского Кремля, храме святителя Николая в Голутвине, в Успенском храме подмосковного села Стромынь.
Все выпуски программы Небесная Заступница