Крестовоздвижение - один из двенадцати самых важных христианских праздников. Их еще называют двунадесятыми. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Но Воздвижение Креста Господня выделяется из этой череды. Формально события, которые Церковь вспоминает в эти дни, произошли четыре века спустя после Крестных страданий Христа и Его Воскресения. В триста пятом году в Римской империи воцарился Константин Великий. Он прекратил гонения на христиан, поддерживал церкви и общины. Его мать, царица Елена, отправилась в Святую землю, чтобы установить - где именно происходили евангельские события. За триста лет в Иерусалиме все изменилось. Город не раз разрушался, перестраивался и переименовывался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Доверенные лица царицы Елены опрашивали местных жителей. Им удалось установить приблизительное место страданий Спасителя. Там начались раскопки. По преданию, было обнаружено три креста. Чудо помогло установить какой из них - Распятие Христово. В это время мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес.
В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Церковь еще раз вспоминает страдания Христовы. Поводом для этого стали археологические исследования, которые в начале четвертого века провела царица Елена, мать императора Константина Великого. Этот император прекратил гонения на христиан, подписал Эдит о веротерпимости и все время правления поддерживал христианскую церковь. Он поручил своей матери найти свидетельства земной жизни и проповеди Спасителя. Елена отправилась в Иерусалим. Город сильно изменился за прошедшие триста лет. На месте многих христианских святынь были сооружены языческие храмы. В процессе поисков были не раз явлены настоящие чудеса. Так одно из трех обнаруженных распятий чудесным образом исцелило мертвого. Всем стало понятно что вот оно - Истинное Древо Креста Господня, орудие страданий и в то же время - спасения. Крест был поднят - то есть воздвигнут - для всеобщего обозрения и поклонения. Это событие христиане вспоминают теперь каждый год. По традиции в этот день установлен строгий пост.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый праздник, то есть одно из двенадцати наиболее значимых христианских торжеств. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, орудие казни Спасителя было утеряно. В семидесятом году римские войска разрушили Иерусалим. На месте Голгофы и Пещеры Гроба Господня были построены языческие храмы. В начале четвертого века император Константин Великий распорядился найти свидетельства земной жизни Спасителя. На поиски отправилась его мать, царица Елена. Особое значение для Константина имел Святой Крест - орудие позорной казни, и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение креста. Он нанес его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами. Елене удалось обнаружить Истинное Древо Распятия Христова. Она также отдала распоряжение о начале строительства в Иерусалиме Храма Гроба Господня. С четвертого века христиане стали праздновать Крестовоздвижение.
Крест, на котором был распят Спаситель, для верующих не только символ позорной несправедливой казни безгрешного Сына Божия. Это еще и великая святыня - символ спасения всего рода человеческого от власти греха и смерти. Поэтому в православной календаре много дат связано с этой святыней. Одной из наиболее значимых является Крестовоздвижение. Этот праздник входит в число двенадцати наиболее важных. По преданию в этот день в триста двадцать шестом году Истинное Древо Креста Господня вернулось из забвения. Его обнаружила экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она отыскала Голгофу и пещеру Гроба Господня. На этом месте началось строительство большого храма Воскресения. А само Распятие патриарх Иерусалимский Макарий поднял для поклонения народа. Он повернул его на все части света и словно благословил весь мир. С четвертого века верующие в этот день вспоминают Крестные страдания и жертву Спасителя и поклоняются Его Животворящему Кресту.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер