Крестовоздвижение - один из двенадцати самых важных христианских праздников. Их еще называют двунадесятыми. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Но Воздвижение Креста Господня выделяется из этой череды. Формально события, которые Церковь вспоминает в эти дни, произошли четыре века спустя после Крестных страданий Христа и Его Воскресения. В триста пятом году в Римской империи воцарился Константин Великий. Он прекратил гонения на христиан, поддерживал церкви и общины. Его мать, царица Елена, отправилась в Святую землю, чтобы установить - где именно происходили евангельские события. За триста лет в Иерусалиме все изменилось. Город не раз разрушался, перестраивался и переименовывался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Доверенные лица царицы Елены опрашивали местных жителей. Им удалось установить приблизительное место страданий Спасителя. Там начались раскопки. По преданию, было обнаружено три креста. Чудо помогло установить какой из них - Распятие Христово. В это время мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес.
В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Церковь еще раз вспоминает страдания Христовы. Поводом для этого стали археологические исследования, которые в начале четвертого века провела царица Елена, мать императора Константина Великого. Этот император прекратил гонения на христиан, подписал Эдит о веротерпимости и все время правления поддерживал христианскую церковь. Он поручил своей матери найти свидетельства земной жизни и проповеди Спасителя. Елена отправилась в Иерусалим. Город сильно изменился за прошедшие триста лет. На месте многих христианских святынь были сооружены языческие храмы. В процессе поисков были не раз явлены настоящие чудеса. Так одно из трех обнаруженных распятий чудесным образом исцелило мертвого. Всем стало понятно что вот оно - Истинное Древо Креста Господня, орудие страданий и в то же время - спасения. Крест был поднят - то есть воздвигнут - для всеобщего обозрения и поклонения. Это событие христиане вспоминают теперь каждый год. По традиции в этот день установлен строгий пост.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый праздник, то есть одно из двенадцати наиболее значимых христианских торжеств. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, орудие казни Спасителя было утеряно. В семидесятом году римские войска разрушили Иерусалим. На месте Голгофы и Пещеры Гроба Господня были построены языческие храмы. В начале четвертого века император Константин Великий распорядился найти свидетельства земной жизни Спасителя. На поиски отправилась его мать, царица Елена. Особое значение для Константина имел Святой Крест - орудие позорной казни, и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение креста. Он нанес его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами. Елене удалось обнаружить Истинное Древо Распятия Христова. Она также отдала распоряжение о начале строительства в Иерусалиме Храма Гроба Господня. С четвертого века христиане стали праздновать Крестовоздвижение.
Крест, на котором был распят Спаситель, для верующих не только символ позорной несправедливой казни безгрешного Сына Божия. Это еще и великая святыня - символ спасения всего рода человеческого от власти греха и смерти. Поэтому в православной календаре много дат связано с этой святыней. Одной из наиболее значимых является Крестовоздвижение. Этот праздник входит в число двенадцати наиболее важных. По преданию в этот день в триста двадцать шестом году Истинное Древо Креста Господня вернулось из забвения. Его обнаружила экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она отыскала Голгофу и пещеру Гроба Господня. На этом месте началось строительство большого храма Воскресения. А само Распятие патриарх Иерусалимский Макарий поднял для поклонения народа. Он повернул его на все части света и словно благословил весь мир. С четвертого века верующие в этот день вспоминают Крестные страдания и жертву Спасителя и поклоняются Его Животворящему Кресту.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер