Часть 1
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце третьего века на острове Кипр. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников. После смерти жены Спиридона избрали епископом кипрского города Тримифунт. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон принял участие в Первом Вселенском Соборе в триста двадцать пятом году. Он вступил в спор с защитником арианской ереси. Основатель этой ереси, пресвитер Арий, считал, что Иисус Христос - лишь посредник между Богом и тварным миром, а не Сын Божий. Простая и яркая речь Спиридона смогла переубедить его оппонента. Тот признал свою неправоту и принял святое Крещение. На том же Соборе епископ Спиридон обосновал догмат о Единстве Святой Троицы. О святителе Спиридоне вспоминают не только как о блистательном проповеднике и богослове, но и как заботливом пастыре. По преданию по его молитвам засуха сменялась дождем, а больные - исцелялись. Частицы мощей святителя покоятся на острове Корфу и в Риме.
Часть 2
Святитель Спиридон Тримифунтский жил в четвертом веке на Кипре. Долгое время он был простым пастухом, но после смерти супруги его за благочестие и добросердечие избрали епископом. О святителе рассказывают, что однажды он зашел в пустую церковь и начал литургию. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали как сверху раздалось множество голосов, отвечавших, как это принято на богослужении «И духови твоему». Всякий раз, как это требовалось, невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви необычным красивым пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. Но когда они вошли внутрь, то не увидели никого, кроме епископа Спиридона с немногими церковными служителями. Известен также рассказ о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона. Глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же оказались связанными невидимой силой. Когда настало утро, святой, помолившись, развязал разбойников. Он долго уговаривал их оставить беззаконный путь. А потом, подарив по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема