Часть 1
Святитель Николай родился около двухсот семидесятого года в городе Патары, на южном побережье Малой Азии. Он был единственным сыном благочестивых родителей. О Николае говорили, что еще во младенчестве он начал поститься, отказываясь от молока матери по средам и пятницам. Заметив успехи юноши в учебе, его рано возвели в сан священника. Николай много молился, читал яркие проповеди. Но особо его любили за милость к беднякам и помощь страждущим. По преданию однажды Николай узнал о том, что некий человек, не имея средств содержать троих дочерей, от отчаяния решил продать их. Он считал, что так девушки хотя бы не будут голодать. Святитель ночью тайно бросил в окно бедняку три мешочка с золотом - на достойное приданое девушкам. Известна также история, как корабль Николая отправившегося в паломничество в Святую Землю, застигла буря. По молитвам святителя морские волны стихли. По возвращении из паломничества, Николая избрали епископом города Мира в области Ликия. Сейчас этот город называется Демрэ и находится области Анталья в Турции. Он мирно скончался в триста сорок пятом году.
Часть 2
Святитель Николай известен как небесный покровитель всех путешествующих, особо же - плавающих по морю, моряков и рыбаков. И это неслучайно. По преданию молодым священником он отправился из родного города Патары, находившегося на южном побережье современной Турции, в паломничество на Святую Землю. По дороге он предсказал надвигающуюся бурю. По просьбам путников он усмирил бушевавшую стихию силой молитвы. Вдруг с мачты на палубу сорвался матрос. Бедняга разбился на смерть. Но по молитвам Николая Чудотворца он воскрес. Вернувшись из паломничества Николай стал искать отшельнической жизни. Но ему было видение в котором сам Господь призвал его идти в мир, а святая Богоматерь дала особую часть епископского одеяния - омофор. Так и случилось - Николая поставили епископом Мир Ликийских, где он прославился особым радением о чистоте веры, помощью ближним и пламенностью молитвы.
Часть 3
Святителю Николаю принято молиться во всякий трудный час. Говорят, что он не оставляет своим заступничеством всех, искренне просящих и надеющихся на него. Ведь и при жизнь он прославился своей справедливостью и стремлением помочь всем, неправедно осужденным, преследуемым и страдающим. По преданию епископ Мир Ликийских Николай узнал о том, что градоначальник несправедливо осудил на смерть трех горожан. Он смело подошел к палачу и силой удержал его меч, призывая градоначальника изменить приговор. Обличенный в неправде, тот раскаялся и просил прощения. При этом присутствовали три военных командира. Они и не подозревали что скоро сами станут жертвами клеветы. Заключенные в Константинополе в тюрьму по навету врагов, они вспомнили о епископе, так безоглядно защищавшем невиновных. Они обратились с молитвой ко Господу, надеясь, что чудо случиться и с ними. И святитель Николай явился во сне императору Константину и убедил того отпустить военачальников. После своей мирной и праведной кончины Николай Чудотворец продолжает помогать всем, обращающимся к нему в молитве. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.
Часть 4
Первое из известных чудес Николая Угодника на Руси связано с иконой святителя в киевском соборе Святой Софии. Образ прославился в одиннадцатом веке. По преданию одна семейная пара вместе с ребенком спешили из Киева в Вышгород на день памяти первых русских святых Бориса и Глеба. Когда они возвращались, произошла трагедия - младенец упал в Днепр и утонул. Родители непрестанно молились Господу и просили о помощи и заступничестве у Николая Чудотворца. Утром в соборе Святой Софии нашли невредимого ребенка в мокрой одежде. Он лежал перед старинной византийской иконой святителя Николая. С тех пор икона получила народное название «Никола Мокрый». В тысяча девятьсот сорок третьем году, во время оккупации Киева фашистскими войсками, икона исчезла. Но в каждом русском храме есть икона Николая Угодника. Множество монастырей и церквей посвящено этому скорому помощнику и заступнику за всех христиан. В Калининграде, Перми, Петропавловске-Камчатском, Тольятти и других городах установлены памятники святителю Николая Чудотворцу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер