Часть 1
Святитель Николай родился около двухсот семидесятого года в городе Патары, на южном побережье Малой Азии. Он был единственным сыном благочестивых родителей. О Николае говорили, что еще во младенчестве он начал поститься, отказываясь от молока матери по средам и пятницам. Заметив успехи юноши в учебе, его рано возвели в сан священника. Николай много молился, читал яркие проповеди. Но особо его любили за милость к беднякам и помощь страждущим. По преданию однажды Николай узнал о том, что некий человек, не имея средств содержать троих дочерей, от отчаяния решил продать их. Он считал, что так девушки хотя бы не будут голодать. Святитель ночью тайно бросил в окно бедняку три мешочка с золотом - на достойное приданое девушкам. Известна также история, как корабль Николая отправившегося в паломничество в Святую Землю, застигла буря. По молитвам святителя морские волны стихли. По возвращении из паломничества, Николая избрали епископом города Мира в области Ликия. Сейчас этот город называется Демрэ и находится области Анталья в Турции. Он мирно скончался в триста сорок пятом году.
Часть 2
Святитель Николай известен как небесный покровитель всех путешествующих, особо же - плавающих по морю, моряков и рыбаков. И это неслучайно. По преданию молодым священником он отправился из родного города Патары, находившегося на южном побережье современной Турции, в паломничество на Святую Землю. По дороге он предсказал надвигающуюся бурю. По просьбам путников он усмирил бушевавшую стихию силой молитвы. Вдруг с мачты на палубу сорвался матрос. Бедняга разбился на смерть. Но по молитвам Николая Чудотворца он воскрес. Вернувшись из паломничества Николай стал искать отшельнической жизни. Но ему было видение в котором сам Господь призвал его идти в мир, а святая Богоматерь дала особую часть епископского одеяния - омофор. Так и случилось - Николая поставили епископом Мир Ликийских, где он прославился особым радением о чистоте веры, помощью ближним и пламенностью молитвы.
Часть 3
Святителю Николаю принято молиться во всякий трудный час. Говорят, что он не оставляет своим заступничеством всех, искренне просящих и надеющихся на него. Ведь и при жизнь он прославился своей справедливостью и стремлением помочь всем, неправедно осужденным, преследуемым и страдающим. По преданию епископ Мир Ликийских Николай узнал о том, что градоначальник несправедливо осудил на смерть трех горожан. Он смело подошел к палачу и силой удержал его меч, призывая градоначальника изменить приговор. Обличенный в неправде, тот раскаялся и просил прощения. При этом присутствовали три военных командира. Они и не подозревали что скоро сами станут жертвами клеветы. Заключенные в Константинополе в тюрьму по навету врагов, они вспомнили о епископе, так безоглядно защищавшем невиновных. Они обратились с молитвой ко Господу, надеясь, что чудо случиться и с ними. И святитель Николай явился во сне императору Константину и убедил того отпустить военачальников. После своей мирной и праведной кончины Николай Чудотворец продолжает помогать всем, обращающимся к нему в молитве. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.
Часть 4
Первое из известных чудес Николая Угодника на Руси связано с иконой святителя в киевском соборе Святой Софии. Образ прославился в одиннадцатом веке. По преданию одна семейная пара вместе с ребенком спешили из Киева в Вышгород на день памяти первых русских святых Бориса и Глеба. Когда они возвращались, произошла трагедия - младенец упал в Днепр и утонул. Родители непрестанно молились Господу и просили о помощи и заступничестве у Николая Чудотворца. Утром в соборе Святой Софии нашли невредимого ребенка в мокрой одежде. Он лежал перед старинной византийской иконой святителя Николая. С тех пор икона получила народное название «Никола Мокрый». В тысяча девятьсот сорок третьем году, во время оккупации Киева фашистскими войсками, икона исчезла. Но в каждом русском храме есть икона Николая Угодника. Множество монастырей и церквей посвящено этому скорому помощнику и заступнику за всех христиан. В Калининграде, Перми, Петропавловске-Камчатском, Тольятти и других городах установлены памятники святителю Николая Чудотворцу.
Псалом 12. Богослужебные чтения
Уныние и тоска — душевные недуги, которые нередко посещают каждого из нас. Как с ними бороться и в чём их причина? Ответ на этот вопрос находим в псалме 12-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Кем бы ни был человек, который написал этот псалом, он находился в очень тяжёлом душевном расположении. Его душа в смятении. На сердце у него скорбь. Она точит его день и ночь. Прямо на это указывают не только слова «скорбь в се́рдце моём», но также выражение «доко́ле мне слага́ть сове́ты в душе́ мое́й». Это означает, что в уме у него непрестанно возникают страшные картинки. Они наполняют его тяжёлыми переживаниями по поводу прошлого и тревогой, и беспокойством о будущем. Эти образы очень назойливы, и он никак не может от них избавиться.
А потому он плачется к Богу. Он сетует, что Господь скрыл от него Своё лицо. Ситуация усугубляется тем, что над псалмопевцем превозносится какой-то враг. Враг злорадствует по поводу его жалкого состояния. Некоторые толкователи предполагают, что под «врагом» не обязательно понимать человека. Это может быть какое-то серьёзное, может быть даже смертельное, заболевание, на что намекает выражение «сон смертный».
Но не это важно. Примечательно то, о чём в этой ситуации просит псалмопевец. Он молит не о здоровье и не об избавлении от врагов. Хотя, казалось бы, в первую очередь должен просить именно об этом. Он просит Бога: «Просвети́ о́чи мои́». Говоря иначе, «дай мне внутренний свет», «просвети мой ум», «дай сердцу благодать». Чтобы рассеялся тот мрак, который помрачает помыслы. И тогда ни враги, ни болезнь не будут выглядеть такими страшными и грозными.
Так псалмопевец указывает на важную духовную закономерность. Если мой ум помрачён, если моё сердце в темноте, то нет мне никакой пользы в том, что я телесно здоров и окружающие не строят мне козни. Я всегда найду повод, чтобы мне было плохо. Этим поводом может стать что угодно. Как говорится, «у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие». Именно в сумерках души наш ум виртуозно превращает самую маленькую муху в самого большого слона.
И напротив, когда сердце наполнено благодатью, в её свете не так страшны болезни и недоброжелатели. А зачастую они кажутся мелкими и незначительными. В таком состоянии, как говорит сегодня псалмопевец, сердце радуется о Боге и о Его спасении. И ему хочется петь благодарности Творцу.
А потому не будем искать причины своих проблем во внешних обстоятельствах. Их корень всегда — унылое и тоскливое сердце, которое погрязло в житейской суете и разучилось думать о Боге. И порой всё, что от нас требуется, чтобы кардинально изменить тяжёлую ситуацию, — просто поменять в своей жизни приоритеты. Поставить во главу угла Бога и Его заповеди. Тогда постепенно мрак уйдёт. И в жизнь вернётся радость.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда люди приходят в Церковь и стремятся к добрым плодам христианской жизни, они понимают, что со своей стороны призваны к изменениям. При этом свою готовность они обычно формулируют так: «Мы постараемся». Кажется, уже неплохо, если человек готов прикладывать усилия. Но действительно ли стараний может быть достаточно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянами, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как однажды в храм пришёл мужчина, желающий креститься. Естественно, взрослых без подготовки мы не крестили, и я решил поговорить с ним и объяснить необходимость знания веры и изменения жизни. Перво-наперво я спросил о причинах, которые привели его в храм. Оказалось, что жизнь его совсем не устраивала, потому что то тут, то там в ней возникали проблемы, которые он хотел уладить с помощью Божией. Не скажу, что его удивило, когда я начал говорить ему о необходимости нравственных изменений, и со своей стороны, он сказал, что попробует жить по-другому. Попытается навести порядок в бизнесе, прекратить беспорядочную половую жизнь, расстаться с плохой компанией... К тому, что его попросят попытаться, он был готов. Но вот к тому, что придётся не просто попытаться, а именно навести порядок, он готов не был и был неприятно удивлён. «А, что, если у меня не получится? Мало ли в каких обстоятельствах я окажусь»! — заранее оправдывался он.
О Христе мы, конечно, знаем, что Он общался с мытарями и блудницами. Однако мытарю Закхею сказал о спасении, только когда тот раскаялся и был готов отказаться от нечестно нажитого имущества. Да и женщине, взятой в прелюбодеянии, Он говорит — иди и не греши больше. Христос действительно любит не только праведников, но и грешников, однако Сам Он не совместим с грехом и поэтому в Церковь, которая есть Его тело, не может войти тот, кто продолжает совершать тяжёлые сознательные грехи. Именно поэтому христиане были готовы помогать любому нуждающемуся человеку, но крестили только тех, кто за время подготовки победил явные сознательные грехи. Ведь никто не говорит, я попытаюсь не убивать или не воровать, но не знаю, получится ли! Все понимают, что такие поступки не просто случаются, их совершают вполне вольно. Также вполне вольно человек может вести нечестный бизнес или жить в блуде.
В отрывке из послания Коллосянам, который мы сейчас услышали, апостол предрекает ученикам прославление во втором пришествии Христа. Однако для того, чтобы это прославление их коснулось, они уже должны прекратить развратную, блудную жизнь, а также прекратить всякое греховное обогащение, связанное со взятками и любой другой нечестностью. Со всё большей и большей решимостью апостол говорит ученикам не о том, что они должны будут когда-нибудь позже отказаться от гнева, ярости лжи и прочих признаков ветхого человека. Напротив, он призывает отказаться от привычек ветхого человека уже здесь и сейчас и облечься в нового, живущего по образу Христа. Именно тогда, когда человек приходит в Церковь не для того, чтобы наладилась его бытовая жизнь, а для того, чтобы начать новые отношения с Богом, всё остальное постепенно выстраивается как должно. От тяжёлых грехов он должен отказаться сразу, с грехами внутренними призван бороться постепенно и здесь то самое «старание» действительно необходимо. Но главное, к чему он призван в своём воцерковлении: перенести центр внимания с решения бытовых проблем на соблюдение заповедей и верность Иисусу Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM












