Священномученик Сергий Кудрявцев родился в тысяча восемьсот восемьдесят первом году, в Московской губернии. Его отец служил в храме псаломщиком, в семье было еще трое детей. Сергий учился в семинарии, но не закончил её, работал учителем, женился, а потом стал диаконом в церкви подмосковного села Анискино. В тысяча девятьсот одиннадцатом году Кудрявцев подал прошение о рукоположении его в сан священника. Он скромно писал: "Безусловно нашлись бы кандидаты более достойные меня, а именно, окончившие полный курс духовных семинарий, каковый бы кандидат и был бы более пригоден по нашему фабричному народу". В епархии его прошение удовлетворили, Сергий стал священником. В первую мировую войну он окормлял военнослужащих в действующей армии, а потом служил в разных храмах Подмосковья. В своих воспоминаниях отец Сергий рассказывал, как в послереволюционное время прихожане помогали своему пастырю хлебом и картошкой. В тридцатом году верующие села Анискино вытребовали своего священника назад. Но в середине тридцатых отец Сергий был сослан в Киржач. В тридцать седьмом Кудрявцев переехал в город Хвалынск Саратовской области. Там его и арестовали. В протоколе значатся всего два вопроса - фактически - обвинения в контрреволюционной агитации. И два недоуменных ответа отца Сергия. И сразу же под ними смертный приговор. Иерей Сергий Кудрявцев был реабилитирован в пятьдесят шестом году. В две тысячи седьмом Церковь прославила его в лике святых.
30 марта. О клятве Бога

В 6-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою».
О клятве Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В Ветхом Завете Бог являлся людям тем способом, который им был доступен для восприятия. Так, Бог являлся несколько раз Аврааму из купины горящего куста. И потом на горе Синай голос Божий слышал пророк Моисей. Принимающая сторона должна была убедиться, что к ней действительно обращается высшее существо — Бог. Это проверялось чудесами и исполнением обещанного. Для доказательства, что обещанное сбудется, Всевышний употреблял способ, принятый у людей — клятву. Но если люди для утверждения своих слов апеллировали к высшим авторитетам, то Господь, наивысшая ценность, может для утверждения слов клясться только самим собой. Именно об этом и говорит апостол Павел. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся самим собою. Но всегда эта клятва подтверждалась делами, которые и свидетельствовали об истинности Божьего обещания. Так Сын Божий, Господь Иисус Христос, однажды и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Будем верить Божьим обещаниям, ибо они подтверждены делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 марта. О книгопечатании на Руси

Сегодня 30 марта. В этот день в 1569 году первопечатник Иван Федоров опубликовал «Евангелие учительное».
О книгопечатании на Руси — протоиерей Владимир Быстрый.
Иван Федоров, родившийся в городе Полоцке, стал пионером книгопечатания в России. Его труд был не просто техническим достижением, но и культурным прорывом. До появления печатных книг знания передавались исключительно устно или записывались вручную. Это делало их доступными лишь немногим. Появление печатного слова изменило этот порядок вещей. Теперь книги стали доступны широкой аудитории, что способствовало распространению грамотности и образования. «Евангелие учительное» — это произведение, которое стало основой для дальнейшего развития русской литературы и печатного дела. В нем содержатся не только священные тексты, но и комментарии, которые помогали людям лучше понять учение Христа. Это было особенно важно в то время, когда церковные знания были недоступны для большинства народа. Печатные книги сыграли ключевую роль в формировании русской культуры. Они способствовали развитию языка, литературы и образования. Благодаря Федорову и его последователям на Руси началась эпоха, когда книги стали неотъемлемой частью жизни людей. Они стали инструментом для передачи знаний, формирования общественного мнения и развития духовной жизни. Можно сказать, что 30 марта 1569 года — это символ начала новой эпохи в русской истории. Появление печатных книг открыло двери для распространения знаний и культуры, сделав их доступными для всех. Иван Федоров оставил неизгладимый след в истории, и его вклад в развитие русской литературы и образования невозможно переоценить.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 марта. О духовном опыте Преподобного Иоанна Лествичника

Сегодня 30 марта. День памяти Преподобного Иоанна Лествичника.
О его духовном опыте — протоиерей Василий Гелеван.
«Лествица», книга святого Иоанна, Игумена Синайского, настолько значительна, что автора теперь называют Лествичник. Опытный духовник написал ее как итог своего пути. Хоть книга и написана монахом и по просьбе монахов, она полезна и для мирян, для людей, живущих в миру, в семье. Да, жизнь в семье и в монастыре отличается, но болезни человеческой души, то есть страсти, одни и те же. Поэтому «» актуальна для всех и всегда. Вот, например, цитата из книги, которая сегодня может пригодиться каждому читателю. «Бесстрастный человек не тот, кто не испытывает чувств, а тот, у которого все чувства на своем месте».
Все выпуски программы Актуальная тема