«Православный храм в старинном монастыре Германии». Протоиерей Тимофей Китнис - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Православный храм в старинном монастыре Германии». Протоиерей Тимофей Китнис

* Поделиться

Нашим собеседником был настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при одноименном монастыре в Германии под городом Трир протоиерей Тимофей Китнис.

Отец Тимофей рассказал, как у общины православных христиан появился свой храм в Германии на месте опустевшего монастыря, и как здесь сейчас возрождается духовная жизнь.

Ведущая: Алла Митрофанова


А. Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, дорогие друзья, я Алла Митрофанова и сегодняшний наш разговор будет посвящен, наверное, настоящему чуду, сегодня день памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и история, которую сегодня вместе с нашим гостем мы будем рассказывать, думаю, как раз наилучшим образом отражает эти важнейшие добродетели для христиан: веру, надежду, любовь и мудрость, настоящую мудрость. Наш собеседник сегодня протоиерей Тимофей Китнис, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре, посвященном этому же празднику в местечке Клаузен под Триром в Германии. Отец Тимофей, здравствуйте.

О. Тимофей:

— Здравствуйте.

А. Митрофанова:

— Не так давно в вашей жизни произошло событие, о котором, может быть, кто-то из слушателей Радио ВЕРА вспомнит, потому что мы уже говорили об этом кратко в эфире, анонсируя, что это произойдет. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы у вас в Клаузене в Германии было освящение престола храма при монастыре, который вы сейчас совместными усилиями с самыми разными людьми созидаете. Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах, как прошло освящение престола, кто был на вашем празднике, насколько понимаю, собрались там люди из самых разных мест, люди разных национальностей и это было такое настоящее торжество православия, если можно так сказать.

О. Тимофей:

— Да, вы абсолютно правы, это было настоящее чудо. Во-первых, наш храм при монастыре освящал митрополит Иоанн Реннето, он возглавляет архиепископию русских приходов, православных приходов русской традиции в Западной Европе, в центре кафедральный собор нашей архиепископии, это храм Александра Невского в Париже, многие знают этот храм, один из самых таких значимых во всех смыслах, и религиозных, и культурологических, один из самых важных храмов, центр духовный русской эмиграции. И сам митрополит Иоанн, который приехал в сопровождении архиепископа Елисея, викарного епископа и было большое собрание священства с очень разных точек Германии и Франции, и Люксембурга и очень-очень много приехало пастырей, и я, и аз, недостойный с ними еще был. Но тут еще другая вещь: действительно, вот этот проект монастыря, он изначально задумывался не просто как проект какого-то местного значения, хотя Трир сам по себе один из самых главных городов с точки зрения исторического православного присутствия и святынь, и событий каких-то, и сам городок Клаузен тоже очень важное, значимое место на именно сакральной карте, что ли, Германии. Но сам проект, сама идея монастыря, его освящение собирает, как мы уже упомянули, людей очень разных и с очень разных стран, приехали люди из Швеции, из разных уголков Германии, из Люксембурга, из Франции и в принципе действительно, хотя праздник большой, Рождество Пресвятой Богородицы, именно в этот день и происходило освящение престола и освящение храма, было полное освящение храма, то есть по сути было рождение нового православного храма полностью, целиком он был освящен. И кроме всего прочего, это была среда, все-таки рабочий день, когда для многих людей затруднительно оставить все и приехать в наше место под Триром, тем не менее храм был переполнен молящимися и, конечно, вот это само присутствие, молитвенная радость, это не просто высокие слова, это действительно переживалось очень глубокое, удивительное, такое почти апостольское чувство, когда освящается престол, когда рождается престол, когда рождается сердце храма, и когда рождается сам храм, и это рождается из молитвы множества-множества людей и, наверное, лучше всего во время освящения престола, во время этой великолепной литургии переживалось какое-то таинство Церкви, таинство собрания, напомню, что само слово «церковь» — это собрание верующих, вот внутри этого собрания, почему я говорю про апостольское переживание, безусловно, присутствовал Святой Дух, который изливался и наполнил сердца молящихся действительно искренней радостью, люди до сих пор пишут письма из разных уголков Европы, переживая вот это событие, пересматривая фотографии и, естественно, переживая его молитвенно.

А. Митрофанова:

— Отец Тимофей, здесь важно, наверное, объяснить, как монастырь появился, как ваша община оказалась в этом удивительном месте. Расскажите, пожалуйста, вкратце, историю, почему православная община, которую вы возглавляете, оказалась вынуждена искать помещение для себя? Для жителей России, наверное, непривычна такая история, у нас множество храмов и часть из них переполнена прихожанами уже сейчас, часть из них нуждается в реставрации. В Европе ведь другая ситуация у православных общин, зачастую бывает, что служить негде, нужно искать помещение для того, чтобы можно было там спокойно совершать литургию. В какой ситуации был ваш приход и как вы нашли выход?

О. Тимофей:

— Да, действительно, как в свое время говорил архиепископ Берлинский Феофан: «в моей епархии каждый приход — изделие штучное», то есть каждый приход очень подчас самобытно развивается и жизнь его складывается тоже очень-очень по-своему. Здесь, за границей, в эмиграции, ситуация следующая: понятно, есть какие-то исторические храмы, которые в основном были построены до революции, они известны, о них сейчас много пишут, но они давным-давно не удовлетворяют желание людей, общин, вот особенно достаточно большая эмиграция, исход был в 90-х годах и в 2000-х тоже, прежде всего в Германии, понятно, она принимала тех немцев, которые возвращались на свою историческую родину, и здесь семьи в основном принесли именно православную культуру с собой из пространства бывшего Советского Союза. Здесь как организуются приходы: здесь никто никому не строит храмы, здесь сама община, она малая или большая, она сама решает все проблемы, она решает проблемы с помещением и подчас как решает: сначала идут самым простым путем — обращаются к братьям-христианам, либо к лютеранам, либо к католикам и те за очень скромную мизерную, а подчас и даже бесплатно дают возможность хоть изредка совершать литургию. После этого образуется такая инициативная группа, которой посылается священник и дальше происходит следующая вещь: если люди, так скажем, у них не только хорошее благочестивое желание, но и желание работать, брать на себя ответственность, обеспечивать всю работу прихода, организацию богослужения, организацию литургической и вне литургической жизни, то тогда, конечно, стоит вопрос с помещением прежде всего и далее община каждая решает по-своему, некоторые до сих пор пользуются гостеприимством в инославных храмах, некоторые снимают какие-то помещения, некоторые выкупают дома и устраивают там домовые храмы, как, к примеру, в До́ртмунде. У нас история нашей общины достаточно продолжительная, мы прошли все эти стадии, сначала мы снимали храм у католической общины, потом снимали собственное помещение, потом где-то двенадцать лет назад нам удалось организовать такой значительный паломнический центр, но храм там был совсем небольшой, он — да, уютный, намоленный, даже это не храм, это была домовая капелла, так скажем, там было очень уютно, но она была просто маленькая, а у нас особенно интенсивно произошел рост прихода последние годы, во-первых, подросла та эмиграция, люди, которые уехали двадцать-тридцать лет назад, во-вторых, сейчас волею судеб, подчас и трагических, на пространстве Германии и Европы оказалось очень много беженцев, которые тоже в этот период не просто нуждаются, понятно, в первую очередь в каких-то социальных вещах: дом, еда, медицинское обслуживание, но очень быстро люди приходят к понимаю, к острому дефициту, именно к запросу на духовное и прежде всего они обращаются к тому, с чем знакомы, то есть к православным традициям, к Православной Церкви, поэтому наша община последние два-три года, а особенно последний год испытывала потребность в новом помещении, и мы стали его искать, и вот тут начинается самое, наверное, настоящее чудо, потому что мы увидели в интернете, что на продажу выставлен самый настоящий монастырь XVII века, и когда мы прибыли посмотреть здание, оно настолько нам показалось привлекательным, дело даже не в том, что это такой комплекс монастырский с комнатами для паломников, с возможностью там организовывать всевозможные семинары и проекты, я еще раз повторяю, что здесь, за границей очень важна вот эта внелитургическая жизнь, все здесь есть, но самое главное — здесь был храм, уже внутри этого комплекса был самый настоящий храм, который вмещает более ста тридцати верующих, которые могут свободно встать, а при желании там, конечно, можно еще больше, молиться достаточно комфортно, там есть варианты, но даже то что уже было, более чем достаточно. И вот совпали воли трех семей, потому что Господь действует через людей и вот это здание, проект его покупки осуществлялся в течение почти года и несмотря на ряд сложнейших обстоятельств, ряд, казалось бы, непреодолимых препятствий, это чудо состоялось, то есть этот храм был и приобретен, и освящен, и сейчас, начиная с 28 августа, именно здесь проходят не только богослужения, богослужений стало, во-первых, больше, именно здесь был освящен престол и здесь вскоре, мы надеемся, начнется не просто жизнь приходская, но и жизнь монашеская.

А. Митрофанова:

— Протоиерей Тимофей Китнис, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при одноименном монастыре в местечке Клаузен под Триром в Германии с нами сегодня проводит «Светлый вечер». Отец Тимофей, а давайте поясним, вот мы говорим, что храм при монастыре и монастырь выставлен на продажу, вы сказали. Речь ведь идет о здании монастыря, которое по факту уже пустовало как монастырь, оно, насколько я понимаю, принадлежало семье благочестивых фермеров к тому моменту, когда вы его увидели и там оказались впервые, это люди, которые приглядывали за этим зданием, в результате того что оно обветшало уже со временем, там сестер-монахинь переселили в другое место, а этим фермерам оно отошло чтобы они поддерживали его в более-менее таком сносном состоянии, но как монастырь оно уже несколько лет не функционировало. И если я правильно понимаю эту историю, для семьи Зандерс, вот этих фермеров, для них было принципиально важно, чтобы это место снова наполнилось именно богослужебной жизнью и что новыми хозяевами этого здания станут православные верующие.

О. Тимофей:

— Да, вы правы, но вот чтобы лучше понять мотивацию этих замечательных людей, Зандерсов, этой очень благочестивой пары католической, надо немного объяснить, что же это за место — Клаузен. Многие уже знают, что такое Трир, что город Трир — это самый древний город Германии и что здесь самая древняя монашеская, кстати, жизнь на территории Германии в монастыре святого Максимина, и что тут подвизался святитель Афанасий Великий и Константин и Елена там царствовали, то есть об этом уже многие знают, но о местечке Клаузен знают меньше. Так вот, чтобы понять мотивацию Зандерсов, надо рассказать об этом месте, почему так важно показалось этим людям сохранять здесь именно церковную, паче чаяния даже вот монашескую жизнь. Тут само место, оно рождается из чуда в буквальном смысле этого слова, дело в том, что в XV веке в 1430 году один такой благочестивый человек по имени Эберхард, он был мирянин, но вел такую жизнь, немножко странническую, напоминает его жизнь — жизнь святого преподобного Симеона Верхотурского святого праведного. Он странствовал, ходил, выполнял какие-то работы, ночами молился и вот он из одной деревеньки Эш ходил на работу в деревню Писпорт, очень тоже известную здесь у нас, прежде всего своим вином. И по дороге, пока он шел, он молился Божией Матери, тут были разные причины, не только из благочестивых побуждений, но и кроме всего прочего, леса изобиловали разбойниками и он останавливался в этом местечке Клаузен, где вообще не было ничего абсолютно, рос дуб, был там лес, и он там нашел местечко, куда положил чтимую статую, скульптурное изображение большое Божьей Матери, Пьету, и перед ней молился. В одну из ночей к нему является сама Пресвятая Богородица во время молитвы и говорит, что надо здесь построить, говорит: ты здесь уже оставайся, никуда не ходи, начинай молиться, веди вот такую жизнь, я тебя на это благословляю и все, больше никуда не ходи. Он сначала подумал, что это все видение, мечта, как написано в житие, и некоторое время вел ту же самую жизнь, пока Божья Матерь не явилась ему уже совсем ясно, явно и после этого он стал там подвизаться как отшельник. Со временем, как это часто бывает, движимые таким внутренним духовным инстинктом, стали собираться к нему люди, Божья Матерь еще через некоторое время явилась уже третий раз и была совершенно точно обозначенная воля построить здесь храм и основать монастырь. Там были, безусловно, свои препятствия, сначала епископ не очень хотел чтобы это желание было осуществимо, потому что у него были свои соображения, но в итоге было такое движение мирян, в том числе и благородных рыцарей Эша, как написано в житие, которые все-таки настояли на том, что надо здесь построить сначала капеллу, а потом образовалась монашеская община, а потом уже был возведен один из самых таких значительных готических храмов, в 1500 году был освящен престол, были построены великолепные хоры, великолепный алтарь антверпенской работы, один из уникальных алтарей, единственная осталась такого уровня работа не в музее, а именно в церкви. И с тех пор, что тоже является чудом, ни разу эта церковь не претерпела серьезных изменений, то есть она ни разу не перестраивалась и ни разу не пострадала от всяческих злоключений, прежде всего в XX веке, это тоже реальное чудо. Там сначала образовалась очень большая монашеская община, была посвящена блаженному Августину, монастырь августинцев был, но в 1802 году сам монастырь упраздняется, там происходит секуляризация и красивое главное здание церковное на месте явления Божией Матери, оно превращается в приходскую церковь. И что удивительно, я тоже в этом усматриваю определенное чудо: монашеская жизнь возобновляется в XX веке, и уже в том самом месте, которое находится прямо напротив этой церкви, то есть речь идет уже о нашем здании, о нашем монастыре, где монашеская жизнь сначала в качестве приема паломников, одно из отделений августинского монастыря, где монашеская жизнь, она возрождается и именно здесь, правда, другой орден, доминиканский орден в XX веке, и монашеская жизнь продолжается до 1994 года, причем такая, судя по фотографиям, очень подробная книга написана об этой жизни общины, вообще об истории нашего монастыря, и в 1994 году, когда происходит то, о чем вы говорили, по разным причинам, жизнь монашества угасает, остатки сестер переселяются в другие монастыри и здесь вот это здание достается в руки не каким-то случайным людям, а вот этой семье, Зандерсам, о которых вы говорили, которые не просто благочестивые, а они, есть такое послушание «терциарий», они вот находятся внутри монашеского ордена и они осуществляют, кроме какой-то своей деятельности (к примеру, они виноделы), но кроме всего прочего они все свое свободное время посвящают помощи по приему паломников, помощь тем же монашествующим, и вот они в тесном контакте находились с настоятелем этой церкви, где место явления Божией Матери, которое напротив монастыря находится. И по разным причинам, когда через двадцать лет они вот подвизались, в силу возраста, еще внутренних семейных причин им пришлось выставить это здание опять на продажу, и для них действительно было чрезвычайно важно, потому что поступали им самые разнообразные, в том числе и выгодные предложения, в какой-то последний момент что-то их останавливало, это мне рассказала сама фрау Зандерс, и по каким-то причинам не получалось подписать контракт и все. И только после того, как мы в первый раз посетили монастырь и они, узнав от маклера, что приходил священник, они сами с нами связались, сами пригласили нас на разговор и сказали, что вот столько он стоит. Сумма, которая была названа, она была реальна, но для нас она была явным образом чрезмерна и это первое было препятствие, и вот потом фамилия Зандерс, продумав этот вариант, помолившись, как они говорили, они предложили все-таки внести треть суммы, а дальше предоставили кредит, что само по себе является действительно, по нынешним тем более временам удивительным, редким событием, не хочу опять употреблять слово «чудо». Хотел бы отдельно рассказать о том, что этой первоначальной суммы у нас не было и тут происходит еще одно очень важное событие, когда другая благочестивая семья, уже из православной России, из Москвы, удивительные люди, которые захотели по-евангельски сохранить свою анонимность, предоставили возможность для того чтобы все-таки эта сделка осуществилась. И вот что мы видим, как я уже повторяюсь: три случая, три семьи, очень разных, с разными судьбами, из разных концов: наш приход святителя Афанасия Великого, семья Зандерс, вот эта замечательная московская благочестивая семья, и вот Господь так устроил, что наши судьбы все пересеклись, переплелись и получилась, казалось бы, невозможная вещь, когда в наиболее неблагоприятных условиях такая сделка состоялась, она очень долго тянулась, было огромное количество препятствий, казалось несколько раз, что все рассыпается, но тем не менее она состоялась. И ужа на самом освящении престола фамилия Зандерс присутствовала и вот это не просто какие-то слова, она действительно плакала, фрау Зандерс плакала и муж ее тоже, он был очень взволнован, она говорила, что это просто чудо, мы никогда не могли бы подумать, что наше желание осуществится в такой полной мере, но когда мы им рассказали, что мы предполагаем здесь все-таки возрождать монашескую жизнь, уверились, что это действительно чудо, и стало еще более явственнее ощущаться, они укрепились в этой мысли.

А. Митрофанова:

— Вот вы, отец Тимофей, так осторожно слово «чудо» произносите, а мне кажется, что это действительно оно, потому что вот смотрите: благочестивая семья западных христиан, которая захотела, чтобы в этом месте были именно православные, чтобы в этом месте был православный храм и со временем, Бог даст, возродился бы монастырь, который тоже будет православным, семья из России, которая в тяжелейшее время — сейчас, я думаю, все прекрасно понимают, какие экономические обстоятельства и какие условия — просто дарит вашей общине сумму денег, которой хватает на первый взнос и эти люди при этом пожелали остаться неизвестными и, конечно, ваш приход, тоже семья, люди, которые молились, настолько сильным было желание, чтобы появилось свое пространство, достаточное по количеству мест, чтобы вся община могла там поместиться, община выросла как раз за счет того, что много украинских беженцев вы сейчас принимаете, об этом тоже поговорим обязательно во второй части программы, и вот что такое чудо — это когда совпадает желание самых разных людей, и Господь благословляет такое удивительное начинание. По-моему, такие истории, как ваша, они в такое непростое время, как сейчас, как раз очень важное напоминание о заботе, вот этой самой заботе Божеской руки о нас. Буквально через минуту продолжим разговор, протоиерей Тимофей Китнис, напомню, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Клаузен при монастыре одноименном Рождества Пресвятой Богородицы под Триром в Германии сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Я Алла Митрофанова, через минуту вернемся.

А. Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, напомню, дорогие друзья, с нами сегодня этот час проводит протоиерей Тимофей Китнис, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при одноименном монастыре в местечке Клаузен под Триром в Германии, я Алла Митрофанова и говорим мы сегодня об удивительном событии — рождении нового православного храма на территории Германии в надежде, что вскоре в этом месте будет полноценная монастырская жизнь, поскольку все условия для этого есть и очень хотелось бы, чтобы монахини у вас появились точно также, как появляются сейчас новые прихожане и появляются первые паломники. Отец Тимофей, расскажите, пожалуйста, подробнее, как ваша община сейчас беженцев из Украины принимает, как они становятся частью вашего прихода? Насколько понимаю, первые жители монастыря, временные, конечно, жители, люди, которые сейчас в поиске квартиры для себя это вот как раз семьи беженцев из Украины, православные люди, которые себе пристанище нашли именно у вас в Клаузене, на территории монастыря?

О. Тимофей:

— Да, действительно, с первых дней мы стали принимать беженцев, причем абсолютно не спрашивая, из каких они регионов, потому что приезжали из очень разных регионов, очень разные люди и было понятно что это общая беда, общая трагедия, когда человек, который оказался здесь, за границей, в эмиграции, наверное, в той или иной степени понятно, что та эмиграция, которая выезжала в 90-х, 2000-х годах — это одна история, но все равно здесь еще сохранилось воспоминание о той, первой эмиграции, многие люди сохранили воспоминания своих родителей, дедушек и бабушек, как они бежали и какова же была благодарность тем странам, тем отдельным людям, которые их принимали. Тут понятно, что человек когда находится в такой тяжелой ситуации, у него не спрашивают о его мировоззрении, его политических взглядах, ему просто нужно помогать и мы давали приют в нашем паломническом центре святого апостола Фомы, там я говорил, где находится небольшой храм, и там люди жили, и до сих пор живут, и у нас здесь, уже в Клаузене, как только в августе нам передали ключи, мы продолжили эту традицию хорошую. Но помощь беженцам очень разнообразная, это не только приют, это и помощь с переводами, и помощь в интеграции для того чтобы детей в школу устроить, Германия полностью распространила на беженцев из Украины те же самые права, которые были и в отношении других очень разных беженцев и народов, которые приезжали из Сомали, из Сирии и иных горячих точек, первым быстро оформлялись документы, а потом, когда беженцев стало совсем много, это все занимало достаточное время, но людям давали кров, давали карманные деньги, потом ставили на социальное пособие, сразу, с первых же дней они обладали возможностью пользоваться в полном объеме немецкой медицинской помощью, от самых сложнейших операций до помощи дантиста, в полном объеме, еще раз подчеркну: это не только на украинских беженцев, это вообще в принципе на всех людей распространяется, которые получили определенный статус, потому что Германия очень социально защищенная страна и здесь само общество — это, безусловно, христианская позиция, — оно отвечает и заботится буквально о всех тех людях, невзирая на их национальность или религиозную принадлежность или ее отсутствие, распространяется вообще на всех людей, которые оказались на территории Германии и это я считаю глубоко христианской позицией, мало ли по каким причинам человек оказался в сложной ситуации, общество за него берет на себя это бремя заботы о нем. И надо сказать, что в целом в Германии не только общественные организации, не только социальные службы, но и огромное количество частных людей, самых простых немцев давали приют, помогали и помогают в поиске квартиры. Мы тоже включились в эту работу и продолжаем эту работу до сих пор. Но надо понимать очень важную вещь, что — да, человек приезжает, у него начинается новая жизнь, он получает защищенность определенную, его дети идут в школу, маленькие идут в садик и дальше не только он начинает думать о том, как сложится его профессиональная деятельность, действительно, те люди, которые приехали, это люди глубоко православные, я как священник, могу сказать, очень многие из них. Нет, конечно, разные люди приехали, но все-таки значительное их количество — это люди православные, укорененные именно в нашей традиции, в принципе мы из одного культурного поля, это я, опять же, говорю как священник, который достаточно много исповедей принял и много беседовал с людьми очень разными. И община действительно пополняется и растет и у нас внутри нет никаких абсолютно конфликтов или культурных, или мировоззренческих, это про нашу общину, я не говорю про все другие. Мы находимся в одном таком духовном пространстве, и я очень рад, что наша община развивается и то, что произошло, о чем мы сейчас говорим, что Господь и Матерь Божья благословили возможность улучшить свои условия для этого и духовного и культурного общения, я считаю, что это тоже часть Промысла именно для этого, потому что христианская Церковь — это то пространство, где должны встречаться очень разные люди, это поле мира, милосердия, где за порогом храма остается все то, что называется праведным гневом или не праведным гневом, что называется подчас политическими и прочими воззрениями, это все остается за порогом храма, а здесь все люди идут ко Христу. И еще одно, наверное, самое главное чудо — это то, как Христос и Матерь Божия, как это общее духовное культурное пространство объединяет и соединяет очень разных людей, поэтому я с надеждой и оптимизмом смотрю в будущее, считаю, что Церковь это то пространство, где будут залечиваться очень-очень многие раны, и не только духовные.

А. Митрофанова:

— Вот не случайно все-таки наш с вами разговор проходит в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, имена которых символизируют главные христианские добродетели, с чего мы разговор и начали: вера, надежда, любовь и мудрость. Мне кажется, что как раз пример того, что сейчас происходит у вас, подтверждает, что это возможно, что победа вот этих добродетелей в человеческом сердце, она возможна и какими бы ни были сложными внешние обстоятельства, вокруг Христа действительно люди объединяются как раз благодаря вот этим добродетелям: вере, надежде, любви и мудрости какой-то, чтобы отделить главное от второстепенного.

О. Тимофей:

— Да, безусловно, вы абсолютно правы, не зря апостол Павел перечисляет эти три добродетели именно в такой последовательности, что вера, она рождает надежду, надежда окрыляет и приводит к любви, а все это вместе должно приводить к некой высшей духовной мудрости, ведь не зря святые отцы во все времена говорили, что самый высший дар, который надо всегда у Бога просить — это дар рассуждения, я имею сейчас дар рассуждения в христианском, духовном смысле этого слова, в святоотеческом, когда вот эти три добродетели: вера, надежда, любовь объединяются вместе и рождают глубокую христианскую мудрость, которая позволяет на все события, во-первых, все события, которые происходят лично с человеком, на те события, которые происходят в глобальном, мировом масштабе смотреть именно так, интегрировать эти три добродетели и смотреть с мудростью, с неким пониманием впоследствии эсхатологического пространства, с понимаем того, что как бы не было тяжело, но Господь, Он всегда рядом, не то что рядом, Он всегда стучится в сердце, и человек может в любой момент, если будет обладать или хотя бы попытается, захочет обладать этими добродетелями, этим даром рассуждения, он сможет изменить, во-первых, себя, Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», то есть один человек мудрый может вокруг себя объединить очень многих людей.

А. Митрофанова:

— Протоиерей Тимофей Китнис, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при одноименном монастыре в местечке Клаузен под Триром в Германии проводит с нами этот «Светлый вечер». Отец Тимофей, вы рассказали уже в нескольких словах, как принимают украинских беженцев в Германии, действительно, это, мне кажется, очень по-христиански и дай Бог чтобы у людей, которые вот так остались без крова, без документов, без вообще своей прошлой жизни можно сказать, новая жизнь какая-то выстраивалась, тем более когда она выстраивается вокруг православного храма, это удивительно. Вопрос, наверное, которым многие сейчас россияне тоже задаются: а как на русских православных людей-то реагируют? Вот ваши соседи, к примеру, вы священник Русской Православной Церкви, вы с супругой русские люди, что сейчас происходит в отношении вас, что происходит в отношении тех прихожан, которые с вами уже давно, не украинские беженцы, а вот те, кто уже много лет в вашей общине? И как выстраивается взаимодействие с немцами, с соседями, с теми католиками, которые ходят в храм по соседству, в тот, который исторически самый первый возник в Клаузене, как они реагируют на вас?

О. Тимофей:

— Я могу рассказать только о своем опыте и конкретно говорить о нашей общине, о нашем опыте, у нас он положительный, если сказать в целом. Во-первых, наши соседи, давайте начнем с католической общины, которую возглавляет отец Альберт, это доминиканский монах, аббат, хотя там монастыря нет, но он окормляет почти двенадцать приходов, я не совсем понимаю, как ему это удается, но он действительно очень загружен, это правда. Когда Зандерсы, наши предыдущие хозяева, познакомили нас с ним, он нашел, во-первых, время, и не один раз, мы уже встречались несколько раз для того чтобы выразить, во-первых, свою радость, во-вторых, о нас было написано более трех статей в газетах и о том, как наша община принимает беженцев, о том, какие отношения внутри общины, в том числе, о том, как мы встречаемся, молимся в храме вместе, мы обо всем этом рассказываем. И одно из интервью у нас было совместное с этим отцом Альбертом, и он не просто даже какую-то дипломатическую радость или оптимизм выражал, он был искренне, сердечно рад, и вместе планируется в следующем году, у нас появляются очень-очень хорошие талантливые голоса, предполагается организация квартета, который не только будет в церкви и в монастыре петь, но и быть может, будет участвовать в фестивале. Совсем недавно нас пригласили на совместную молитву о мире, это где участвовали очень разные, православные, как это ни парадоксально, юрисдикции, но и были разумеется католики и лютеране, нас пригласили, причем пригласили не куда-нибудь, а в древний зал равноапостольного Константина, чтобы мы могли вместе выразить и свою радость, и свое реализовать желание о мире для всех людей, это для того чтобы как-нибудь эта ситуация с Божьей помощью стала постепенно преображаться, изменяться в лучшую сторону. Именно там было удачное выступление, было замечательное соло, когда наша православная певица Ангелина замечательно исполнила «Богородице Дево, радуйся», то есть произвело колоссальное впечатление, потому что связи не только, как я уже говорил, духовные, но и культурные играют очень важную роль для взаимопонимания очень разных людей. Если брать на уровне соседей, простых людей: мы еще достаточно мало здесь живем, но в целом к нам уже несколько раз приходили, знакомились, заходили в храм, как я уже говорил, на самом освящении престола присутствовали в том числе и несколько представителей католических и лютеранских общин...

А. Митрофанова:

— Как гости, правильно?

О. Тимофей:

— Конечно, как гости. Вы спросили, как к нам относятся, к Русской Православной Церкви, как мы себя позиционируем — в нашем случае относятся хорошо, пишут статьи в газетах, дают возможность для не только приобретения монастыря, к примеру, но и будут совместные культурные проекты, то есть пока на сегодняшний день, слава Богу, у нас все хорошо.

А. Митрофанова:

— Отец Тимофей, все-таки, возвращаясь к истории монастыря самого, понимаю, что на все воля Божья, и создание монастыря, появление монашеской общины это дело не одного дня и так далее, но все-таки ведь когда и митрополит Иоанн освящал престол и был у вас в гостях в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, ведь именно он благословил, как понимаю, будущую жизнь этого места, как монастырь, то есть вот этот потенциал именно монастырской жизни и прием паломников, конечно, тоже это очень важно, а сейчас еще важнее, может быть, прием беженцев в первую очередь, но будущее видится именно как жизнь монастыря в этом месте. Есть ли какая-то надежда, как в Германии может образоваться православный монастырь или это все будет, что называется, промысел Божий, о котором сейчас мы ничего не знаем?

О. Тимофей:

— Вы знаете, образование монастыря, особенно за границей, в эмиграции это очень творческая тема, вообще надо сказать, что монашеское движение, начиная с IV века это очень такая творческая вещь и в нашем случае действительно, так оно и есть. Владыка благословил, дал, разумеется, определенные контакты, и мы сейчас находимся в переговорах с рядом потенциальных будущих сестер. Владыка благословил определенную последовательность тех шагов, которые приведут, как мы надеемся, к образованию общины монашеской, ну посмотрим, как Господь благословит, но благословился женский монастырь, в Богородичном месте, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кстати, само наименование монастыря тоже было вымолено, то есть оно было дано не вследствие каких-то иных причин, а вот как-то так молитвенно осмыслялось, и молитва продолжалась две недели, и владыка благословил именно это название монастыря — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и именно поэтому в этот день и был освящен престол, и вот сейчас ведутся переговоры с рядом контактов сестер, которые станут тем ядром будущей жизни монашеской, которая, мы надеемся, приведет не только к каким-то разным проектам, тут разные проекты планируются, в том числе семинары различные и лектории, и православные лагеря, молодежные проекты, очень много разных проектов, но все-таки самое главное и для этого здесь есть все условия, как внутри монастыря, так и само место, оно совершенно особое, мы надеемся, что уже в ближайшие два-три месяца будут первые у нас насельницы и будет тогда уже окончательно сформирован и благословлен определенный устав.

А. Митрофанова:

— Дай Бог, конечно, и вы знаете, отец Тимофей, насколько понимаю, опять же, поскольку место это паломническое, у вас сейчас уже есть посетители из самых разных городов и не только в день освящения престола это было, но и, наверное, впоследствии уже тоже приезжали, и очень радостно, что слышала, у вас там немало людей, которые хотят именно потрудиться для созидания монастыря, для расчистки территории, уборки и ремонтных работ, потому что семья Зандерс, они как могли ухаживали за этим пространством монастырским, но их сил не хватало и сейчас там и ремонт нужен, и какой-то мебели не хватает, и много что еще, и вот есть люди, которые откликаются и пишут вам, звонят и говорят: а чем мы можем помочь? Во всяком случае это та информация, которая до меня доходила, расскажите, пожалуйста, как выстраивается это взаимодействие с людьми, желающими потрудиться для монастыря?

О. Тимофей:

— Действительно, та реакция на монастырь, на его появление, на желание чтобы он существовал, она действительно именно такова, очень многие люди звонили и для того чтобы оборудовать хотя бы минимальное количество паломнических комнат, потому что комнаты нуждаются в очень-очень хорошем ремонте, уже появились люди, которые и привозили матрасы, и приобретали кровати для первых паломников, и дальше планируется целый рад внеплановых мероприятий для трудников, когда человек приедет и будет здесь трудиться. Но дело в том, что сам запрос на монастырь, человек не просто приедет и как-то поможет монастырю, хотя очень многие люди действительно откликнулись, причем на очень разные просьбы, но дело в том, что для самого человека, который будет сюда приезжать, к примеру, с пятницы по воскресенье, или на более продолжительный период, вот у нас останавливалась семейная пара, из Баден-Вюртемберга, они почти неделю прожили здесь, мы очень интересно беседовали, мы вместе молились, вместе трудились. И явно есть такой запрос для того чтобы человеку, мне многие звонили, говорили, что мы вот приедем, и уже многие приезжают и останавливаются, когда просто с пятницы по воскресенье человек приезжает, это тоже паломничество, для того чтобы вырвать себя из какого-то такого своего бытийного круга бесконечных дел, движения по горизонтали, и просто оказаться в совершенно ином пространстве, причем в пространстве не только географическом, очень многие люди приезжают к нам из Трира или откуда-то из ближайших мест, а для того чтобы прийти, помолиться, помочь, потрудиться, побыть одному, пообщаться со священником, посетить полунощницу, посетить вечернее богослужение и литургию и отдохнуть не только телом, но и душой, вот одна из тем основных, в том числе, я считаю, миссионерского будущего этого места, когда будет предоставлена возможность любому человеку приехать и либо потрудиться, либо за пожертвование, либо просто так провести время в монастыре, помолиться, прийти в себя, пообщаться, как-то побыть, поразмыслить и оказаться в других духовных пространствах и измерениях. Я думаю, что запрос на это тоже есть, не только на какие-то большие проекты, связанные со школьниками, с молодежью, с лекториями и так далее, а именно вот для этого, для этого тоже создается монастырь и, конечно, вхождение человека в такое пространство, пусть кратко, на неделю, его интеграция в совершенно иную жизнь паломническую в монастырь, это определенная традиция в этом есть, а во-вторых, оно особенно востребовано здесь, за рубежом, потому что у нас монастырей чрезвычайно мало, вот на всю Германию, где проживает почти девяносто миллионов человек, православных монастырей очень разных, сербских, болгарских принадлежащих Русской Православной Церкви, их всего пять, ну мы вот шестой.

А. Митрофанова:

— Помогай Бог вам в вашем удивительном таком служении и действительно, радость переполняет слушать то, о чем вы говорите, по-моему, это правда настоящее чудо и, конечно, очень хочется надеяться, что у монастыря Рождества Пресвятой Богородицы будет большое будущее и что он будет разрастаться. А контакты, как понимаю, можно найти в социальных сетях у протоиерея Тимофея Китниса и на сайте журнала «Фома» была опубликована новость об освящении престола в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, в храме в первую очередь, монастырь — это только будущее ваше, и можно, например, в разделе «Новости» на сайте журнала «Фома» тоже посмотреть, там есть и контакты, и номер телефона указан, и адрес, и ждете вы, принимаете у себя всех желающих. Спасибо вам большое и за этот разговор, и за ту радость, которую вы дарите вашим служением.

О. Тимофей:

— Я и вас благодарю тоже и за разговор, и за радость, и за внимание, и я очень надеюсь, что в скором времени наш монастырь будет доступен всем людям со всех концов нашей замечательной земли. Спасибо, до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем