Новая Зеландия — страна, которая воспринимается среднестатическим россиянином как почти другая планета. Особую известность Новая Зеландия приобрела в мире благодаря экранизациям произведений Джона Толкиена — «Властелин колец» и «Хоббит». Именно в Новой Зеландии происходила значительная часть съемок этих кинокартин. Новая Зеландия известна не только благодаря своей удивительной по красоте природе, но и тем, что в двадцатом веке она стала пристанищем русских эмигрантов, покинувших родину из-за большевистской революции. Среди многочисленных переселенцев был православный священник Алексей Годяев, человек удивительной судьбы и, забегая вперед, создатель новозеландской сырной промышленности.
Отец Алексей родился 8 февраля 1900 года в семье священника. Окончил Вятскую семинарию, но священником в тот момент не стал по причине революции и гражданской войны. Будущий отец Алексей был офицером «белой» армии, затем эмигрировал в Германию. Там он окончил Мюнхенский политехнический университет, получив диплом по специальности «инженер-химик», что в дальнейшем определило его судьбу. Отец Алексей обладал прекрасным голосом и одно время был даже профессиональным оперным певцом в театре «Ла Скала».
В 1940-х годах отец Алексей вместе с семьей перебрался в Австралию, а затем в Новую Зеландию, где основал первую в стране православную общину в маленьком городке под названием Уайканай. Свои первые богослужения отец Алексей совершал в арендуемой им протестантской церкви. Он и его прихожане мечтали о постоянном православном храме. Наконец, им удалось найти здание в центре столицы Новой Зеландии, Веллингтоне. Оно было выкуплено и переустроено под храм в 1955 году. Отец Алексей был центральной фигурой для новозеландского православия на протяжении сорока лет. До глубокой старости он совершал богослужения в четырех городах этой страны: Веллингтоне, Окленде, Крайстчерче и Данидине. Новая Зеландия стала для отца Алексея последним пристанищем — он скончался в местной столице Веллингтоне в 1991 году, но похоронен был в Уайканае, городе своего первого прихода.
Отец Алексей поселился в Уайканае потому, что в этом месте был центр молочного производства. Ко времени приезда отца Алексея в Новую Зеландию, местное сельское хозяйство уже находилось на довольно высокой стадии развития. Многочисленные стада коров и овец обеспечивали население высококачественным мясом и молоком. Вот только из коровьего молока местные фермеры могли делать разве что сливочное масло, творог и некое подобие сыра.
Отец Алексей, будучи химиком по образованию, сумел на базе скоромного молочного производства в Уайканае создать первую в стране полноценную сырную ферму. Ему удалось вывести особый вид кисломолочных бактерий, которые применяются при производстве сыра. Теперь все новозеландские фермеры с уверенностью свидетельствуют, что именно отца Алексея их страна обязана благодарить за появление в Новой Зеландии сырного производства.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема