Сегодня Церковь вспоминает вход Господень в Иерусалим.
Накануне Спаситель совершил чудо - воскресил своего друга Лазаря, который к тому времени был четыре дня как мёртв. Весть об этом разнеслась по всей Иудее. На следующий день Христос отправился дальше, в Иерусалим. Там он с учениками собирался праздновать Пасху. За ним отправилось множество народу. Они видели в нём обещанного Ветхим заветом Мессию, Царя, который освободит народ от власти Рима, великого учителя, пророка и чудотворца. Люди выражали своё ликование по обычаям той страны и того времени. Они постилали перед Спасителем свои одежды, приветствовали его пальмовыми ветвями и бросали их под ноги молодому ослику, на котором ехал Христос.
Церковь празднует этот день торжественно и светло. Верующие радуются подобно жителям Иерусалима. Церковь приветствует грядущего Господа - победителя ада и смерти.
Это торжество омрачает одно - мы знаем, что уже через несколько дней те, кто кричал Христу «Осанна!» будут гнать и преследовать его. Знаем мы и о том, что самому Спасителю известно, что его ожидает. Въезжая в Иерусалим он добровольно идёт на встречу смерти - «на вольную страсть», как это по-славянски звучит на богослужении.
И каждый мысленно углубляется в себя, чтобы задать вопрос - с кем же будет он в наступающие дни Страстной седмицы. Ведь так просто быть рядом с человеком в дни его славы, и так трудно - не присоединиться к его палачам в дни скорбей, не распинать Христа своими словами и поступками во все остальные дни года.
Митрополит Антоний Блюм назвал праздник Входа Господня в Иерусалим «одним из самых трагических праздников церковного года». «Как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что... страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви», - писал он.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.