Преподобный Анатолий (в миру Алексей Зерцалов) родился в тысяча восемьсот двадцать четвертом году, в Калужской губернии. Он закончил семинарию и поступил на чиновничью службу. Вскоре Алексей заболел по тем временам смертельной болезнью - чахоткой. Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то он примет монашеский постриг. Вскоре он пришел в Оптину пустынь и через несколько лет стал монахом. Долгое время он был учеником и ближайшим помощником преподобного Амвросия Оптинского. Более двадцати лет окормлял Анатолий Шамординскую женскую обитель. О нем говорили как о сострадательном, милостивом и отзывчивом человеке. Современники вспоминали и духовную опытность и прозорливость старца. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящих или предупредить о грядущих испытаниях. Кончина старца Амвросия в тысяча восемьсот девяносто первом году подорвала здоровье его любимого ученика. Он глубоко и тяжело переживал свое сиротство и начал угасать. Через три года преподобный Анатолий скончался и был погребен рядом со своим наставником.
Тициан. «Бегство в Египет»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
![Коридор картиной галереи с посетителями.](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/08/Svidanie-s-shedevrom-1024x576.jpeg)
— Маргарита Константиновна, сколько мы бывали с вами в Эрмитаже, уже и не сосчитать, но каждый раз я открываю этот музей для себя будто бы с нуля. Вот, например, сейчас мы находимся в зале, и такое ощущение, что я здесь впервые.
— Да, Наташенька, Эрмитаж всякий раз открывается по-новому.
— Вот, например, огромную картину, что перед нами, я совершенно точно раньше не видела. Это какой-то средневековый сюжет?
— Нет, Наташа. Перед нами евангельский сюжет. Картина итальянского художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио, написанная примерно в 1508 году. Она называется «Бегство в Египет». На ней изображена Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках. Они едут на ослике, ведомом ангелом. За ними идёт святой Иосиф.
— Ах, да. Я вспомнила. Это история о том, как Святое семейство спасалось от преследования царя Ирода...
— Да, именно так. В основе сюжета лежит эпизод, описанный в Евангелии от Матфея: после рождения Младенца Христа праведному Иосифу во сне явился ангел и повелел ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф выполнил повеление ангела. Той же ночью они с Пресвятой Девой Марией и новорождённым Богомладенцем отправились в Египет и пребывали там до самой кончины Ирода.
— Посмотрите, как нежно, с какой любовью художник изобразил этот сюжет! Путники помещены в зелёный пейзаж, вокруг них свободно гуляют животные: мирно пасутся овцы, в траве лежит молодой олень... Лисичка укрылась под деревом.
— А на заднем плане картины мы видим отдыхающих в тени юных пастушков. Изображение чем-то напоминает мне райский сад, в котором царит покой и умиротворение... Это умиротворение читается и на лицах героев.
— Художник и в самом деле с большой любовью изобразил святые лики...
— Богородица нежно прижимает к щеке крошечного Младенца Христа. Ангел, который ведёт осла, тоже с улыбкой, мирно взирает на Святое семейство.
— И даже чувствуется некоторое несоответствие мирного спокойного состояния, которое создал Тициан на своей картине, с той ситуацией крайней опасности, описанной в Евангелии. Ведь Богомладенца могли убить!
Это была действительно смертельная угроза. Узнав о рождении Мессии, царь Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Эти убиенные дети почитаются Церковью как святые мученики. А самого Богомладенца Господь уберёг от гибели.
— Но несмотря на опасность преследования, на лицах героев не видно страха. Будто они и не боятся вовсе.
— Для меня эта картина — иллюстрация того, что с Богом ничего не страшно. Тициану удалось выразить в ней то состояние мирного духа, которое необходимо взращивать в своей душе каждому христианину. Никакой суеты и паники даже в самой страшной ситуации. Доверие Богу и воле Его — должно быть нашей опорой в жизни.
— Эта мысль просматривается даже в том, как художник изобразил природу и животных.
— Да-да, Наташа, именно так. Живописная природа и мирно пасущиеся животные — ни что иное, как прообраз некогда потерянного рая, двери в который вновь открыл для человечества Спаситель. И кусочек этого рая мы можем взрастить в душе, если захотим.
— Маргарита Константиновна, как же меня вдохновляют ваши рассказы о живописи! Вот и сегодня — вы рассказываете о картине Тициана «Бегство в Египет» из коллекции Эрмитажа, а я чувствую, как просыпается во мне желание почитать Евангелие, изучить, понять, разобраться... Большая радость рождается в душе!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Михаил Щепкин
![Иллюстрация к выпуску программы «Жизнь как служение»](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
Русский театр — такой, каким мы знаем его сегодня — начался с Михаила Семёновича Щепкина. Современные театроведы называют его основоположником отечественной актёрской школы. Им восхищался Гоголь; критик Белинский называл его игру образцом непревзойдённого сценического искусства, которое заставляет зрителей трепетать. А драматург Квитка-Основьяненко писал: «Таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится». Этим своим талантом самородка Михаил Семёнович всю жизнь щедро делился с людьми.
Когда Щепкину исполнилось 8 лет, в 1796-м году, он впервые посмотрел представление любительского театра. Михаил родился крепостным и оставался им до 34 лет. Его хозяином был граф Волькенштейн. В имении графа он и увидел свой первый в жизни спектакль. Позже в мемуарах Щепкин писал: «В тот вечер решилась вся будущая судьба моя». В 11 лет он сам впервые вышел на сцену. Это был ученический спектакль. Ставили комедию Сумарокова «Вздорщица». Мише досталась роль слуги по имени Розмарин. А в 1805-м 17-летний Михаил дебютировал уже на большой сцене — в Курском драматическом театре. В составе его труппы Щепкин прослужил десять лет. Благодаря незаурядному таланту Михаил быстро стал ведущим актёром театра. Но при этом нисколько не заносился, а называл себя смиренным слугою артистов. Для своих коллег он переписывал тексты ролей, нередко выручал, выходя вместо них на сцену, если они забывали текст; бывало, даже подменял суфлёра, когда тот болел.
В 1822-м году Щепкина пригласили в труппу Малого театра. На его сцене он оставался до конца жизни. Городничий в гоголевском «Ревизоре» и Подколёсин в «Женитьбе», Барон в пушкинском «Скупом рыцаре» — Михаил Семёнович блистал в современных пьесах того времени. Многие драматурги создавали произведения специально «под Щепкина», желая только его видеть в образе главных персонажей. Для своего времени Щепкин стал настоящим новатором — он максимально приблизил актёрскую игру к жизни. В театре середины XIX-го века актёры лицедействовали: произносили реплики неестественными, громкими голосами, слова сопровождались вычурными жестами. Михаил Семёнович играл по-другому. Своё правило он формулировал так: «на сцене не представляться, а влезть в шкуру действующего лица так, чтобы между ним и тобой нельзя было иголки просунуть». Впоследствии этот постулат положил в основу своей знаменитой системы Константин Станиславский.
Михаил Семёнович служил людям не только своим актёрским талантом. Он и в жизни был отзывчивым и сострадательным человеком. Литературовед Александр Афанасьев говорил о Щепкине: «Великие слова Христовой заповеди о любви к ближнему он перевёл прямо в жизнь». Михаил Семёнович с готовностью помогал знакомым и незнакомым людям. Однажды во время гастролей актёр проезжал на пароме через реку, и увидел двух тонущих мужчин. Щепкин прыгнул в воду и с большим трудом, сам едва не утонув, вытащил обоих на берег. Дошла до нас и история о том, как Михаил Семёнович помог своему знакомому Пантелею Ивановичу. Как-то раз Щепкин встретил его на улице, и не узнал: оборванный, словно нищий, Пантелей Иванович шёл в сопровождении полицейского. Оказалось, что он влез в большие долги. Выплатить не смог; у него конфисковали имущество и теперь вели в долговую тюрьму. Щепкин погасил долги знакомого, устроил его в своём доме и определил на работу в театр с хорошим жалованьем. Щепкин признавался, что вдохновлялся образом Пантелея Ивановича, играя Любима Торцова в пьесе Островского «Бедность не порок» — человека хотя и оступившегося, но в котором теплится святая искра и который поэтому способен подняться и выйти на прямой путь.
Щепкин нёс своё актёрское служение до последнего вздоха. В 1863-м году в Ялте на приёме у князя Воронцова он читал перед гостями «Мёртвые души» Гоголя. Внезапно Михаилу Семёновичу стало плохо. Его отвезли в гостиницу, а через три дня он скончался. Отпевали актёра в ялтинском соборе святителя Иоанна Златоуста. Щепкин любил повторять: «Надо играть так, чтобы был виден человек». В нём самом люди всегда видели человека — чуткого, милосердного, доброго.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Joshkar-Ola-1-396x480.jpg)
Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов