Наивысшим авторитетом в Православной Церкви считается соборный разум и решения Вселенских Соборов. Православная Церковь признаёт семь Вселенских Соборов. Их ещё называют «столпами Церкви». На них были определены основы христианского вероучения. Важнейшим решением Первого Вселенского Собора, состоявшегося в триста двадцать пятом году, стало принятие Символа веры. За шестьдесят лет после первого Собора широко распространилась ересь арианства. Ее сторонники не признавали равенства лиц Пресвятой Троицы. Согласно их трактовке Бог - Сын как бы подчинялся Богу - Отцу. На основании этого воззрения возникли другие лжеучения, придумывавшие самые разные иерархии Отца, Сына и Святого Духа. Второй Вселенский Собор был созван в триста восемьдесят первом году царем Феодосием Великим. На нем Символ веры был дополнен до нынешней формулировки. Сто пятьдесят епископов-участников единодушно утвердили, что Дух Святой есть Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый, то есть - со-поклоняемый и прославляемый. Этот Символ веры исповедуется и ныне всей Православной Церковью.
Второй Вселенский Собор. Утверждение Символа веры.
Православная Церковь не зависит от мнения и позиции какого-либо одного её иерарха. Решающим мнением в Церкви обладают Соборы. При этом наивысший авторитет принадлежит Вселенских соборам. Их, признаваемых Православной Церковью, было семь. Сегодня Церковь вспоминает Второй Вселенский Собор, состоявшийся в тысяча триста восемьдесят первом году. В нем приняли участие сто пятьдесят епископов, среди которых были знаменитые отцы Церкви святители Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Наиболее важным решением Второго Вселенского Собора стало включение в Символ Веры славословия Святому Духу. Это та часть, которая начинается со слов: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». В ней подтверждается равенство всех трех лиц Пресвятой Троицы, их единосущие. Символ веры в своей краткой форме содержит основные догматы Церкви. Поэтому знать его обязательно каждому верующему христианину. Кроме того Второй Вселенский Собор установил формы церковного суда, определил порядок возвращения в лоно Церкви раскаявшихся еретиков.
6 мая. О пище небесной

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную».
О пище небесной — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Люди, которые последовали за Христом, как замечает сам Спаситель, искали Его не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Господь переносит взор уверовавших в Него с земных понятий на понятия духовные. Действительно, истина проста. Земной хлеб, земная пища не могут дать человеку бессмертие. Мы все равно телом умрем. Поэтому Христос говорит, чтобы мы не заботились излишне о земном пребывании, а помнили о вечной жизни. Можно представить, что мы находимся в аэропорту и ждем свой рейс. Много ли нам нужно взять с собой в самолет? И нужно ли обустраивать место в зале ожидания, если через некоторое время покинем аэропорт? Важно думать о том, что нам пригодится в недалеком будущем. Поэтому Господь и напоминает о небесном Отечестве, о пище небесной. Он сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Будем же заботиться о духовной пище, о бессмертной душе. А Христос да сохранит нас в истине и воскресит в последний день.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О распространении христианства в Грузии

Сегодня 6 мая. В этот день в 319 году Святая Равноапостольная Нина крестила царя Грузии Мириана и его сановников.
О распространении христианства в Грузии — священник Стахий Колотвин.
Западная и Восточная Грузия на протяжении многих тысячелетий развивались по-своему. Была своя различная государственность, различные племена, и в том числе различная история принятия христианства, потому что Западная Грузия была в составе Римской, позже Византийской империи, и христианство там распространялось так же, как и в других пределах Византии. Поэтому, когда равноапостольная Нина пришла в Восточную Грузию, в Иверию, то это была языческая страна под мощным культурным давлением религии зороастризма, потому что была под влиянием не Рима, а другого гегемона древнего мира, Персии. Поэтому равноапостольная Нина, когда принесла христианство Грузии, то она возвела Грузию на единый уровень с Римом и вывела ее из-под этого рабского влияния персидского. Да, на протяжении многих столетий были персидские нашествия. Да, грузинский царь держал меч на коронации персидского шахеншаха. Но, тем не менее, даже в те времена, когда политической самостоятельности у Грузии не было, сохраниться грузинам как отдельному независимому православному народу помогла именно христианская вера. И то, что царь Мириан сделал судьбоносный выбор, сохраняет Грузию и ее культуру в наши дни.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О почитании Великомученика Георгия Победоносца

Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Тропарь Великомученику Георгию называют святого освободителем пленных. Это означает, что молитвенное обращение к нему с просьбой о небесном ходатайстве пред Богом помогало верующим православным людям получать помощь в избавлении своих родных и близких из плена. Песнопение также называет святого покровителем нищих. В отличие от современности, древность не воспринимала нищету в социальных категориях. Нищий не имел ничего: ни крыши над головой, ни пропитания, ни родственников. Нищета означала пожизненную обреченность. Называя святого Георгия покровителем нищих, Церковь признавала, что по какому-то невероятному и неподотчетному стечению обстоятельств, которое для верующего сердца было не иначе, как прямым вмешательством Бога в неотвратимую человеческую обреченность, нищие получали помощь, более того, обретали определенное благополучие здесь и сейчас на земле исключительно молитвами святого Георгия. Святые мученики, которых почитали христиане, благодатью истинного Бога подавали людям подлинное исцеление от душевных и телесных недугов. Среди этих великих святых чудотворцев древности очевидно был святой Георгий. Об этом свидетельствует песнопение. Наконец, царей помощник, то есть заступник благочестивых правителей. Святого Георгия считают своим покровителем множество древних и новых христианских стран и территорий.
Все выпуски программы Актуальная тема