Святой равноапостольный великий князь Владимир. Часть 1.
Святой равноапостольный великий князь Владимир родился в 962 году. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Владимира рано отобрали у матери, он воспитывался в Киеве, при дворе своей бабки. Но еще долго его преследовало презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни». Первые шесть лет своего княжения Владимир провел в военных походах, лично возглавив дружину. При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять единое целое и называться русскими. В то время князь был яростным язычником. Далеко не сразу Владимир пришел к христианству. Летопись рассказывает о том, что ему предлагали принять свою веру волжские болгары-мусульмане, латиняне, хазарские евреи. Владимир отправил послов в разные страны, чтобы те своими глазами увидели, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев из Константинополя, послы рассказали князю о красоте византийского богослужения: «Не знали - на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Владимир согласился с тем, что византийская вера лучше всех остальных, и Русь приняла Крещение.
Святой равноапостольный великий князь Владимир. Часть 2.
Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным. Благодаря князю Владимиру в конце десятого века Русская земля приняла христианство и это событие определило весь ход нашей истории. Православная вера совершенно изменила самого князя Владимира. Услышав евангельские слова «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут», Владимир стал творить множество добрых дел. Он разрешил всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему нужно – еду, питье или деньги. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь велел развозить для них по городу пропитание. Недаром в память народа киевский князь вошел с ласковым прозвищем Владимир Красное Солнышко. Князь Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Его оплакивали все киевляне - и бояре, и нищие. Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в одиннадцатом веке. А еще через два столетия он был причислен к лику святых.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.