Православное христианство - религия удивительная. Удивительная в том смысле, что гармонично включает в себя добрые обычаи тех народов, которые православие принимают. Япония - не исключение.
Православная Церковь зародилась здесь в 19 веке. С тех пор небольшая, но самобытная, яркая Японская Православная Церковь продолжает жить и развиваться.
Многим известно, что православие пришло в Японию благодаря святому епископу Николаю (Касаткину), первому русскому миссионеру на японских островах. Но мало кто знает, что первыми его проповедь восприняли легендарные самураи, местные благородные воины. Причиной тому послужили не совсем благоприятные для них обстоятельства.
Вернув на трон императора в ходе революции Мэйдзи, самураи оказались новой власти не нужны. Император боялся их и считал необходимым от них избавиться. Самураев стали притеснять, они уходили на север страны - остров Хокайдо. Туда, где жил тогда святой Николай.
Разочарованные в прежних идеалах, самураи-изгнанники потеряли смысл жизни. И обрели его вновь, восприняв проповедь святого Николая. Конечно же, не всё было здесь благополучно. Христианство, православное или иное, например, католическое, рассматривалось самураями как чужеродная религия. А христианские миссионеры, из-за того, что в прошлом католики и протестанты совершили в Японии много неблаговидных поступков, имели плохую репутацию. Святителя Николая японские рыцари сначала восприняли в штыки, даже пытались убить. Но потом ему удалось достучаться до гордых самурайских сердец.
Впоследствии, когда самураи потерпели окончательное поражение в борьбе с императором, те из них, кто остался в живых, вернулись в свои дома и передали новую веру семьям и родственникам. Так произошло рождение Православной Церкви на Японской земле.
Сегодня православных христиан в Японии не так много - всего 10 тысяч человек. Их могло быть и больше, но православие воспринимается многими японцами как часть русской культуры. А в отношениях между нашими странами было много печальных моментов.
Некоторые утверждают, что православные японцы - это либо дети из смешанных русско-японских браков, либо поклонники русской культуры. Совсем нет. Абсолютное большинство православных японцев воспринимают Православие крайне самобытно, в отрыве от чьей-либо культуры, считают христианство стержнем своей жизни.
А ещё православие является для них средством построения отношений между двумя цивилизациями - русской и японской. Благо, что на примере святого Николая и его первых учеников-самураев подобный опыт мы уже имеем.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили с вами о традициях японского Православия.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












