
Фото: Sebastian Tapia Huerta/Unsplash
Перу — одна из самых больших стран Южной Америки. Размерами она уступает только таким гигантам, как Бразилия и Аргентина. Главной религией в Перу является католичество, православие же появилось в стране относительно недавно. В 1950 году русские эмигранты построили в местной столице Лиме храм во имя Святой Троицы. Руководил сбором средств и строительством князь Алексей Николаевич Чегодаев. Процесс этот оказался крайне трудным, поскольку эмигранты были людьми небогатыми. Средства собирались через организацию благотворительных концертов, спектаклей и даже лотерей. К 90-м годам прошлого века первое поколение эмигрантов ушло в мир иной — состав прихожан Свято-Троицкого храма сильно изменился. Количество русских значительно уменьшилось. Основу прихода составили греки и арабы. В результате приходской совет принял решение передать храм со всем имуществом Константинопольскому Патриархату.
Приход стал именоваться «греческим». Такое положение длилось до 2010 года, когда группа русскоязычных прихожан решила возобновить на перуанской земле традицию русского Православия. Никто не хотел конфликтовать с Греческой Церковью, поэтому Свято-Троицкий храм остался в её подчинении. Русская же община приняла именование в честь святой Матроны Московской.

Важную роль в открытии прихода сыграл его настоятель — священник Игорь Терентьев, который был направлен в командировку сначала в Парагвай, а затем в Перу, где он и продолжает священническое служение. Приход святой Матроны открылся при участии отца Игоря, несмотря на многие препятствия. У прихода в Лиме до сих пор нет собственного помещения. Несколько лет богослужение проводилось только по субботам в арендованном англиканском храме. Затем на помощь русскоязычным православным пришли местные католики, которые выделили под нужды прихода помещения — одно для богослужения, второе — для приходских собраний. Теперь Литургия служится два раза в неделю — в субботу и в воскресенье.
Пока организованной проповеди среди перуанцев вести не получается. Однако каждый из прихожан вносит в миссионерскую деятельность свою посильную лепту, стараясь рассказывать о Православии окружающим — коллегам по работе, соседям, знакомым. Богослужение в приходе святой Матроны совершается на церковнославянском и испанском языках. Дело в том, что за относительно недолгое существование общины к ней успели присоединиться коренные перуанцы. В большинстве своём, они стали православными благодаря вступлению в брак с кем-то из эмигрантов. Ещё одним способом привлечения новых прихожан стала воскресная школа для взрослых и детей. Занятия проводит настоятель — отец Игорь, который считает, что живое и доброе общение со священником — лучшая форма миссии. В планах у русского прихода в Лиме построить собственное храмовое здание, а также просветительский центр, где бы каждый желающий мог узнать о Православной Церкви и стать её частью.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер