У нас в гостях был православный священник из Кении Филипп Гатари.
Мы говорили о том, как Православие появилось в Кении, как развивается сейчас, как живут местные православные общины, а также о трудах отца Филиппа по созданию средней школы.
_________________________________________
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на радио «Вера», дорогие друзья. Здравствуйте, меня зовут Алексей Пичугин. Здесь, в этой студии, также находится мой коллега Константин Мацан...
К. Мацан
— Добрый светлый вечер!
А. Пичугин
— Константин Мацан здесь сегодня находится на особом положении — он не только ведущий, а будет сегодня в качестве переводчика. Видите, мы все новые и новые таланты открываем у наших сотрудников, хорошо Вам известных и знакомых.
К. Мацан
— Потому что приходят все новые и новые гости.
А. Пичугин
— Да, география расширяется, и мы с удовольствием Вам представляем нашего сегодняшнего гостя. Гость приехал к нам из далекой-далекой страны, которая находится на другом континенте — в Африке, это Кения. И в гостях у нас сегодня — на секундочку! — православный темнокожий священник из Кении отец Филипп Гатари. Здравствуйте!
Ф. Гатари
— Гуд ивнинг!
А. Пичугин
— Вы знаете, дорогие друзья, я на самом деле честно признаюсь, что о православии в Кении до тех пор, пока я не узнал, что к нам придет отец Филипп, что он приезжает в Россию, в общем, и не знал. Я предполагал, что там есть несколько приходов, что, наверняка, где-то в Кении, может быть, есть один православный храм, ну, два. Да и вообще, честно говоря, я как-то об этом не особо задумывался. Но вот выяснилось, что православие в Кении находится на совершенно особом положении. Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, о том, почему в Кении так распространено православие, и вообще откуда оно там взялось?
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— (Отвечает, К. Мацан переводит ответы.) Спасибо большое! Я бы хотел сказать, что Православная церковь в Кении — самая большая и многочисленная во всей Африке.
А. Пичугин
— Во всей Африке?
Ф. Гатари
— Если говорить о греческой, то есть православной церкви...
А. Пичугин
— Да, не коптской, не коптской — православной!
Ф. Гатари
— ...да, она самая многочисленная в Кении.
А. Пичугин
— То есть я не ошибся.
Ф. Гатари
— Потому что в Кении самое большое население. И есть в Найроби Патриаршая семинария, и в эту семинарию приезжают учиться люди из разных стран Африки, разных местных национальностей.
Я бы не хотел много говорить о Кенийской православной церкви, потому что сейчас есть епархия, и я не тот человек, который должен говорить о Кенийской православной церкви в целом. Я бы хотел говорить о той епархии, которая занимает часть Кении.
К. Мацан
— Да, это епархия, к которой относится отец Филипп.
А. Пичугин
— А епархия эта, соответственно, принадлежит... ну, не принадлежит, а относится к Александрийскому патриархату?
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— Ну, стоит напомнить тогда нашим слушателям, что православные поместные церкви — их довольно много, в том числе и одна из самых древнейших, одна из самых ранних христианских церквей, поместных церквей, православных — это именно Александрийская.
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Да, это так. Церковь Кении находится под омофором патриарха Александрийского
А. Пичугин
— А я правильно понимаю, что епархия охватывает всю территорию Кении, или нет?
Ф. Гатари
— Епархия была создана в прошлом году в ноябре...
А. Пичугин
— Всего лишь? То есть епархия совсем молодая?
Ф. Гатари
— Очень молодая епархия.
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Центральная часть Кении, которую охватывает епархия.
А. Пичугин
— То есть там есть еще другие епархии? Она не одна, не единственная?
Ф. Гатари
— Есть епархия в Найроби — это столица Кении, есть епархия Кисуму в Западной Кении. Епархия Нейру — в Горной Кении, к которой относится отец Филипп, и епархия вторая, названная Кисуму, которая находится в Западной Кении, были созданы одновременно — в ноябре прошлого года.
А. Пичугин
— Но давайте все равно уточним некоторые важные, как мне кажется, вопросы. В Кении — это так, в качестве справки — проживает более 44 миллионов человек. Из них... Чуть больше 44 миллионов. Ну, это, скорее, слушателям. Я думаю, что отец Филипп знает, сколько в Кении людей живет.
Ф. Гатари
— Yes.
А. Пичугин
— Очень важно понять, сколько православных вообще в Кении — ну, не обязательно с точностью до человека, но примерно какой процент вот от этих 44 миллионов исповедует православие.
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Ну, не очень большой процент населения, конечно, принадлежит Православной церкви. В период независимости, когда Кения боролась за независимость...
А. Пичугин
— В 50 — 60-е годы, в начале 60-х...
Ф. Гатари
— Православие начало оформляться, или стали принимать православие в основном в период борьбы за независимость, поэтому их могло быть много в то время. А сейчас численность православных верующих растет.
А. Пичугин
— Но вообще я правильно понимаю, что православие пришло в Кению преимущественно в годы борьбы за независимость?
Ф. Гатари
— Не совсем.
А. Пичугин
— Не совсем? А как? Были миссионеры, возможно?
Ф. Гатари
— Православных кенийцев приняли в Александрийский патриархат в 1946 году. Период борьбы за независимость — это 1952-й год, когда кенийцы боролись за свободу своей страны. Члены независимых церквей...
А. Пичугин
— Ну, неканоничных, как мы говорим. То есть да, вот я даже смотрю справку, что в 30-е годы первые православные священнослужител
Ф. Гатари
— Колонизаторы не хотели, чтобы борцы за независимость обрели свою Церковь. Так появились африканские независимые церкви.
А. Пичугин
— То есть я правильно понимаю, что католицизм и некоторые протестантские деноминации у коренного населения Кении в большей степени ассоциировались с колонизаторами-е
Ф. Гатари
— Да, так и было.
А. Пичугин
— Ну, и давайте, действительно, поговорим о Вашей епархии, тем более, что она совсем молодая.
А. Пичугин
— Ну, тут хорошо бы, конечно, чтобы перед глазами у наших слушателей, вот как у меня сейчас, была карта Африки, немалую часть которой занимает Кения, для того, чтобы было понятней, какие у нее границы, где она расположена. Ну, вот помимо того, что несколько епархий по всей стране, вот конкретно Ваша епархия — еще раз, как она называется?
Ф. Гатари
— Епархия Нейри в Горной Кении.
А. Пичугин
— Дорогие друзья, напомню, что это «Светлый вечер». Здесь, на радио «Вера» сегодня он не совсем обычный — у нас замечательный гость из Африки, православный священник из Африки, из Кении отец Филипп Гатари. Также в студии у нас сегодня Константин Мацан в качестве как ведущего, так и переводчика.
К. Мацан
— Добрый светлый вечер еще раз!
А. Пичугин
— Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, о том... Я так понимаю, что епархия возникла из-за того, что просто верующих людей в этой части Кении, православных христиан, стало достаточно для того, чтобы появилась собственная епархия?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А сколько храмов в епархии?
Ф. Гатари
— У нас есть епископ...
А. Пичугин
— Да, ну, естественно.
Ф. Гатари
— Епископ Неофит. Его епархия — у нас 43 священника.
А. Пичугин
— О епископе Неофите давайте сразу оговоримся, что это все-таки имя, а не то, что он недавно крестился.
Ф. Гатари
— 43 священника.
А. Пичугин
— 43 священника, да. Ну, это много...
Ф. Гатари
— Каждый священник — у него есть свой приход, у кого-то, может быть, два или три прихода.
А. Пичугин
— Знаете, отец Филипп, далеко не каждая российская епархия теперь может похвастаться таким количеством священником и таким количеством приходов.
Это же замечательный показатель!
Ф. Гатари
— Спасибо!
А. Пичугин
— Ну, я знаю, что, помимо того, что приход, а о литургической приходской жизни мы обязательно еще поговорим, есть важная тема, от которой нельзя никуда уйти. Она очень важна для понимания не только церковной жизни в Кении, не только православной жизни — она очень важна для понимания самой Кении, о том, как там выглядит, в первую очередь, образование.
Вы строите школу?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— Вот расскажите, пожалуйста, об этом, потому что, насколько я знаю, в Кении государство оплачивает только всего лишь несколько классов школы — три или четыре.
Ф. Гатари
— Образовательная система в Кении начинается с детского сада. Потом есть начальная школа — это классы с 1-го по 8-й. В 8-м классе ты сдаешь экзамены, государственный экзамен. Потом начинается старшая школа — второй уровень школы.
А. Пичугин
— Но это уже не обязательно? То есть она не гарантирована государством?
Ф. Гатари
— Да, не обязательна.
А. Пичугин
— То есть, как мне объясняли, образование в Кении стоит довольно дорого?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А почему Вы решили строить школу?
Ф. Гатари
— Во-первых, школа продвигает образ и облик Церкви.
А. Пичугин
— Но там же и общеобразователь
К. Мацан
— (Объясняет.)
Ф. Гатари
— Да-да-да. Давайте, я объясню.
А. Пичугин
— Да, давайте.
Ф. Гатари
— В Кении есть государственная школа. Есть и частные школы. И есть церковные школы. Они частные, они спонсируются, то есть их оплачивает Церковь, они при Церкви. Но они преподают по обычной государственной программе. Когда я стал священником, настоятелем этой церкви, нашего прихода, у меня был кусок земли, который предназначался государством только для светской школы. Но она не была построена, там ничего не было.
А. Пичугин
— А почему земля была Вашей?
Ф. Гатари
— Не моей. Церковной землей.
А. Пичугин
— Да-да, я понимаю. Но почему земля, на которой государство собиралось строить школу, в итоге была отдана Церкви?
Ф. Гатари
— Сейчас поправим. Государство никогда ни одной школы государственной не построило. Большинство школ были построены либо церквями, либо общинами.
А. Пичугин
— Ага, все, теперь понял, спасибо.
Мы не уточнили, кстати, важную вещь — простите, пожалуйста, дорогие слушатели... Отец Филипп, Вы служите не в городе, это какой-то сельский приход?
Ф. Гатари
— Да, это сельский приход.
А. Пичугин
— А где? Чтобы, может быть, наши слушатели, у которых есть под рукой компьютер, могли бы посмотреть, если их заинтересовало, найти ту деревню — извините, да, это деревня, я так понимаю, — где служит отец Филипп.
Ф. Гатари
— Имя школы, название школы — школа Святого Антония. Православная светская школа.
А. Пичугин
— Я смотрю картинки параллельно в Интернете и, кстати, сразу могу нарисовать...
Ф. Гатари
— В округе Макруэни, в том регионе Кении, который называется Нейри.
А. Пичугин
— Ну, с центром в городе Нейри, видимо, да?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— Я могу адресовать наших слушателей... Опять же, если Вы сейчас находитесь перед компьютером или заинтересовались после программы... В журнале «Фома» и на сайте http://pravoslav
Ф. Гатари
— Да, спасибо.
А. Пичугин
— Предметы, насколько я понимаю, в Вашей школе преподаются вполне светские — обычно это физика и химия, и, чуть не сказал, русский язык и литература. Физика, химия и все те предметы, которые, в общем-то, преподаются в обычной общеобразователь
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А кто учителя, которые работают?
Ф. Гатари
— Ну, это профессиональные учителя, прошедшие специальную подготовку в некоем аналоге наших пединститутов.
А. Пичугин
— Ну, как — аналоги? Наверное, так и есть — кто-то университет закончил? Ну, то есть, я не знаю, высшее ли это образование или нет?
Ф. Гатари
— Да, высшее образование.
А. Пичугин
— Интересно очень. Напомню, дорогие друзья, что у нас сегодня в студии православный священник из Кении отец Филипп Гатари. Константин Мацан нам все это замечательно переводит. И Алексей Пичугин. Мы вернемся в эту студию буквально через минуту. Никуда не уходите.
Возвращаемся в нашу студию, дорогие друзья! Здесь «Светлый вечер», радио «Вера». Константин Мацан, я — Алексей Пичугин, и у нас сегодня в гостях православный священник из Кении отец Филипп Гатари, который не только служит, но еще и является директором школы. Вот сейчас мы как раз о школе и говорим. Интересно. Также могу всех еще раз адресовать к репортажам Дениса Маханько, нашего коллеги, который был в Кении. Его репортажи можете найти в журнале «Фома», на сайте журнала «Фома», на сайте http://pravoslav
Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, Вы же директор школы, правильно?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А сами что-то преподаете?
К. Мацан
— Ну, отец Филипп преподавал христианские дисциплины.
А. Пичугин
— А какие христианские дисциплины изучают в школе, в обычной школе?
Ф. Гатари
— Это включает в себя Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие от Луки проходят дети. И также на уроках мы затрагиваем социальные аспекты — про наркотики, про алкоголь.
А. Пичугин
— А это проблема в Кении?
Ф. Гатари
— Да, это проблема.
Мы говорим с детьми о семье, браке, разводах. Все это включается в христианские дисциплины.
А. Пичугин
— А в школу могут ходить дети из Вашего прихода, или она открыта для всех, и не важно — православный или католик, или вовсе не христианин?
Ф. Гатари
— Да, школа принадлежит к Православной церкви, но ученики могут быть совершенно любые, приходят из разных семей — отовсюду. Когда у нас совершается православная служба, все должны посетить ее, все должны быть на службе.
А. Пичугин
— Но все равно, то есть школа открыта для всех? Какую цель Вы ставили в первую очередь, когда решили открыть школу?
Ф. Гатари
— Самая важная цель — сделать образование доступным, близким. И большинство учеников — это дети из бедных семей, которые не могут платить за образование много.
А. Пичугин
— Оно бесплатное у Вас?
Ф. Гатари
— Оно бесплатное, но мы не можем сказать, что на сто процентов бесплатное.
А. Пичугин
— Ну, то есть, какие-то траты, которые попросту не может понести администрация школы и приход, и, видимо, эти деньги как-то приходится изыскивать за счет учеников, да?
Ф. Гатари
— Да, так и происходит. Потому что правительство дает какую-то сумму денег, которой, конечно, недостаточно, чтоб содержать школу. Поэтому родители вступают в долю, чтобы покрывать остальные расходы. Такова система. В нашем случае, у нас дневная школа, мы стараемся так устраивать.
А. Пичугин
— А что значит «дневная»?
Ф. Гатари
— Дневная школа, чтобы позволять большему количеству людей в нее приходить, чтобы было удобнее детям.
А. Пичугин
— А есть другие формы? Есть вечерняя? Почему здесь акцент на том, что она дневная?
К. Мацан
— Ну, да, имеется в виду, что это такая форма — что это не форма интерната. Это школа, куда они приходят, учатся и уходят. То есть это, видимо, «day school», но не «day and night».
А. Пичугин
— А, то есть, есть какие-то формы интерната? Понятно.
К. Мацан
— Да, есть формы, где ребенок живет. А это форма, где просто ребенок только учится и уходит домой спать к родителям, как в любой нашей обычной школе.
А. Пичугин
— Ну, Филипп, судя по всему, у Вас в школе дети тоже из разных селений, деревень? То есть они как-то добираются до школы, все равно приходится добираться?
Ф. Гатари
— Да, как правило, они идут в школу.
А. Пичугин
— Пешком, да? То есть школьного автобуса нет?
Ф. Гатари
— (Смеется.) Нет!
А. Пичугин
— То есть совсем, видимо, нет.
К. Мацан
— Нет автобуса, говорит отец Филипп, и я даже просто рад, что у меня есть школа как здание, потому что это сразу становится намного более привлекательным, доступным и удобным для людей, для детей, которые туда приходят.
Ф. Гатари
— Да!
А. Пичугин
— А я, судя по реакции отца Филиппа, понимаю, что школа далась очень нелегко.
Ф. Гатари
— Это было очень нелегко.
А. Пичугин
— Сколько лет уже она?..
Ф. Гатари
— Даже просто содержать сейчас ее, то есть управлять школой тоже непросто. Но я верю, что у школы есть миссия, и мы к исполнению этой миссии движемся.
Первый класс появился в школе в 2007 году. Мои первые выпускники, которые сдавали экзамен, появились в 2010-м. И до сегодняшнего дня дети учатся и сдают экзамены.
А. Пичугин
— Сколько детей?
Ф. Гатари
— Сейчас 40 студентов, 40 учеников.
А. Пичугин
— Все-таки — какие основные сложности и трудности в современной Кении для того, чтобы открыть школу? Ну, понятно, что материальная сторона — она... ну, она, наверное, понятна...
Ф. Гатари
— Дело не только в деньгах.
А. Пичугин
— Да, я понимаю, поэтому я и спрашиваю.
Ф. Гатари
— Очень важно отношение людей. И, конечно, отношение учеников. Вот это и есть вызовы, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, которые пытаемся решать. Мы стараемся вдохновлять студентов, учеников, несмотря на то, что им, конечно, хочется, наверное, отдыхать и проводить время просто у себя дома...
А. Пичугин
— Ну, это, мне кажется, в любой стране мира любому студенту, школьнику хочется сидеть дома и не ходить никуда.
Ф. Гатари
— Да, конечно. И это очень большая проблема.
А. Пичугин
— Вот Вы говорите, государство как-то поддерживает и дает некоторое количество денег. Но вообще государство положительно относится к Вашим таким инициативам с образованием, со школой? Не чинит никаких препятствий?
Ф. Гатари
— Как правило, правительство никак не участвует — не помогает в строительстве, вообще в жизни, в работе частных школ.
А. Пичугин
— Это тоже проблема, да?
Ф. Гатари
— Поэтому когда ты строишь школу, вот есть ты, есть твоя община, твои собратья по вере — и все. И вот ты это делаешь один. Правительство только контролирует и приходит с проверкой того, что школа строится, что образование идет, что работа идет.
А. Пичугин
— Ну, даже деньгами не помогает, ага.
Ф. Гатари
— В целом, правительство очень благосклонно и с одобрением относится к таким проектам, которые строят школу.
А. Пичугин
— Здорово.
Ф. Гатари
— Имя школы, название школы... Школа называлась «Ишамарская средняя школа», и мы хотели поменять название, чтобы она называлась «Православная Ишамарская средняя школа Святого Антония». И правительство не возражало против этого, и это свершилось.
А. Пичугин
— Друзья, напомню, что сегодня у нас в гостях в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» православный священник из Кении отец Филипп Гатари. Здесь также в студии Константин Мацан, который совершенно замечательно нам нашу беседу с отцом Филиппом переводит. Я — Алексей Пичугин.
Отец Филипп, давайте поговорим о Вашем приходе. Ведь, помимо школы, Вы сами строили церковное здание, которое у Вас сейчас есть?
Ф. Гатари
— (Отвечает по-английски.)
А. Пичугин
— То есть Вас назначили в уже существующий храм?
К. Мацан
— Да, отца Филиппа назначили священником в уже существующий приход.
А. Пичугин
— А сколько лет Вы служите?
К. Мацан
— Я построил только школу, говорит отец Филипп.
А. Пичугин
— Да не «только»! Я шкОлу построил! Мне кажется, у нас другие акценты.
К. Мацан
— 13 лет уже служит отец Филипп настоятелем этого прихода.
А. Пичугин
— А всего в сане сколько лет?
Ф. Гатари
— 17 лет.
А. Пичугин
— Отец Филипп — это я просто слушателям расскажу — он прилетел сегодня, вот приехал к нам сюда, в студию из аэропорта, а прилетел он не из Кении, а из Сибири. Из Кении он прилетел недели полторы назад и отправился в Сибирь.
Кстати, о Сибири: а как Вам Сибирь?
Ф. Гатари
— Это было важно — понять географию этого места, людей. Я не увидел в Сибири ничего необычного, в том смысле, что увидел прекрасных людей, церкви, замечательные места и был очень счастлив попасть в Сибирь.
А. Пичугин
— Но Вы же не первый раз в России?
Ф. Гатари
— Второй.
К. Мацан
— Второй раз отец Филипп приехал в Россию.
Ф. Гатари
— Русское гостеприимство — оно великолепно.
А. Пичугин
— Я еще почему все это спрашиваю — Вы же, наверняка, познакомились с приходской российской церковной жизнью?
Ф. Гатари
— Когда я приехал в Сибирь, я посещал школы. Они интересовались тем, какова система образования в Кении. Я также был в одном университете. Они тоже с любопытством узнавали, хотели узнать о Кении, о том, чем я занимаюсь.
А. Пичугин
— А послужить удалось здесь?
Ф. Гатари
— В Сибири — да, была возможность послужить две литургии. Одну служил протоиерей Андрей...
А. Пичугин
— Ну, отец Андрей...
Ф. Гатари
— И была возможность послужить с епископом Максимилианом.
А. Пичугин
— Насколько российская приходская жизнь, которая нам знакома, отличается от приходской жизни у Вас, в Кении? Похожа ли?
Ф. Гатари
— Разница есть, потому что в России церкви открыты всю неделю...
А. Пичугин
— О, нет, отец Филипп, далеко не все! Меньшинство! Большинство храмов, которые у нас вне городов, открыты только два дня в неделю — в субботу и воскресенье. И то только по паре часов.
Ф. Гатари
— Ну, я не об этом немножко говорил. (Смеется.) Просто я рассказываю, что видел. В нашем случае, наши службы совершаются по воскресеньям и в церковные и праздничные дни. Это один элемент — на что я обратил внимание, то, что есть такая вещь. Традиция совершения литургии разная.
А. Пичугин
— У Вас с барабанами, я знаю.
Ф. Гатари
— Нет, это заблуждение.
А. Пичугин
— А как же? Это я читал где-то! Как всегда, наврали?
Ф. Гатари
— Это недоразумение, недопонимание.
А. Пичугин
— Простите, пожалуйста!
Ф. Гатари
— Что можно сказать? Церковная служба не предполагает каких-то внешних элементов, от себя привнесенных действий.
К. Мацан
— После того, как служба совершена, мы закончили литургию, антидор не отдают верующим в России — то, что видел отец Филипп. Вот, видимо, то видео, на котором было видно, как барабан якобы участвует в службе, это священник после службы отдает антидор прихожанам...
Ф. Гатари
— Да!
К. Мацан
— (Смеется.) И прихожане хлопают в ладоши, и смеются, и восклицают, вместо того, чтобы смиренно и тихо его принимать.
А. Пичугин
— Это же так здорово! (Смеются.) А какие-то у Вас, помимо самой службы, общеприходские дела бывают? Может быть, Вы собираетесь где-то за столом? Может быть, Вы занимаетесь еще какими-то другими важными делами все вместе, Ваша община, помимо богослужебных?
Ф. Гатари
— Как правило, это один приход на четыре населенных пункта. В течение недели есть специальный день, когда жители вот этого конкретного, одного из населенных пунктов, одной из деревень собираются вместе и общаются, и молятся именно за свой регион, за свою землю. Когда есть необходимость, ты можешь позвать всех, всю группу. Они приходят в церковь, и можно заниматься чем угодно — и молиться, и читать тексты, и просто общаться, и делать это при церкви, в церкви. И это то, что происходит постоянно. Если в какой-то семье случается несчастье, кто-то умирает, то все прихожане идут в дом к той семье, где это случилось, и помогают, и молятся — и вместе с ними, и за них молятся.
А. Пичугин
— Настоящая община!
Ф. Гатари
— До дня похорон.
А. Пичугин
— На каком языке Вы служите?
Ф. Гатари
— В Кении вообще 42 языка.
А. Пичугин
— Ну, я так понимаю, что служба совершается в этом случае...
Ф. Гатари
— Ну, в том регионе, в котором этот храм построен, появился, местные общины, местные жители пытаются перевести литургию на свой язык.
А. Пичугин
— И получается? То есть Вы уже служите на местном диалекте?
Ф. Гатари
— Да, такое происходит. Но когда собираются все вместе люди из разных общин, кто-то может не понимать один местный язык или другой.
А. Пичугин
— Они сильно различаются?
Ф. Гатари
— Тогда, когда собираются несколько языковых групп, то на суахили. Ну очень разные языки внутри нее.
А. Пичугин
— Отец Филипп, а какие отношения у православных общин с другими христианскими общинами — с католиками, с протестантами?
Ф. Гатари
— Сердечные. Потому что в школу приходят ученики, католики приходят...
А. Пичугин
— Да, они при этом участвуют...
Ф. Гатари
— Если бы у нас не было сердечных, добрых отношений, то было бы невозможно, чтоб католики учились вместе с православными в нашей школе.
А. Пичугин
— И они посещают Ваши службы, как студенты, как ученики Вашей школы?
Ф. Гатари
— Да. Мы, конечно, не можем вместе причащаться, но вместе участвовать в службе мы можем. Даже когда я благословляю, я освящаю классы, они присутствуют. Это часть школьной программы, школьных мероприятий.
А. Пичугин
— Здорово. Ну что ж, время наше уже подошло к концу. Спасибо большое. Я напомню, что у нас в студии сегодня был отец Филипп Гатари, православный священник из Кении. Спасибо огромное, отец Филипп, за этот разговор, за то, что приехали к нам!
Костя, большое спасибо за замечательный перевод!
К. Мацан
— Да не за что! Я прошу прощения у слушателей, которые лучше меня владеют переводом и английским языком, за то, что пришлось пострадать немножко...
А. Пичугин
— Так, все, хватит, хватит!
К. Мацан
— Я хочу — можно? — в конце спросить...
А. Пичугин
— Да.
К. Мацан
— Сейчас я спрошу отца Филиппа, как будет «Христос Воскресе!» на суахили.
Ф. Гатари
— «Кристу амефуфука». «Квели амефуфука».
А. Пичугин
— Это «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»
К. Мацан
— До свидания, дорогие друзья!
А. Пичугин
— Спасибо! Спасибо, всего хорошего!
Ф. Гатари
— Спасибо!
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов