У нас в гостях был православный священник из Кении Филипп Гатари.
Мы говорили о том, как Православие появилось в Кении, как развивается сейчас, как живут местные православные общины, а также о трудах отца Филиппа по созданию средней школы.
_________________________________________
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на радио «Вера», дорогие друзья. Здравствуйте, меня зовут Алексей Пичугин. Здесь, в этой студии, также находится мой коллега Константин Мацан...
К. Мацан
— Добрый светлый вечер!
А. Пичугин
— Константин Мацан здесь сегодня находится на особом положении — он не только ведущий, а будет сегодня в качестве переводчика. Видите, мы все новые и новые таланты открываем у наших сотрудников, хорошо Вам известных и знакомых.
К. Мацан
— Потому что приходят все новые и новые гости.
А. Пичугин
— Да, география расширяется, и мы с удовольствием Вам представляем нашего сегодняшнего гостя. Гость приехал к нам из далекой-далекой страны, которая находится на другом континенте — в Африке, это Кения. И в гостях у нас сегодня — на секундочку! — православный темнокожий священник из Кении отец Филипп Гатари. Здравствуйте!
Ф. Гатари
— Гуд ивнинг!
А. Пичугин
— Вы знаете, дорогие друзья, я на самом деле честно признаюсь, что о православии в Кении до тех пор, пока я не узнал, что к нам придет отец Филипп, что он приезжает в Россию, в общем, и не знал. Я предполагал, что там есть несколько приходов, что, наверняка, где-то в Кении, может быть, есть один православный храм, ну, два. Да и вообще, честно говоря, я как-то об этом не особо задумывался. Но вот выяснилось, что православие в Кении находится на совершенно особом положении. Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, о том, почему в Кении так распространено православие, и вообще откуда оно там взялось?
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— (Отвечает, К. Мацан переводит ответы.) Спасибо большое! Я бы хотел сказать, что Православная церковь в Кении — самая большая и многочисленная во всей Африке.
А. Пичугин
— Во всей Африке?
Ф. Гатари
— Если говорить о греческой, то есть православной церкви...
А. Пичугин
— Да, не коптской, не коптской — православной!
Ф. Гатари
— ...да, она самая многочисленная в Кении.
А. Пичугин
— То есть я не ошибся.
Ф. Гатари
— Потому что в Кении самое большое население. И есть в Найроби Патриаршая семинария, и в эту семинарию приезжают учиться люди из разных стран Африки, разных местных национальностей.
Я бы не хотел много говорить о Кенийской православной церкви, потому что сейчас есть епархия, и я не тот человек, который должен говорить о Кенийской православной церкви в целом. Я бы хотел говорить о той епархии, которая занимает часть Кении.
К. Мацан
— Да, это епархия, к которой относится отец Филипп.
А. Пичугин
— А епархия эта, соответственно, принадлежит... ну, не принадлежит, а относится к Александрийскому патриархату?
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— Ну, стоит напомнить тогда нашим слушателям, что православные поместные церкви — их довольно много, в том числе и одна из самых древнейших, одна из самых ранних христианских церквей, поместных церквей, православных — это именно Александрийская.
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Да, это так. Церковь Кении находится под омофором патриарха Александрийского
А. Пичугин
— А я правильно понимаю, что епархия охватывает всю территорию Кении, или нет?
Ф. Гатари
— Епархия была создана в прошлом году в ноябре...
А. Пичугин
— Всего лишь? То есть епархия совсем молодая?
Ф. Гатари
— Очень молодая епархия.
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Центральная часть Кении, которую охватывает епархия.
А. Пичугин
— То есть там есть еще другие епархии? Она не одна, не единственная?
Ф. Гатари
— Есть епархия в Найроби — это столица Кении, есть епархия Кисуму в Западной Кении. Епархия Нейру — в Горной Кении, к которой относится отец Филипп, и епархия вторая, названная Кисуму, которая находится в Западной Кении, были созданы одновременно — в ноябре прошлого года.
А. Пичугин
— Но давайте все равно уточним некоторые важные, как мне кажется, вопросы. В Кении — это так, в качестве справки — проживает более 44 миллионов человек. Из них... Чуть больше 44 миллионов. Ну, это, скорее, слушателям. Я думаю, что отец Филипп знает, сколько в Кении людей живет.
Ф. Гатари
— Yes.
А. Пичугин
— Очень важно понять, сколько православных вообще в Кении — ну, не обязательно с точностью до человека, но примерно какой процент вот от этих 44 миллионов исповедует православие.
К. Мацан
— (Переводит вопрос.)
Ф. Гатари
— Ну, не очень большой процент населения, конечно, принадлежит Православной церкви. В период независимости, когда Кения боролась за независимость...
А. Пичугин
— В 50 — 60-е годы, в начале 60-х...
Ф. Гатари
— Православие начало оформляться, или стали принимать православие в основном в период борьбы за независимость, поэтому их могло быть много в то время. А сейчас численность православных верующих растет.
А. Пичугин
— Но вообще я правильно понимаю, что православие пришло в Кению преимущественно в годы борьбы за независимость?
Ф. Гатари
— Не совсем.
А. Пичугин
— Не совсем? А как? Были миссионеры, возможно?
Ф. Гатари
— Православных кенийцев приняли в Александрийский патриархат в 1946 году. Период борьбы за независимость — это 1952-й год, когда кенийцы боролись за свободу своей страны. Члены независимых церквей...
А. Пичугин
— Ну, неканоничных, как мы говорим. То есть да, вот я даже смотрю справку, что в 30-е годы первые православные священнослужител
Ф. Гатари
— Колонизаторы не хотели, чтобы борцы за независимость обрели свою Церковь. Так появились африканские независимые церкви.
А. Пичугин
— То есть я правильно понимаю, что католицизм и некоторые протестантские деноминации у коренного населения Кении в большей степени ассоциировались с колонизаторами-е
Ф. Гатари
— Да, так и было.
А. Пичугин
— Ну, и давайте, действительно, поговорим о Вашей епархии, тем более, что она совсем молодая.
А. Пичугин
— Ну, тут хорошо бы, конечно, чтобы перед глазами у наших слушателей, вот как у меня сейчас, была карта Африки, немалую часть которой занимает Кения, для того, чтобы было понятней, какие у нее границы, где она расположена. Ну, вот помимо того, что несколько епархий по всей стране, вот конкретно Ваша епархия — еще раз, как она называется?
Ф. Гатари
— Епархия Нейри в Горной Кении.
А. Пичугин
— Дорогие друзья, напомню, что это «Светлый вечер». Здесь, на радио «Вера» сегодня он не совсем обычный — у нас замечательный гость из Африки, православный священник из Африки, из Кении отец Филипп Гатари. Также в студии у нас сегодня Константин Мацан в качестве как ведущего, так и переводчика.
К. Мацан
— Добрый светлый вечер еще раз!
А. Пичугин
— Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, о том... Я так понимаю, что епархия возникла из-за того, что просто верующих людей в этой части Кении, православных христиан, стало достаточно для того, чтобы появилась собственная епархия?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А сколько храмов в епархии?
Ф. Гатари
— У нас есть епископ...
А. Пичугин
— Да, ну, естественно.
Ф. Гатари
— Епископ Неофит. Его епархия — у нас 43 священника.
А. Пичугин
— О епископе Неофите давайте сразу оговоримся, что это все-таки имя, а не то, что он недавно крестился.
Ф. Гатари
— 43 священника.
А. Пичугин
— 43 священника, да. Ну, это много...
Ф. Гатари
— Каждый священник — у него есть свой приход, у кого-то, может быть, два или три прихода.
А. Пичугин
— Знаете, отец Филипп, далеко не каждая российская епархия теперь может похвастаться таким количеством священником и таким количеством приходов.
Это же замечательный показатель!
Ф. Гатари
— Спасибо!
А. Пичугин
— Ну, я знаю, что, помимо того, что приход, а о литургической приходской жизни мы обязательно еще поговорим, есть важная тема, от которой нельзя никуда уйти. Она очень важна для понимания не только церковной жизни в Кении, не только православной жизни — она очень важна для понимания самой Кении, о том, как там выглядит, в первую очередь, образование.
Вы строите школу?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— Вот расскажите, пожалуйста, об этом, потому что, насколько я знаю, в Кении государство оплачивает только всего лишь несколько классов школы — три или четыре.
Ф. Гатари
— Образовательная система в Кении начинается с детского сада. Потом есть начальная школа — это классы с 1-го по 8-й. В 8-м классе ты сдаешь экзамены, государственный экзамен. Потом начинается старшая школа — второй уровень школы.
А. Пичугин
— Но это уже не обязательно? То есть она не гарантирована государством?
Ф. Гатари
— Да, не обязательна.
А. Пичугин
— То есть, как мне объясняли, образование в Кении стоит довольно дорого?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А почему Вы решили строить школу?
Ф. Гатари
— Во-первых, школа продвигает образ и облик Церкви.
А. Пичугин
— Но там же и общеобразователь
К. Мацан
— (Объясняет.)
Ф. Гатари
— Да-да-да. Давайте, я объясню.
А. Пичугин
— Да, давайте.
Ф. Гатари
— В Кении есть государственная школа. Есть и частные школы. И есть церковные школы. Они частные, они спонсируются, то есть их оплачивает Церковь, они при Церкви. Но они преподают по обычной государственной программе. Когда я стал священником, настоятелем этой церкви, нашего прихода, у меня был кусок земли, который предназначался государством только для светской школы. Но она не была построена, там ничего не было.
А. Пичугин
— А почему земля была Вашей?
Ф. Гатари
— Не моей. Церковной землей.
А. Пичугин
— Да-да, я понимаю. Но почему земля, на которой государство собиралось строить школу, в итоге была отдана Церкви?
Ф. Гатари
— Сейчас поправим. Государство никогда ни одной школы государственной не построило. Большинство школ были построены либо церквями, либо общинами.
А. Пичугин
— Ага, все, теперь понял, спасибо.
Мы не уточнили, кстати, важную вещь — простите, пожалуйста, дорогие слушатели... Отец Филипп, Вы служите не в городе, это какой-то сельский приход?
Ф. Гатари
— Да, это сельский приход.
А. Пичугин
— А где? Чтобы, может быть, наши слушатели, у которых есть под рукой компьютер, могли бы посмотреть, если их заинтересовало, найти ту деревню — извините, да, это деревня, я так понимаю, — где служит отец Филипп.
Ф. Гатари
— Имя школы, название школы — школа Святого Антония. Православная светская школа.
А. Пичугин
— Я смотрю картинки параллельно в Интернете и, кстати, сразу могу нарисовать...
Ф. Гатари
— В округе Макруэни, в том регионе Кении, который называется Нейри.
А. Пичугин
— Ну, с центром в городе Нейри, видимо, да?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— Я могу адресовать наших слушателей... Опять же, если Вы сейчас находитесь перед компьютером или заинтересовались после программы... В журнале «Фома» и на сайте http://pravoslav
Ф. Гатари
— Да, спасибо.
А. Пичугин
— Предметы, насколько я понимаю, в Вашей школе преподаются вполне светские — обычно это физика и химия, и, чуть не сказал, русский язык и литература. Физика, химия и все те предметы, которые, в общем-то, преподаются в обычной общеобразователь
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А кто учителя, которые работают?
Ф. Гатари
— Ну, это профессиональные учителя, прошедшие специальную подготовку в некоем аналоге наших пединститутов.
А. Пичугин
— Ну, как — аналоги? Наверное, так и есть — кто-то университет закончил? Ну, то есть, я не знаю, высшее ли это образование или нет?
Ф. Гатари
— Да, высшее образование.
А. Пичугин
— Интересно очень. Напомню, дорогие друзья, что у нас сегодня в студии православный священник из Кении отец Филипп Гатари. Константин Мацан нам все это замечательно переводит. И Алексей Пичугин. Мы вернемся в эту студию буквально через минуту. Никуда не уходите.
Возвращаемся в нашу студию, дорогие друзья! Здесь «Светлый вечер», радио «Вера». Константин Мацан, я — Алексей Пичугин, и у нас сегодня в гостях православный священник из Кении отец Филипп Гатари, который не только служит, но еще и является директором школы. Вот сейчас мы как раз о школе и говорим. Интересно. Также могу всех еще раз адресовать к репортажам Дениса Маханько, нашего коллеги, который был в Кении. Его репортажи можете найти в журнале «Фома», на сайте журнала «Фома», на сайте http://pravoslav
Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, Вы же директор школы, правильно?
Ф. Гатари
— Да.
А. Пичугин
— А сами что-то преподаете?
К. Мацан
— Ну, отец Филипп преподавал христианские дисциплины.
А. Пичугин
— А какие христианские дисциплины изучают в школе, в обычной школе?
Ф. Гатари
— Это включает в себя Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие от Луки проходят дети. И также на уроках мы затрагиваем социальные аспекты — про наркотики, про алкоголь.
А. Пичугин
— А это проблема в Кении?
Ф. Гатари
— Да, это проблема.
Мы говорим с детьми о семье, браке, разводах. Все это включается в христианские дисциплины.
А. Пичугин
— А в школу могут ходить дети из Вашего прихода, или она открыта для всех, и не важно — православный или католик, или вовсе не христианин?
Ф. Гатари
— Да, школа принадлежит к Православной церкви, но ученики могут быть совершенно любые, приходят из разных семей — отовсюду. Когда у нас совершается православная служба, все должны посетить ее, все должны быть на службе.
А. Пичугин
— Но все равно, то есть школа открыта для всех? Какую цель Вы ставили в первую очередь, когда решили открыть школу?
Ф. Гатари
— Самая важная цель — сделать образование доступным, близким. И большинство учеников — это дети из бедных семей, которые не могут платить за образование много.
А. Пичугин
— Оно бесплатное у Вас?
Ф. Гатари
— Оно бесплатное, но мы не можем сказать, что на сто процентов бесплатное.
А. Пичугин
— Ну, то есть, какие-то траты, которые попросту не может понести администрация школы и приход, и, видимо, эти деньги как-то приходится изыскивать за счет учеников, да?
Ф. Гатари
— Да, так и происходит. Потому что правительство дает какую-то сумму денег, которой, конечно, недостаточно, чтоб содержать школу. Поэтому родители вступают в долю, чтобы покрывать остальные расходы. Такова система. В нашем случае, у нас дневная школа, мы стараемся так устраивать.
А. Пичугин
— А что значит «дневная»?
Ф. Гатари
— Дневная школа, чтобы позволять большему количеству людей в нее приходить, чтобы было удобнее детям.
А. Пичугин
— А есть другие формы? Есть вечерняя? Почему здесь акцент на том, что она дневная?
К. Мацан
— Ну, да, имеется в виду, что это такая форма — что это не форма интерната. Это школа, куда они приходят, учатся и уходят. То есть это, видимо, «day school», но не «day and night».
А. Пичугин
— А, то есть, есть какие-то формы интерната? Понятно.
К. Мацан
— Да, есть формы, где ребенок живет. А это форма, где просто ребенок только учится и уходит домой спать к родителям, как в любой нашей обычной школе.
А. Пичугин
— Ну, Филипп, судя по всему, у Вас в школе дети тоже из разных селений, деревень? То есть они как-то добираются до школы, все равно приходится добираться?
Ф. Гатари
— Да, как правило, они идут в школу.
А. Пичугин
— Пешком, да? То есть школьного автобуса нет?
Ф. Гатари
— (Смеется.) Нет!
А. Пичугин
— То есть совсем, видимо, нет.
К. Мацан
— Нет автобуса, говорит отец Филипп, и я даже просто рад, что у меня есть школа как здание, потому что это сразу становится намного более привлекательным, доступным и удобным для людей, для детей, которые туда приходят.
Ф. Гатари
— Да!
А. Пичугин
— А я, судя по реакции отца Филиппа, понимаю, что школа далась очень нелегко.
Ф. Гатари
— Это было очень нелегко.
А. Пичугин
— Сколько лет уже она?..
Ф. Гатари
— Даже просто содержать сейчас ее, то есть управлять школой тоже непросто. Но я верю, что у школы есть миссия, и мы к исполнению этой миссии движемся.
Первый класс появился в школе в 2007 году. Мои первые выпускники, которые сдавали экзамен, появились в 2010-м. И до сегодняшнего дня дети учатся и сдают экзамены.
А. Пичугин
— Сколько детей?
Ф. Гатари
— Сейчас 40 студентов, 40 учеников.
А. Пичугин
— Все-таки — какие основные сложности и трудности в современной Кении для того, чтобы открыть школу? Ну, понятно, что материальная сторона — она... ну, она, наверное, понятна...
Ф. Гатари
— Дело не только в деньгах.
А. Пичугин
— Да, я понимаю, поэтому я и спрашиваю.
Ф. Гатари
— Очень важно отношение людей. И, конечно, отношение учеников. Вот это и есть вызовы, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, которые пытаемся решать. Мы стараемся вдохновлять студентов, учеников, несмотря на то, что им, конечно, хочется, наверное, отдыхать и проводить время просто у себя дома...
А. Пичугин
— Ну, это, мне кажется, в любой стране мира любому студенту, школьнику хочется сидеть дома и не ходить никуда.
Ф. Гатари
— Да, конечно. И это очень большая проблема.
А. Пичугин
— Вот Вы говорите, государство как-то поддерживает и дает некоторое количество денег. Но вообще государство положительно относится к Вашим таким инициативам с образованием, со школой? Не чинит никаких препятствий?
Ф. Гатари
— Как правило, правительство никак не участвует — не помогает в строительстве, вообще в жизни, в работе частных школ.
А. Пичугин
— Это тоже проблема, да?
Ф. Гатари
— Поэтому когда ты строишь школу, вот есть ты, есть твоя община, твои собратья по вере — и все. И вот ты это делаешь один. Правительство только контролирует и приходит с проверкой того, что школа строится, что образование идет, что работа идет.
А. Пичугин
— Ну, даже деньгами не помогает, ага.
Ф. Гатари
— В целом, правительство очень благосклонно и с одобрением относится к таким проектам, которые строят школу.
А. Пичугин
— Здорово.
Ф. Гатари
— Имя школы, название школы... Школа называлась «Ишамарская средняя школа», и мы хотели поменять название, чтобы она называлась «Православная Ишамарская средняя школа Святого Антония». И правительство не возражало против этого, и это свершилось.
А. Пичугин
— Друзья, напомню, что сегодня у нас в гостях в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» православный священник из Кении отец Филипп Гатари. Здесь также в студии Константин Мацан, который совершенно замечательно нам нашу беседу с отцом Филиппом переводит. Я — Алексей Пичугин.
Отец Филипп, давайте поговорим о Вашем приходе. Ведь, помимо школы, Вы сами строили церковное здание, которое у Вас сейчас есть?
Ф. Гатари
— (Отвечает по-английски.)
А. Пичугин
— То есть Вас назначили в уже существующий храм?
К. Мацан
— Да, отца Филиппа назначили священником в уже существующий приход.
А. Пичугин
— А сколько лет Вы служите?
К. Мацан
— Я построил только школу, говорит отец Филипп.
А. Пичугин
— Да не «только»! Я шкОлу построил! Мне кажется, у нас другие акценты.
К. Мацан
— 13 лет уже служит отец Филипп настоятелем этого прихода.
А. Пичугин
— А всего в сане сколько лет?
Ф. Гатари
— 17 лет.
А. Пичугин
— Отец Филипп — это я просто слушателям расскажу — он прилетел сегодня, вот приехал к нам сюда, в студию из аэропорта, а прилетел он не из Кении, а из Сибири. Из Кении он прилетел недели полторы назад и отправился в Сибирь.
Кстати, о Сибири: а как Вам Сибирь?
Ф. Гатари
— Это было важно — понять географию этого места, людей. Я не увидел в Сибири ничего необычного, в том смысле, что увидел прекрасных людей, церкви, замечательные места и был очень счастлив попасть в Сибирь.
А. Пичугин
— Но Вы же не первый раз в России?
Ф. Гатари
— Второй.
К. Мацан
— Второй раз отец Филипп приехал в Россию.
Ф. Гатари
— Русское гостеприимство — оно великолепно.
А. Пичугин
— Я еще почему все это спрашиваю — Вы же, наверняка, познакомились с приходской российской церковной жизнью?
Ф. Гатари
— Когда я приехал в Сибирь, я посещал школы. Они интересовались тем, какова система образования в Кении. Я также был в одном университете. Они тоже с любопытством узнавали, хотели узнать о Кении, о том, чем я занимаюсь.
А. Пичугин
— А послужить удалось здесь?
Ф. Гатари
— В Сибири — да, была возможность послужить две литургии. Одну служил протоиерей Андрей...
А. Пичугин
— Ну, отец Андрей...
Ф. Гатари
— И была возможность послужить с епископом Максимилианом.
А. Пичугин
— Насколько российская приходская жизнь, которая нам знакома, отличается от приходской жизни у Вас, в Кении? Похожа ли?
Ф. Гатари
— Разница есть, потому что в России церкви открыты всю неделю...
А. Пичугин
— О, нет, отец Филипп, далеко не все! Меньшинство! Большинство храмов, которые у нас вне городов, открыты только два дня в неделю — в субботу и воскресенье. И то только по паре часов.
Ф. Гатари
— Ну, я не об этом немножко говорил. (Смеется.) Просто я рассказываю, что видел. В нашем случае, наши службы совершаются по воскресеньям и в церковные и праздничные дни. Это один элемент — на что я обратил внимание, то, что есть такая вещь. Традиция совершения литургии разная.
А. Пичугин
— У Вас с барабанами, я знаю.
Ф. Гатари
— Нет, это заблуждение.
А. Пичугин
— А как же? Это я читал где-то! Как всегда, наврали?
Ф. Гатари
— Это недоразумение, недопонимание.
А. Пичугин
— Простите, пожалуйста!
Ф. Гатари
— Что можно сказать? Церковная служба не предполагает каких-то внешних элементов, от себя привнесенных действий.
К. Мацан
— После того, как служба совершена, мы закончили литургию, антидор не отдают верующим в России — то, что видел отец Филипп. Вот, видимо, то видео, на котором было видно, как барабан якобы участвует в службе, это священник после службы отдает антидор прихожанам...
Ф. Гатари
— Да!
К. Мацан
— (Смеется.) И прихожане хлопают в ладоши, и смеются, и восклицают, вместо того, чтобы смиренно и тихо его принимать.
А. Пичугин
— Это же так здорово! (Смеются.) А какие-то у Вас, помимо самой службы, общеприходские дела бывают? Может быть, Вы собираетесь где-то за столом? Может быть, Вы занимаетесь еще какими-то другими важными делами все вместе, Ваша община, помимо богослужебных?
Ф. Гатари
— Как правило, это один приход на четыре населенных пункта. В течение недели есть специальный день, когда жители вот этого конкретного, одного из населенных пунктов, одной из деревень собираются вместе и общаются, и молятся именно за свой регион, за свою землю. Когда есть необходимость, ты можешь позвать всех, всю группу. Они приходят в церковь, и можно заниматься чем угодно — и молиться, и читать тексты, и просто общаться, и делать это при церкви, в церкви. И это то, что происходит постоянно. Если в какой-то семье случается несчастье, кто-то умирает, то все прихожане идут в дом к той семье, где это случилось, и помогают, и молятся — и вместе с ними, и за них молятся.
А. Пичугин
— Настоящая община!
Ф. Гатари
— До дня похорон.
А. Пичугин
— На каком языке Вы служите?
Ф. Гатари
— В Кении вообще 42 языка.
А. Пичугин
— Ну, я так понимаю, что служба совершается в этом случае...
Ф. Гатари
— Ну, в том регионе, в котором этот храм построен, появился, местные общины, местные жители пытаются перевести литургию на свой язык.
А. Пичугин
— И получается? То есть Вы уже служите на местном диалекте?
Ф. Гатари
— Да, такое происходит. Но когда собираются все вместе люди из разных общин, кто-то может не понимать один местный язык или другой.
А. Пичугин
— Они сильно различаются?
Ф. Гатари
— Тогда, когда собираются несколько языковых групп, то на суахили. Ну очень разные языки внутри нее.
А. Пичугин
— Отец Филипп, а какие отношения у православных общин с другими христианскими общинами — с католиками, с протестантами?
Ф. Гатари
— Сердечные. Потому что в школу приходят ученики, католики приходят...
А. Пичугин
— Да, они при этом участвуют...
Ф. Гатари
— Если бы у нас не было сердечных, добрых отношений, то было бы невозможно, чтоб католики учились вместе с православными в нашей школе.
А. Пичугин
— И они посещают Ваши службы, как студенты, как ученики Вашей школы?
Ф. Гатари
— Да. Мы, конечно, не можем вместе причащаться, но вместе участвовать в службе мы можем. Даже когда я благословляю, я освящаю классы, они присутствуют. Это часть школьной программы, школьных мероприятий.
А. Пичугин
— Здорово. Ну что ж, время наше уже подошло к концу. Спасибо большое. Я напомню, что у нас в студии сегодня был отец Филипп Гатари, православный священник из Кении. Спасибо огромное, отец Филипп, за этот разговор, за то, что приехали к нам!
Костя, большое спасибо за замечательный перевод!
К. Мацан
— Да не за что! Я прошу прощения у слушателей, которые лучше меня владеют переводом и английским языком, за то, что пришлось пострадать немножко...
А. Пичугин
— Так, все, хватит, хватит!
К. Мацан
— Я хочу — можно? — в конце спросить...
А. Пичугин
— Да.
К. Мацан
— Сейчас я спрошу отца Филиппа, как будет «Христос Воскресе!» на суахили.
Ф. Гатари
— «Кристу амефуфука». «Квели амефуфука».
А. Пичугин
— Это «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»
К. Мацан
— До свидания, дорогие друзья!
А. Пичугин
— Спасибо! Спасибо, всего хорошего!
Ф. Гатари
— Спасибо!
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 233 зач., VI, 10-17

Комментирует священник Антоний Борисов.
Когда молодые монахи однажды спросили святого Антония Великого, какую добродетель нужно прежде всего просить у Бога, тот ответил — рассудительность. Именно так. Здоровая, освящённая Господом рассудительность способна помочь нам принять правильные решения, сделать верные выводы и избежать вредных крайностей. Теме рассудительности, среди прочего, посвящён отрывок из шестой главы послания апостола Павла к Эфесянам, что читается сегодня утром в храме во время богослужения.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Возникновение Церкви Христовой в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда на апостолов сошёл Дух Святой, стало огромным по значению событием для всего человечества. Но, как известно, даже самый обильный дар благодати, от Бога исходящей, не упраздняет человеческой свободы. Не только в том смысле, что человек может принять или отвергнуть этот дар, но и в том, как человек способен использовать благодать Божию. Во благо или во осуждение.
Об этом и рассуждает апостол Павел в прозвучавшем отрывке из послания к христианам Эфеса. Перед этими людьми, обратившимися из язычества, стояли два рода искушений. Первый заключался в том, чтобы лукаво совместить христианскую веру с прежним образом жизни. На практике — быть только внешне членами Церкви, а на самом деле оставаться язычниками, прикрываясь соблюдением некоторых обрядов и правил. Такое лицемерие апостол Павел нещадно обличает, прямо говорит о невозможности служить одновременно Богу и идолам — не столько внешним, осязаемым, сколько внутренним, замаскированным.
Существовал и другой тип крайности. То, что можно было бы назвать духовным радикализмом, который заключался в поиске причин каких-то нестроений исключительно в людях, во внешнем. Опасность такого видения заключалась в том, что человек начинал заботиться не столько о своём духовном мире и покаянии, сколько принимался бороться с другими людьми. Часто по причине того, что себя и свои убеждения считал по умолчанию идеальными. И апостол Павел призывает эфесских христиан не увлекаться поиском врагов, расклеиванием ярлыков — кто праведник, а кто нет.
Павел, в частности, пишет: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Таким образом, апостол призывает читателей сохранять чистый, искренний, праведный образ жизни. Только благочестие, основанное на любви к Богу, и является единственным средством победы над тёмными силами, над злом, которое, к сожалению, по-прежнему влияет на мир. И апостол пишет: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности».
Только целостность веры и жизни способна приблизить человека к Господу. И одним из признаков этого приближения становится освящённая Богом мудрость, способная отделять людей от их ошибок. Что очень важно. Потому что, с одной стороны, мы признаём — человек хорош, но не сам по себе, а потому что Богом сотворён. С другой стороны, мы не ставим знака равенства между человеком и его образом жизни. Ведь человек далеко не всегда правильно распоряжается своей свободой. И мы не должны закрывать глаза на творимое людьми зло. Но обличая зло, мы не имеем права унижать кого-либо, оскорблять, презирать. Это не христианское поведение, о чём и призывает помнить апостол Павел, сам умевший здраво, без лукавства и озлобленности, в согласии с заповедями Божиими рассуждать. А именно, различать человека и его ошибки, человека благословляя и поддерживая, а его промахи в хорошем смысле обличая и, что более важно, помогая исправить. Чему и нам, безусловно, стоит постоянно учиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 10. Богослужебные чтения
Не раз в Священном Писании говорится о том, что Бог любит правду и ненавидит ложь. О какой именно правде идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в псалме 10-м пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 10.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своём, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;
7 ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.
Когда Давид был юношей, он спасался бегством от царя Саула, который по причине зависти и ревности хотел его убить. Когда Давид сам стал царём и достиг зрелого возраста, он спасался бегством от собственного сына, Авессалома, который поднял против отца мятеж и стремился отнять у него не только власть, но и жизнь. Одним словом, Давид не понаслышке знал, что такое спасать свою жизнь бегством.
А потому только что прозвучавший псалом, который, видимо, написан по поводу очередного социально-политического потрясения, начинается со слов недоверия, которое Давид высказывает своим советникам: «как же вы говорите душе моей: "улетай на гору вашу, как птица"?» Богатый жизненный и духовный опыт подсказывал царю, что в конечном счёте спасают не быстрые ноги и не тайные, скрытые от посторонних глаз убежища. Спасает Господь. Поэтому и начинает он словами: «На Господа уповаю». Иными словами, теперь я не побегу. Теперь я не вижу в этом смысла. Теперь я отдам всё в руки Божии.
Глубокая мудрость скрывается в этих словах. Очевидно, что у всякого из нас есть такой период в жизни, когда мы просто учимся выживать в этом мире. И на протяжении этого времени все средства, которые мы используем для выживания, как нам кажется, хороши. Мы решаем свои проблемы так, как можем. Зачастую, не особо советуясь со своей совестью. Наша задача проста — выбить своё место под солнцем, обойти конкурентов, забраться как можно выше, просто не быть съеденным злопыхателями. Мы не особо внимательны к себе. Не особо задумываемся о мотивах и последствиях своих поступков. Мы не желаем видеть правду о самих себе. И Бог терпит это. Он по милости Своей даёт нам время.
Однако неизбежно каждый из нас приходит к той точке, когда мы оказываемся перед выбором: или убежать и спрятаться, то есть закрыться от проблемы своими привычными словами и поступками и потерять окончательно своё достоинство, или остановиться и встретиться лицом к лицу с тем, от чего бегал всю жизнь. А потом на свой страх и риск поступить по-новому. С упованием на Творца и с доверием Ему. Поступить по Его закону.
По словам Давида, те потрясения, которые выпадают на нашу долю, — это каждый раз приглашение к такому мужественному поступку. Поэтому и говорит Давид сегодня: «Господь испытывает праведного». И с каждым разом этот призыв всё настойчивей. Так Бог напоминает, что всякому из нас неизбежно придётся пойти на этот шаг.
Только мы сами можем ответить себе на вопрос «чего я боюсь, от чего бегу», выражаясь словами прозвучавшего псалма, от чего и почему каждый раз «улетаю на гору, как птица». Увидеть это — уже огромный шаг на пути духовного взросления. Но увидеть это однозначно придётся. Потому что, как пишет Давид, «Господь праведен и любит правду». И лишь тогда, когда мы признаём эту правду, наши отношения с Богом становятся по-настоящему полноценными. И для каждого из нас это в первую очередь правда о себе самом.
Псалом 10. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 10. (Церковно-славянский перевод)
«Вера в Бога и познание себя». Игумен Дионисий (Шлёнов)
Гость программы — Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря.
Ведущий: Алексей Козырев
А. Козырев
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА программа «Философские ночи» и с вами ее ведущий Алексей Козырев, сегодня мы поговорим о вере в Бога и познании себя. У нас сегодня в гостях наместник Андреевского монастыря, игумен Дионисий (Шлёнов). Здравствуйте, батюшка.
о. Дионисий
— Здравствуйте, Алексей Павлович. Очень радостно принимать участие в таком философском мероприятии с богословским смыслом.
А. Козырев
— Я напомню нашим радиослушателям, что, хотя отец Дионисий сегодня в гостях у нашей передачи, мы в гостях у отца Дионисия, поскольку студия Радио ВЕРА находится в Андреевском монастыре на берегах Москвы-реки, а это один из старейших московских монастырей, где уже в XVII веке была школа ученого монашества. Как я говорю: это родина русского просвещения.
о. Дионисий
— И не только в XVII веке. Конечно, в XVII веке несомненный перелом, 1648 год — год, когда, кстати сказать, была издана в Москве же «Книга о вере», которая потом получила такую свою дальнейшую судьбу среди старообрядцев, но издана еще до раскола, это год воссоздания Андреевского монастыря царским окольничим Федором Ртищевым, в достаточно молодые для себя годы он это делал, а идея была еще несколькими годами ранее им же сформулирована, но Андреевский монастырь существует с XIII века, как известно, нет письменных тому свидетельств, и был посвящен Преображению, а Преображение — это очень монашеский и очень богословский праздник, потому что богословие святителя Григория Паламы XIV века — это апогей византийского, апогей святоотеческого православного богословия, и здесь с XIII века тем самым монахи воспринимали Преображение как свой престольный праздник.
А. Козырев
— А вот вера Бога, она преображает человека или необязательно? То есть вот человек сначала ищет чего: он ищет какого-то изменения, или он сначала находит веру, а потом через веру меняется?
о. Дионисий
— Вера бывает разная, сначала она маленькая, потом, от веры к вере, духовное восхождение, и по мере усиления, по мере укрепления веры, вера все более и более преображает человека, но без стремления к преображению, без стремления к очищению самого себя, без стремления к настоящему самопознанию, которое не эгоистичное самопознание, а жертвенное самопознание, невозможно обрести такие важные добродетели, как веру, надежду и любовь, из которых, по аретологии апостола Павла, больше — любовь. Получается, что вера — это, с одной стороны, причина, а с другой стороны, следствие. И, как причина она описывается апостолом Павлом, если дословно перевести 1-й стих 11-й главы из Послания к Евреям, то получится такой перевод: «вера есть основание надежды», в этом дословном переводе вера оказывается причиной надежды.
А. Козырев
— Как в синодальном: «уповаемых извещение».
о. Дионисий
— Да, «уповаемых извещение», но в Синодальном переводе определённая интерпретация данного места духовно значимая и полезная, но такая, не абсолютная. Если мы посмотрим в традиции экзегезы, как святые отцы понимали это место, то мы найдём определённый такой средний лейтмотив. Святые отцы, когда будут говорить о взаимосвязи веры, надежды и любви, и о значимости веры, как той добродетели, которая предшествует надежде, они будут использовать часть этого стиха как самодостаточную максиму и вкладывать в эту формулировку очень конкретный смысл о глубокой взаимосвязи веры и надежды при определённом доминировании любви, потому что Григорий Нисский и ряд других святых отцов, они проводят такую необычную для нас мысль, что в Царствии Небесном вера и надежда будут не нужны, потому что там человек окажется перед Богом лицом к лицу, а любовь, как большая из всех, она там останется. Из самой этой мысли можно сделать умозаключение о некоторой относительности веры и надежды, но если мы будем так мыслить, то мы немножко обесценим веру и надежду, и мы не имеем на это право, получается, они абсолютны, но святые отцы, тем не менее, подчеркивают определённую значимость, высоту любви в этой аретологической цепочке.
А. Козырев
— Я вспоминаю почему-то вот Хомякова, его учение о цельном разуме, где вратами является тоже вера, то есть сначала человек верит в то, что познаваемое им есть, то есть он располагает себя к тому, что он хочет познать, потом волей он постигает это, хочет понимать, ну и, наконец, рассудком он укладывает это в какую-то логическую структуру понимания, но вера, опять-таки, является вот теми вратами.
о. Дионисий
— Но врата, понимаете, они бывают разными. Есть врата, которые вводят в город, есть врата, которые вводят в храм, есть врата, которые вводят в монастырь, а есть врата, которые вводят в алтарь. И вот со святоотеческой точки зрения рай, он имеет врата. И ряд добродетелей, которые считаются добродетелями на новоначальном этапе особо важными, как, например, добродетель смирения, эта добродетель преподобным Никитой Стифа́том описывается как врата рая, а любовь— и это парадоксально, описывается им же, — как врата рая, но с диаметрально противоположной стороны. И тогда и вера, как врата, может восприниматься как врата, которые ведут в очень возвышенное пространство, и для того, чтобы прийти в это возвышенное пространство, с точки зрения святоотеческой мысли, сама вера — это очень высокая добродетель, та добродетель, который требует, с одной стороны, духовного подвига, а с другой стороны, она даёт силы для этого духовного подвига. И преподобный Максим Исповедник в одном из вопросоответов к Фала́ссию, он отождествляет веру и Царствие Небесное, и говорит, что «вера — это и есть Царствие Небесное», «Царствие Божие внутрь вас есть», он говорит, что это вера. Но дальше он поясняет, что «вера является невидимым царствием, а царствие является божественно приоткрываемое верой». Такие глубочайшие слова, которые показывают какое-то очень тонкое различие, то есть что вера, как невидимое царствие, как некое семя, как некое начало, как некий призыв, а Царствие Божие, оно начинает божественно приоткрываться в душе по божественной благодати, и так человек через веру идет путем спасения, где всё очень диалектично, где нельзя сказать, что вера — это начало, а потом будет что-то другое, она есть всегда. И эта вера, сама отождествляемая Царствием Божиим, все сильнее и сильнее приоткрывается в той душе, которая ищет Бога, которая идет путем преображения.
А. Козырев
— То есть это как крылья такие, на которых человек летит, и если он теряет веру, то он теряет крылья и падает.
о. Дионисий
— Но, вот если вспомнить того же преподобного Никиту Стифата — просто мне всю жизнь приходится им заниматься, я с академической скамьи начал переводить его творения, сейчас многие переведены, и диссертация была ему посвящена в Духовной академии, и мысль прониклась именно образами преподобного Никиты. Так вот, преподобный Никита, так же, как и другие отцы, например, преподобный Иоанн Дамаскин, считает, что он был знаток философии, но современные исследователи пишут, что преподобный Иоанн Дамаскин черпал философские знания даже для своей «Диалектики» из вторичных источников, то есть уже из неких антологий, сложившихся в христианской традиции. И преподобный Никита Стифат так же, он был монахом, ему некогда было изучать Платона, Аристотеля, но он был знаком, тем не менее, с какими-то максимумами Филона Александрийского, откуда-то он их брал, и вот преподобный Никита Стифат пишет о смирении и любви, как о крыльях, как вы сказали. Ну и, конечно, так же и вера, как утверждение надежды или извещение надежды, это тоже в его системе присутствует. Так же, как и в самой святоотеческой мысли вера в Бога, она описывается, например, как что-то непостижимое, неосязаемое, недосягаемое, то есть вера описывается так, как Бог, вера описывается так, как Царствие Божие, но в конце концов оказывается, что человек, для того, чтобы верить в Бога, он должен разобраться в себе, то есть он должен исправить самого себя.
А. Козырев
— В эфире Радио ВЕРА программа «Философские ночи», с вами её ведущий Алексей Козырев и наш сегодняшний гость, наместник Андреевского монастыря, игумен Дионисий (Шлёнов), мы говорим сегодня о вере в Бога и познании себя. Вообще, вот эта идея познания себя, она ведь пришла из античной философии, семь мудрецов говорили: «познай самого себя» и, по-моему, это было написано на храме Аполлона в Дельфах, на языческом храме, на портике этого храма, человек подходил и вот читал: «познай себя», а как познать себя — ну, прийти к Богу, то есть вот ты пришёл в храм и, наверное, получил какую-то надежду познать себя, сказав: «Ты есть, ты Еси», другая надпись на другом портике этого храма, вот если ты не сказал «Ты еси» Богу, то ты и не познал себя. То есть что же получается, уже для античного человека, для язычника, который не имел ещё Откровения, уже вот эта связь веры и познания была?
о. Дионисий
— Несомненно, она присутствовала, просто, поскольку богов в античной традиции было много, то и такая форма звучала: «познай самого себя, чтобы познать богов». И эта взаимосвязь между самопознанием и богопознанием, она имела место, но, может быть, она у стоиков выражена сильнее, чем в предшествующей до стоиков традиции. Действительно, эта античная максима очень сильная, она, можно сказать, является первоистоком для философского дискурса, и она является первоистоком для богословской мысли, и не просто для богословской мысли, а для богословско-аскетической мысли, потому что святые отцы, они не отказались от этого принципа самопознания, но они его углубили, они его связали с образом Божьим, то есть они обозначили объект этого самопознания, и объектом этого самопознания оказывается образ Божий. Так же святые отцы прекрасно понимали, что сама формула «познай самого себя», она античная, она отсутствует в Священном Писании как таковая, и они пытались найти аналоги для того, чтобы поместить эту античную максимуму о самопознании на богословскую почву, и тогда, конечно, и книга «Исход»: «внимай самому себе», и Климент Александрийский, и ряд других христианских писателей, они отождествили: «познай самого себя и внимай самому себе» и, по сути дела, на святоотеческом языке это было одно и то же. Но когда святые отцы говорили «познай самого себя», они пользовались античным инструментарием, когда они говорили «внемли самому себе», они пользовались библейским инструментарием. Это закончилось тем, что в известнейшем слове святителя Василия Великого на «внемли самому себе» толковании, это слово завершается: «внемли самому себе, чтобы внимать Богу», то есть такая чисто библейская формула, по сути дела, это формула о самопознании, которая связывает воедино самопознание и Богопознание.
А. Козырев
— А вот «внемли» — это что? Понятно, что слово «внимание» здесь: надо услышать что-то, голос Бога услышать в себе? Когда мы говорим «внемли проповеди», я должен услышать проповедь, проповедника, а вот «внемли себе» — это слух, это какое свойство?
о. Дионисий
— Это внутренний слух, это духовный слух, то есть это внимание мы переводим, как «внимать», и мы говорим на службе: «премудрость вонмем», вот это слово «вонмем», то есть мы внимательно относимся к мудрости. Это не только слуховое внимание, это такое всестороннее внимание, то есть это молчание, такая концентрация сил души, беспопечительность, попытка проникнуть в смысл. Может быть, это такой ключевой призыв к понятию, которое мне лично пришлось обозначить в изысканиях, связанных с преподобным Никитой Стифатом, как «преображение чувств», потому что в пифагорейской традиции было представление о соответствии внешних чувств таким определенным аналогам, силам ума, так скажем. Например, зрение соответствует разуму, есть и другие соответствия. И в самой святоотеческой традиции это соответствие, когда Ориген, он не святой отец, даже осужден, но важен для христианского богословия...
А. Козырев
— Учитель Церкви.
о. Дионисий
-... он брал выражение библейское «десятиструнная псалтирь» и соотносил с этой десятиструнной псалтирью внешние и внутренние чувства. Тема очень такая сильная, ёмкая, она присутствует у разных святых отцов, в частности, у святителя Афанасия Александрийского, и в этой теме как раз вот слово «внемли» или внимать«, то есть, возможно как такое переключение, когда человек отключает внешние чувства и включает внутренние чувства, но эта кнопочка, она не материальная, она не механистическая, а она связана с духовным подвигом и в этом внимания столько заложено. То есть, получается, это и знание или попытка познать, и в то же самое время это знание, соединенное с действием, то есть это не бездеятельное знание, и по сути дела, это соответствует античному представлению о любомудре — о философе, потому что кто такой философ с точки зрения самой античной традиции и потом, конечно, еще в больше степени с точки зрения христианской традиции — это любомудр, то есть тот, у кого дело не расходится со словом. Ну, христиане очень обрадовались, потому что они в идеале любомудра получили то, что и нужно было получить — идеал аскета, который при этом ищет истину и наполнен словом, некий ученый-монах любомудр, но в очень широком смысле, то есть любой человек, даже не монах и даже не ученый, он может быть любомудром, если у него слово не расходится с делом, а дело не расходится со словом.
А. Козырев
— А для этого нужно внимание. То, что вы говорите, меня наводит на мысль, что у нас вообще в обществе нет культуры внимания. В школе учительница говорит детям: «вы невнимательны». Но не только дети в школе невнимательны — люди вообще невнимательны, невнимательны к Богу, невнимательны к себе, невнимательны друг к другу, и как бы никто не учит, вот, может быть, Церковь учит вниманию, служба учит вниманию, а по сути дела, никто не учит вниманию.
о. Дионисий
— Ну вот когда человек стоит на молитве, то на него нападает рассеяние, то есть ему приходится сражаться со своими помыслами. И вот всё было хорошо, он вроде забыл о многих мирских проблемах, но вот встал на молитву, и на него обрушивается поток помыслов, и духовная жизнь, она описывается святыми отцами и в традиции Церкви во многом как борьба с помыслами, но сами эти помыслы, они первоначально могут быть прилогами, потом хуже, хуже, хуже, становятся страстями, и в древней традиции, идущей от Евагрия Понтийского, но подхваченной, развитой, углубленной святыми отцами, помыслы равны страстям, равны демонам, и очень важно их преодолеть. Конечно, внимание — это именно преодоление этих помыслов, но само по себе это, может быть, не совсем самостоятельный инструмент, то есть внимание — это результат молитвы, результат безмолвия, уединения, результат добродетельной жизни. То есть это такой не самостоятельный инструмент, это скорее метод, как познай самого себя, то есть обрати внимание на самого себя. А как ты познаешь самого себя? Ты должен себя очистить, и здесь уже возникают другие категории, которые помогают понять, что происходит. Современный греческий богослов, ну, относительно современный, протопресвитер Иоанн Романи́дис, написал книгу «Святоотеческое богословие», в этой книге он оперирует тремя понятиями, он сводит православие к трем понятиям: это очищение, озарение и обожение. И он усматривает эти три понятия везде, и в античной традиции, как в преддверии христианства, и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, и во всей святоотеческой традиции, и расхождение Востока и Запада связано у него с тем, что на Западе неправильно понимали эти три категории, то есть буквально три слова описывают православие. Я очень детально читал его книгу, и, можно сказать, делал черновой перевод, который пока не издан, и я задумался: а в действительности как дело обстоит? Можно ли так свести православие к этим трём словам? Тогда я взял греческие термины и стал изучать понятия «очищение» — «кафарсис», «озарение» — «эллапсис», там два понятия: «эллапсис» и есть ещё «фатизмос» — «освящение» — это более библейское слово, которое используется в библейских текстах, а «эллапсис» — более философское слово, которое не используется в библейских текстах, но при этом является доминирующим в Ареопагитиках, и потом у святителя Григория Паламы. И я как-то через изучение этих терминов пришёл к таким ключевым текстам святых отцов, где действительно эти понятия имеют очень большое значение, но всё-таки так прямолинейно обозначить тремя терминами всю православную традицию — это несколько обедняет.
А. Козырев
— Ну, кстати, можно перевести, может быть, я не прав, но и как «просвещение», да?
о. Дионисий
— Да, да.
А. Козырев
— То есть не только озарение, а просвещение нам более понятно. Вот «Свет Христов просвещает всех» написано на храме Московского университета, на Татьянинском храме.
о. Дионисий
— Но здесь надо всё-таки смотреть на греческие эквиваленты, то есть вот «Свет Христов просвещает всех», слово «просвещение», если мы поймём, какой там греческий термин — простите, я всё время настаиваю на греческих терминах, но они позволяют более математически точно отнестись к той святоотеческой традиции, часть которой представлена древнегреческими, так сказать, византийскими текстами, и тогда, оказывается, да, можно перевести как «просвещение», но в сути вещей это не эпоха Просвещения и это не сверхзнание, а это духовное просвещение, то есть очень высокий духовный этап.
А. Козырев
— Мы сегодня с игуменом Дионисием (Шлёновым), наместником Андреевского монастыря в Москве, говорим о вере в Бога и познании себя. И после небольшой паузы мы вернёмся в студию и продолжим наш разговор в эфире Светлого радио, Радио ВЕРА в программе «Философские ночи».
А. Козырев
— В эфире Радио ВЕРА программа «Философские ночи», с вами ее ведущий Алексей Козырев и наш сегодняшний гость, игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского монастыря в Москве. Мы говорим сегодня о вере в Бога и познании себя, и в первой части нашей программы мы выяснили, что познание себя, внимание себе — это и есть попытка разглядеть внутри нас образ Божий. А подобие?
о. Дионисий
— Образ и подобие, они, если мы вспомним лекции, которые читались в духовной семинарии, то согласно общепринятой подаче материала есть две точки зрения, они восходят к самой святоотеческой традиции, то есть часть святых отцов учит о том, что образ Божий — то, что дано всем, а подобие надо приобрести через добродетельную жизнь. А некоторые святые отцы отождествляют образ и подобие и говорят, что нельзя говорить о подобии без образа и нельзя говорить об образе без подобия, то есть фактически они тождественны, и тогда нет этого шага от образа к подобию, но есть при этом понимание, что образ может быть омрачён, тогда и подобие будет омрачено. Если мы очистим свой образ, то и подобие, которое сокрыто в этом образе, оно раскроется. Тогда можно спросить, наверное, говорящего, то есть меня самого: к какой точке зрения можно склоняться? И та, и другая точка зрения, по-своему они передают определенную динамику, то есть задачу человека не стоять на месте, находиться в движении, и в святоотеческой традиции очень важно представление об этом движении, о пути, (простите, еще одна тема, но она очень взаимосвязана с этой) это тема пути или тема царского пути, то есть царский путь, как неуклонение ни направо, ни налево, это не только царский путь в догматике, где, например, православие шествует царским путем между крайностями монофизитства и несторианства, к примеру, но это и царский путь в аскетике, когда христианин следует царским путем, например, между невоздержанностью, с одной стороны, и предельным воздержанием, которое проповедовал Евстафий Севастийский, это духовный наставник семьи святителя Василия Великого, в противовес чему святитель Василий Великий сформулировал аскетику весьма строгую, но не такую строгую, как у Евстафия Севастийского. Вот царский путь, и тогда и образ Божий, который в нас, мы пытаемся через ряд духовных предписаний, через жизнь по заповедям Божьим, через послушание Богу, через послушание Церкви, через жизнь в Церкви мы пытаемся исправить свой образ Божий, из мутного зерцала сделать его более чистым зерцалом. В святоотеческой традиции было, насколько я понял, а я это понял через изучение антропологии святителя Иринея Лионского, но эту антропологию пришлось изучать сквозь призму последующей традиции, то есть была попытка понять, а как учение Иринея Лионского об образе Божьем, как об образе образа, есть такое выражение: «образ образа», такое сильное выражение, и оно заставляет задуматься: я являюсь «образом образа», что это вообще значит, это что такое, какой-то святоотеческий неологизм, который просто Ириней Лионский использовал, и потом он повис в воздухе, или эта мысль, она потом была подхвачена отцами, в зависимости от Иринея Лионского, или, может быть, независимо от него?
А. Козырев
— У Платона была идея: «подобие подобий», он так называл произведения искусства, портреты. Может быть, человек — это в каком-то смысле тоже произведение искусства, только в хорошем смысле этого слова, если он работает над собой.
о. Дионисий
— Да, но здесь еще появляется библейская почва, потому что, по-моему, у апостола Павла в Послании к Евреям в 1-й главе используется выражение «образ ипостаси», и, собственно, Христос Спаситель — вторая Ипостась Святой Троицы, Он именуется «образом», и когда Ириней Лионский говорит об «образе образа», то он имеет в виду, что образ Божий нам дан, но мы являемся образом образа, то есть образом Христа Спасителя, который сам именуется образом, получается, образ — это одно из божественных имен Христа Спасителя. И действительно, если мы посмотрим на такие антропологические концепции первых святых отцов и христианских писателей, то мы увидим, что они часто соотносили образ, который в нас, не с тремя Лицами Святой Троицы, это такая классическая схема, которая появляется в антропологии святителя Афанасия Александрийского, может быть, у кого-то раньше, но после святителя Афанасия Александрийского это очень такая устойчивая параллель, которая присутствует в святоотеческой традиции. До святителя Афанасия Александрийского святоотеческой мысли было свойственно исходить из понятия «образ образа», то есть видеть в человеке образ Христа Спасителя. Но, собственно говоря, этот идеал никуда не делся, он остался, наша жизнь должна быть христоподражательной или христоцентричной, мы должны подражать Христу Спасителю, и в позднем византийском богословии это сравнение тоже оставалось. Но у святителя Афанасия Александрийского мы находим: Бог Отец — и в соответствии с первой Ипостасью Троицы человек наделён разумом, Бог-Слово, Бог Сын — и у человека есть логос-слово, Бог-Дух Святой — и человек обладает духом. Такая трёхчастность Троицы отражается в образе Божьем, тогда и задача перед человеком стоит немалая, то есть он должен иметь эти три части в правильном состоянии, его разум, его слово, его дух, они должны стремиться к Богу, они не должны омрачаться грехом, и потом святоотеческая антропология, да и не обязательно потом, я здесь не могу сейчас выстроить такую чёткую хронологию, но представление о разуме, как о главенствующем начале, и трёхчастная схема души по Платону: разум, гнев и гневное начало, и желательное начало, три, в святоотеческой антропологии эта платоновская схема была очень важна, можно сказать, она была такая школьная, хрестоматийная, то есть, возможно, были другие представления, было представление о том, что у души много сил, но эта трёхчастность души, она была такой базовой, и в этой базовой трёхчастности роль разума, как ведущего начала, очень велика.
А. Козырев
— То есть всё-таки в церковном учении разум чего-то стоит, да? Потому что иногда говорят: «надо совлечь с себя разум, наш греховный разум», вот юродство, есть такой тип.
о. Дионисий
— Ну, здесь разум или ум, иногда у славянофилов были такие разделения...
А. Козырев
— Рассудок.
о. Дионисий
— Есть рассудочное такое, земное, а есть разумное, умное, духовное. Но в самой святоотеческой мысли есть представление об уме-разуме, который является высшей силой души, а сама по себе душа — это высшая сила человека. Ну, конечно, у Филиппа Монотро́па всё по-другому в «Диоптрии» XI века, где не душа даёт советы телу, а тело даёт советы душе, плоть советует душе, почему? Потому что душа помрачённая, несовершенная, в своём несовершенстве она оказывается ниже плоти, и плоть, как менее павшая, чем душа, или совсем не павшая, она советует душе..
А. Козырев
— Я думаю, тут ещё такой жанр византийского сатирического диалога, где служанка учит госпожу.
о. Дионисий
— Ну, не в этом суть, вот основная схема — это господство разума, власть разума, сила разума, но внутреннего духовного разума, который, по сути, тождественен духу, тождественен духовной жизни и является источником духовной жизни, это не рациональный разум какого-то там доктора математических наук, а это разум подвижника.
А. Козырев
— Мудрость, да? Если можно так сказать.
о. Дионисий
— Ну, можно так.
А. Козырев
— Мудрый разум, то есть разум, который нацелен на то, чтобы как-то человеку правильно жить, правильно постичь образ Божий в себе.
о. Дионисий
— Но этот разум, он является высшей частью этого образа Божия, и когда он правильно руководит душой, а душа правильно руководит телом, то в таком случае человек идёт путём спасения, идёт царским путём, идёт путём приближения к Богу, постепенно восходит от одного барьера к другому, поэтапно.
А. Козырев
— Царский путь — это же путь для царей, а мы же не цари. Обычный человек, простой, он же не царь, как он может идти царским путём?
о. Дионисий
— «Царский путь» — это такое выражение, которое в «Исходе» встречается, когда Моисей просил царя Эдомского: «Разреши нам пройти царским путём», была система царских путей, а он сказал: «Нет, не разрешаю». И вот этот вопрос Моисея с отрицательным ответом стал основанием для Филона Александрийского, чтобы сформулировать уже такое духовно-нравственное учение о царском пути, а потом для святых отцов, чтобы святые отцы воспользовались образом царского пути для того, чтобы вообще сформулировать принципы христианского вероучения. Душа — да, она трёхчастна, она должна быть очищена, и образ Божий по-своему трёхчастен, но именно трёхчастность образа Божия сравнивалась святыми отцами с тремя лицами Святой Троицы. Трёхчастность души платоновская — я не помню, чтобы святые отцы именно с ней проводили такую троечную параллель.
А. Козырев
— А можно сравнить царский путь с золотой серединой Аристотеля, или это всё-таки разные вещи, вот избегать крайностей?
о. Дионисий
— Я думаю, что можно, но просто золотая середина — это более статичное понятие, а царский путь — это более динамичное понятие. Но, собственно говоря, сочетание статики и динамики, и такое диалектическое сочетание, оно очень свойственно святоотеческой традиции. Я всё, простите, у меня Никита Стифа́т в голове, потому что его читал, переводил, искал к нему параллели и получается, этот автор научил меня как-то так ретроспективно обращаться ко всей святоотеческой традиции. Ну вот у преподобного Никиты Стифата нахожу две категории: «стасис» — стояние, и «кинесис» — движение. Получается, это те категории, которыми пользовался автор Ареопагитик и, по сути дела, преподобный Никита, он где-то повторяет, где-то пользуется уже так более свободно этими категориями, он описывает приближение души к Богу, как приближение к Богу ангельских Небесных Сил, и они находятся в движении, и в то же самое время цель их в том, чтобы оказаться рядом с Богом и застыть рядом с Богом в таком священном стоянии, в священном восторге, в священном безмолвии. А церковная иерархия, у Ареопагита было шесть чинов церковной иерархии, а преподобный Никита Стифат увидел, что нет полной параллели, что девять небесных чинов, и только шесть церковной иерархии в Ареопагитиках, он тогда еще три чина добавил, получилось девять чинов небесной иерархии и девять чинов церковной иерархии, так сформировалось у самого Стифата в XI веке. И смысл чинов иерархии по Ареопагитикам, как такое приближение к Богу, уподобление к Богу, движение, приближение и стояние, и путь души, потому что в трактате «О душе» он описывает, как идет душа, и он использует для этого пути термин «васис», а «васис» — это «база», то же слово, что «база», происходит от слова «вэну» греческого, а «вэну» — это не просто шагать, а это «шагать твердым шагом», то есть когда человек идет, вот он совершает шаг, и он твердо на него опирается, то есть в самом слове «движение» заложена идея не только движения, но и стояния, мы говорим: «база», это что-то твердое, это основание, но это не просто основание, а это результат движения. И вот такая диалектика присутствует не только у одного автора и не только у нескольких авторов, это не просто интеллектуальная конструкция, которую святые отцы придумали для того, чтобы пофантазировать или чтобы выразить результат своих фантазий на бумаге, а это, собственно говоря, суть жизни православного христианина, и действительно, когда наши прихожане или братия обители, каждый индивидуально, сам, когда он живет без движения и без подвига, без труда, без напряжения, поддается обстоятельствам, делает то, что внешне важно, но не придает значения внутренним смыслам или откладывает эти смыслы на потом, или суетливо молится, или пропускает молитву и думает: «завтра помолюсь, завтра буду внимательно относиться к тому, чему сегодня не внимаю, сегодня я не почитаю Священное Писание, а уж завтра почитаю и пойму сполна». А завтра он думает о послезавтрашнем дне, а когда начинает читать, то читает очень невнимательно, в одно ухо влетает, в другое вылетает, потом идет учить других тому, чего не знает и не умеет сам, становится лицемером и привыкает даже к своему лицемерию, пытается себя самооправдать, и вместо того, чтобы смиренно двигаться вперед, он гордо двигается назад.
А. Козырев
— Как и все мы.
А. Козырев
— В эфире Радио ВЕРА программа «Философские ночи», с вами ее ведущий Алексей Козырев и наш гость, наместник Андреевского монастыря в Москве, игумен Дионисий (Шлёнов). Мы говорим о вере в Бога и познании себя, и вот этот ваш образ статики и динамики, у русского философа Владимира Ильина была такая работа: «Статика и динамика чистой формы». А Алексей Фёдорович Лосев (монах Андроник) говорил, используя неоплатонический термин, о «единстве подвижно́го покоя самотождественного различия». Не говорит ли нам это о том, что надо иногда делать остановки в нашей жизни, то есть надо двигаться, пребывать в движении, но всё-таки иногда задумываться о том, куда мы движемся, и создавать себе какие-то минуты такого покоя, подвижно́го покоя, чтобы не оказаться вдруг невзначай там, где не нужно?
о. Дионисий
— Здесь мы должны провести такое чёткое различие, то есть то движение, о котором писали святые отцы, это такое духовное положительное движение, которое не противоречит покою. Но есть другое движение, естественно, — это суета нашей жизни, и ход нашей жизни, который часто бывает достаточно обременён суетой, и несомненно, при этом втором варианте очень нужно останавливаться. Если нет возможности совершить длительную остановку, то хотя бы ту краткую остановку совершить, какая только возможна, остановиться хоть на две секунды, хоть на минуту. Это действительно очень важная тема, и очень актуальная, я думаю, для современного человека, потому что люди так устроены, что они хотят как можно больше всего успеть, и набирая обороты, набирая скорость в житейских делах, они иногда могут остановиться, но не хотят останавливаться, или они останавливаются внешне, но они не останавливаются внутренне, а для Бога, для веры спешка не нужна. Один из афонских монахов, очень высокой жизни человек, известный духовный писатель Моисей Агиорит, он выступал с разными докладами духовными в Греции в своё время, и оставил жития афонских подвижников, приезжал в Духовную академию, и в Духовной Академии он услышал слово «аврал» и сказал: «У нас, среди монахов, нет авралов», то есть этим он констатировал, что в жизни присутствует даже не просто остановка, что если человек живёт по заповедям Божьим размеренно, то может, у него вся жизнь такая духовная остановка. Но для современного человека очень важная, такая животрепещущая, актуальная тема, и для тех, для кого она актуальна, очень важно останавливаться. Остановка предполагает исполнение призыва апостола Павла к непрестанной молитве, апостол Павел говорит: «непрестанно молитесь», монахи с трудом исполняют это предписание, миряне благочестивые стремятся, не у всех получается, но те, у кого не получается, они не должны унывать, они должны знать, что они остановились душой и помолились, то есть они эту остановку сделали для Бога, такая остановка, в которой мы забываем о себе и помним о Боге. Надо сказать, что в максимах более поздних, византийских, там была формула не только «познай самого себя, чтобы познать Бога», но и «забудь самого себя, чтобы не забыть Бога». В одном произведении агиографическом есть такая формула.
А. Козырев
— То есть надо забыть себя, но помнить о Боге?
о. Дионисий
— Да, чтобы помнить о Боге, то есть такая память. Это разными мыслями выражается, например, святитель Герман II Константинопольский, это уже же второе тысячелетие, толкуя слова «отвергнись себя и возьми крест свой, и за Мною гряди», известные слова об отречении, призыв Христа Спасителя к своим ученикам после некоторого колебания и сомнений со стороны апостола Петра. И святитель Герман говорит: «Отречься от самого себя и взять свой крест — это означает вообще раздвоиться, то есть выйти за пределы самого себя, относиться к самому себе, как к человеку, который стоит рядом с тобой». Вот до такой степени напряжение, преодоление своего греховного «я» и несовершенства, и это, конечно, необходимо делать во время такой духовной остановки, потому что, когда человек очень спешит и пытается успеть все на свете, то в этот момент он занят внешними делами, у него нет времени для внутреннего сосредоточения.
А. Козырев
— То есть вот движение медленных городов, которое сейчас существует, медленные города, вот Светлогорск у нас в этом движении участвует, где образ черепахи, никуда не спешить, вот это не то, это такая секулярная, светская экологическая параллель, к тому, о чём мы с вами говорим, то есть надо не медленно что-то делать, а делать осмысленно прежде всего.
о. Дионисий
— Все эти образы, в том числе образ остановки, они имеют духовное значение, то есть можно по-разному остановиться, кто-то набрал скорость, и он должен трудиться до конца и без остановок двигаться вперёд, потому что остановка в какой-то ситуации будет тождественна или эквивалентна движению назад, и не всегда можно останавливаться, но для Бога нужна остановка, как и движение для Бога, то есть тот процесс, который происходит не для Бога, а для мира или в соответствии с принципами мира, может быть, сам по себе он нейтральный, не обязательно плохой, но он недостаточен, и поэтому надо всеми силами стараться хранить в своей жизни память о Боге непрестанно или хотя бы время от времени, но не думать, что если мы не можем непрестанно выполнять призыв апостола Павла, тогда мы вообще ничего не делаем и вообще не молимся, всё равно мы стремимся к тому, чтобы память о Боге проникала жизнь. Нельзя сказать, что память о Боге — это то, что только на остановке может позволить себе православный христианин, она всё равно должна проникать всю жизнь, и этим отличается, может быть, верующий человек, действительно, от маловерующего: тем, что у него сильнее живёт вера в душе, и он уже живёт вместе с этой верой, это уже неотъемлемая часть его жизни, и он не может от неё отречься ни на одно мгновение.
А. Козырев
— Как в Ветхом Завете сказано, по-моему, в книге пророка Иеремии: «Пойдём и не утомимся, полетим и не устанем».
о. Дионисий
— Да, так.
А. Козырев
— Меня всё время не покидает мысль, отец Дионисий, что в Андреевском монастыре возвращаются какие-то древние традиции, поскольку здесь всегда с особой чуткостью относились к греческому языку, к греческой богословской традиции. Действительно ли вы сейчас пытаетесь возродить эту традицию учёного монашества, которая в Андреевском монастыре была, и он славился, об этом в начале передачи говорили?
о. Дионисий
— Само понятие учёного монашества, оно не совсем однозначное, потому что, если есть учёное монашество, значит, есть «не учёное монашество», и те, которые будут именовать себя «учёными монахами», у них будет такая почва для гордости, тщеславия, надмения. Да и кто назовёт себя обладающим чем-то, потому что всё большее знание приводит к пониманию своего всё большего незнания. Но, действительно, исторически Андреевский монастыре был воссоздан Фёдором Ртищевым как училищный монастырь. В середине XVII века по трёхчастной схеме «филология, философия, богословие» здесь вёлся такой преподавательский цикл. Фёдор Ртищев — ктитор монастыря, как известно из его жития и жизнеописания, приезжал по вечерам в Андреевский монастырь для того, чтобы брать уроки греческого у монахов, и мне очень радостно, что сейчас мне, как наместнику монастыря, удаётся, я не скажу: возродить ту традицию, которая была, но привнести определённую лепту в то, чтобы Андреевский монастырь стремился к тому, чтобы продолжать оставаться и в то же самое время приобретать что-то новое, как училищный монастырь. Здесь проводятся семинары, занятия аспирантов Московской духовной академии, мне приходится также руководить аспирантурой. Здесь, через изучение греческого языка, через уроки греческого удаётся услышать это живое слово святоотеческой традиции при подготовке к проповедям. Я время от времени открываю греческие первоисточники и нахожу там те толкования, те святоотеческие мысли, которые можно простыми словами, без такой научной детализации, донести до слуха прихожан и чувствую определённый отклик, если прихожанам нравится такое святоотеческое богословие, им нравится святоотеческая аскетика. Прихожане — это очень тонкие люди, вне зависимости от тех специальностей и профессий, которыми они занимаются, и кажется, как будто бы такая аскетика Максима Исповедника для избранных, но она, и не только она из святоотеческом богословия, находит отклик, и это утешает, радует. Мы видим, что сама богословская наука, она очень глубоко взаимосвязана с духовным просвещением, и, может быть, принципы духовного просвещения, они даже сильнее связаны с принципами науки, чем может показаться на первый взгляд. Часто у нас существует отрыв, то есть учёные занимаются такой сухой наукой, и мы это наукообразие видим в разных научных журналах, статьи прекрасны, труд огромный, чтобы их написать, чтобы их издать, но круг читателей этих статей всегда очень узок, даже тогда, когда эта статья имеет очень широкий спектр смыслов и значений, но она написана таким языком, который доступен не всем, а просвещение, знание, образование — это, если хотите, внимание себе, то есть это повторение одного и того же. Например, чем отличается проповедь от научной статьи? Научная статья, она в систематическом виде излагает какую-то систему смыслов, взглядов, а проповедь, она берёт один стих Священного Писания, «да возьмет крест свой», и даже части этого стиха, двух слов, достаточно для того, чтобы сказать проповедь. Но это же не просто повторение, как ликбез, это повторение с углублением. Получается, что проповедь, в отличие от научной статьи, она даже глубже раскрывает тот смысл, который заложен, например, в этих двух словах: «да возьмет крест», она имеет своё духовное значение, и теория, практика...
А. Козырев
— Но проповедь тоже имеет древнюю структуру, то есть это же не просто романтическое какое-то описание, да?
о. Дионисий
— Это такой призыв к душе, обращение к душе, покаяние, то есть проповедь о покаянии, об исправлении, такие духовные смыслы. В Андреевском монастыре в XVII веке, так и говорится в описаниях, была возрождена традиция древнерусской проповеди, потому что после татаро-монгольского ига проповедь уменьшилась.
А. Козырев
— Ну вот «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона — прекрасный образец.
о. Дионисий
— Да, но это древнерусская проповедь, до татаро-монгольского ига.
А. Козырев
— Да, да.
о. Дионисий
— И получается, что эти монахи, которые здесь были, они не просто исправляли тексты, они занимались разными трудами. Епифаний Славине́цкий, он переводил святых отцов, исправлял переводы, составлял духовные гимны, братия Андреевской обители потом пополнила преподавательский состав Славяно-греко-латинской академии, которую создали иеромонахи Софроний и Иоанникий Лиху́ды. Много несли разных трудов, но в XVIII веке Андреевская обитель стала сходить на нет, и в 1764 году, на волне секуляризации Екатерины Великой, она была просто закрыта и превращена в приходские храмы. Но и до 1764 года множество таких тяжелых, драматичных событий, которые, в общем-то, свидетельствуют так или иначе об упадке обители, а основной центр переместился в Славяно-греко-латинскую академию, но самый первый училищный монастырь был устроен здесь, в Андреевской обители. Сейчас, спустя огромное количество времени, я через любовь к греческому языку особо, может быть, как-то пытаюсь ощутить, понять, что же здесь происходило раньше и что мы можем сделать сейчас. То есть мы не должны копировать то, что было раньше, сейчас совершенно другие обстоятельства, в духовных академиях ведется учебный процесс, но, тем не менее, само значение языка, как первоисточника для святоотеческой традиции, оно очень важно.
А. Козырев
— Хочется поблагодарить вас за очень интересный глубокий научный, и в то же время пастырский рассказ о том, как через веру в Бога мы можем познать себя, и пожелать вам помощи Божией в тех делах духовного просвещения, о которых вы говорите, потому что огромное богатство святоотеческого наследия, во многом еще не переведенное, а если и переведенное, то не прочитанное вот таким обыденным прихожанином через вас, через ваши труды становится доступным, открывается людям. Поэтому помощи Божией вам в этом служении, и спаси вас Господи за эту интересную и глубокую беседу. Я напомню нашим радиослушателям, что в гостях у нас сегодня был наместник Андреевского монастыря, игумен Дионисий (Шлёнов). До новых встреч в эфире Светлого радио, Радио ВЕРА, в программе «Философские ночи».
Все выпуски программы Философские ночи











