У нас в гостях был настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в испанском городе Торревьеху протоиерей Ярослав Дибач.
Мы говорили о православии в Испании, как в этой стране встречают Рождество Христово и проводят Святки.
А. Митрофанова
— Светлый вечер на радио «Вера» в эти праздничные дни. На дворе святки. С Вами в студии я, Алла Митрофанова, и в гостях у нас сегодня протоиерей Ярослав Дибач, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Торревьеха в Испании. Отец Ярослав — доктор богословских наук. Добрый вечер!
Протоиерей Я. Дибач
— Добрый вечер!
А. Митрофанова
— Мы будем говорить сегодня об Испании, об этой фантастической горячей стране. Вы знаете, у меня внутри ощущение такое, что все испанцы — пираты. Ну, так или иначе, в той или иной степени. Потому что это близость к морю, это потребность быть хозяевами на море — она, мне кажется, накладывает серьезный отпечаток на менталитет людей. Ну, не знаю, что Вы скажете. Вы в Испании живете уже... 15 лет.
Протоиерей Я. Дибач
— 15 лет, да. Меня как бы направили в Париж, в Париже я был где-то месяца два с половиной, послужил, и из Испании позвонили люди, которые сказали: «Нам нужен русскоговорящий священник, который мог бы открыть там приход».
А. Митрофанова
— Именно в городе Торревьеха?
Протоиерей Я. Дибач
— Именно в городе Торревьеха, да. И меня владыка, покойный Сергий (нрзб.) предложил: «А вот, батюшка, ты на русском языке разговариваешь — если хочешь, можешь поехать туда как миссионер». Ну, и я поехал, конечно.
А. Митрофанова
— А почему именно этот город? Как так случилось, что оттуда позвонили и сказали: «Нам нужен священник?»
Протоиерей Я. Дибач
— Дело в том, что там... Есть такой испанский анекдот, когда испанцы хотят поехать в Россию, и чтобы не открывать визу, это надо ехать в Торревьеху, потому что там много наших людей, славян.
А. Митрофанова
— А, вот как! А почему? Это какой-то город, который связан с международными отношениями? Или просто так сложилось, что там много эмигрантов?
Протоиерей Я. Дибач
— Дело в том, что это курортный город, очень молодой. Сто лет назад там были королевские угодья, и там не разрешалось строить ничего, потому что это был заповедник очень великий. Ну, потом как-то разрешили строить, и там находятся озера, по плотности это — Мертвое море в Израиле, а с другой стороны — море. А город в середине.
А. Митрофанова
— Между ними, между двумя важнейшими водными ресурсами?
Протоиерей Я. Дибач
— Да. И когда я попал в больницу один раз... Ну, два раза я попал, конечно, и мне врачи испанские сказали, где я живу. Я сказал: «В Торревьехе» (я лечился в другом городе). И они сказали: «Это самый хороший курортный город, где можно доживать до глубокой старости. Там особый климат».
А. Митрофанова
— Да, с одной стороны — ветер морской, а с другой стороны — озерная вода. Потрясающе.
Протоиерей Я. Дибач
— Да-да. И там пляжи, все, да.
А. Митрофанова
— Слушайте, мне кажется, что в таких местах, где все настолько мирно, и благополучно, и замечательно, и природа просто носит на руках человека, ну, как-то не очень мы склонны в таких ситуациях, в таких местах задумываться о вечности, о том, что как-то что-то в этой жизни нужно менять. Все и так хорошо. В этом смысле... Вы же там — священник-миссионер, насколько я понимаю. Как продвигается там Ваша проповедь? Кто к Вам приходит?
Протоиерей Я. Дибач
— Вы правы. Фактически, нас Господь любит.
А. Митрофанова
— Уже и так любит. Он Торревьеху поцеловал в лоб уже.
Протоиерей Я. Дибач
— Нас Господь любит всех. И, несмотря на то, живем мы в светлой России, на светлой Руси, или мы в других странах, всюду Господняя земля. И, я так думаю, людей только к Богу мы приходим через какие-то страдания, какие-то беды, какие-то болезни. Редко кто приходит благодарить Бога за то, что ему хорошо. Это наш минус, конечно, как людей. Потому что Господь говорит и в Старом Завете, и в Новом, что «Вы без Меня не можете творить ничего». Ну, а мы, как люди, всегда питаемся иллюзиями, что мы такие хорошие, такие умные, что можем без Бога жить. Но это неправда. Когда я приехал в Торревьеху, то, раздавая иконки нашим людям... Я приехал — там вообще ничего не было, никакого прихода, ничего, как мы бы рассказали миссионерам. И я пошел на базар, потому что наши люди на базаре это покупают многие — и продукты, и вещи. И я слышал нашу речь. Я раздаю иконочку Божьей Матери, со Спасителем Казанской Божьей Матери. Они меня спрашивали: «Батюшка, а что это за женщина с младенцем на руках?»
А. Митрофанова
— Ого!
Протоиерей Я. Дибач
— Да. И мне было так как-то и страшно. Я думаю: неужели, настолько вытравили в людях всю светлость, что они даже не понимали, что это икона? Да. Но теперь эти люди ходят в храм, они молятся, они знают, что такое псалтирь, что такое Евангелие, что такое причастие, что такое исповедь. Когда я выезжаю из Торревьехи, вот так, как теперь я уезжал в Москву, улетал, они: «Батюшка, Вы нас не оставите?» Они боятся, чтобы меня куда-то не забрали и чтобы я их не оставил. Говорят: «Потому что мы через Вас поверили в Бога!» Ну, я с ними разговаривал, конечно, не один год. Уже 15 лет...
А. Митрофанова
— 15 лет!
Протоиерей Я. Дибач
— Да, у нас уже приход, слава Богу, большой. Потому что три года мы служили в католическом храме, и у нас было не больше 10 человек — от трех до 10. Я думал, что, может быть, уже ничего не получится. Но всегда меня держала эта притча Господня, что «будь верный над малым, над большим тебя поставлю». И меня это всегда сдерживало. Я думаю: «Если Господь послал, я должен там быть и рассказывать людям, что такое вера».
А. Митрофанова
— А сейчас как выглядит Ваш приход? Вы уже имеете какое-то собственное здание?
Протоиерей Я. Дибач
— А сейчас... Собственного здания у нас нет — мы его снимаем, помещение снимаем. Платим тысячу евро в месяц...
А. Митрофанова
— Это частая история, кстати говоря, для наших приходов за рубежом: когда нет своего помещения, его приходится брать в аренду. И действительно, и в квартирах, и в каких-то помещениях побольше, и, может быть, кто-то, у кого денег достаточно, дом может себе позволить снять... По-разному это бывает, но это каждый раз...
Протоиерей Я. Дибач
— Да, у нас начала... Простите, что я иногда... Снимали католический храм, нам давали бесплатно. Католики насчет этого — они с нами молодцы. Я, как сказать, низко им кланяюсь и снимаю шляпу перед ними, что они... насчет этого они очень с нами были...
А. Митрофанова
— Да, очень открыты они в этом смысле, очень дружественны...
Протоиерей Я. Дибач
— Открыты, да, и помогали, и все. И не брали ни копейки с нас. Но просто то, что нам давали время. А время — когда в Испании жара постоянная, она особенно на юге, где я служу. И нам давали время с часу до четырех, днем. Это люди как раз отдыхают — сильная жара, хочется спать, у них сиеста.
А. Митрофанова
— Ну, то есть то самое время, когда храм свободен, когда у них нет своих богослужений?
Протоиерей Я. Дибач
— Да.
А. Митрофанова
— Потому что Испания все-таки очень религиозная страна.
Протоиерей Я. Дибач
— Очень, да.
А. Митрофанова
— И католики там... Там не пустующие храмы — там они заполнены людьми, туда ходят.
Протоиерей Я. Дибач
— Это правда. Ну, молодежь сейчас — так, как и во всем мире. Молодежь ищет другой радости, конечно. Но, как я говорил, только через какие-то испытания Господь приводит к вере.
А. Митрофанова
— Испытания? Классика жанра. Знаете, так часто бывает. Называется «жареный петух клюнул в голову».
Протоиерей Я. Дибач
— Да, да-да.
А. Митрофанова
— Ну, мы все такие. Нет, ну, не все, конечно, но многие из нас, к сожалению.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Но я просто хотел сказать про храм. Сейчас у нас прихожан каждое воскресенье — от 100 до 150, до 200.
А. Митрофанова
— Ничего себе!
Протоиерей Я. Дибач
— Да! И, плюс, от 30 до 50-60 детей причащается. Воскресная школа. Каждый воскресный день. И в праздники. Ну, я служу с пятницы — пятница, суббота и воскресенье. Ну, если есть праздники, попадаю и в другие дни на ту же службу.
А. Митрофанова
— Отец Ярослав, но это же колоссальная работа Вами была проделана, если сейчас у Вас там 100-150 человек. Мне кажется, это как, знаете, где-нибудь в столичном таком храме в спальном районе. Вот там примерно столько же человек. Это же, мне кажется, для небольшого курортного города, Торревьехи, очень много народу.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, как сказать... Господь делает моими руками. Я не хочу сказать, что я что-то сделал. Старался, как мог. Ну, даже были такие годы — вот надо было содержать храм, а люди не могли насобирать тысячу евро. И я пошел на работу — я семь лет работал на стройке.
А. Митрофанова
— На стройке?
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Работал плитку, все. По строительству я практически все работы знаю.
А. Митрофанова
— То есть, подождите! Вы... Получается, что Вы пять дней в неделю работали на стройке, а потом субботу и воскресенье служили в храме литургию?
Протоиерей Я. Дибач
— Да, служил, да! Литургию — вечернюю, утреннюю — все служили. И молебны, и все. Я даже сейчас еще устроен на работу. Потому что выжить... У меня получки нет там. (Смеется.)
А. Митрофанова
— Вообще, да, Вы знаете, это тоже такая довольно распространенная история, когда православный священник, служащий за рубежом, помимо своего служения, занимается еще какой-то светской работой. Это связано с тем, что если у священника есть семья, то ее нужно как-то кормить. Если даже он сам по себе, то тоже все равно какие-то траты неизбежны, и приходится работать, потому что прихожане, как правило, не в состоянии собрать нужную сумму для того, чтобы можно было и приход содержать, и священника от всех других забот и дел освободить, чтобы он только-только службой занимался и больше ничем. При этом кто-то по своей научной специальности работает, кто-то, может дальнобойщиком, наверное, быть и что-то еще... Кто как. Это довольно частая такая ситуация. Но это же отважный такой поступок у Вас.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, как я говорю, я всегда держался этих евангельских слов: «Будь верный на малом, на большом тебе поставлю». Когда-то я служил и в Иваново немножко, а потом служил 11 лет в Бердичеве, в соборе. И потом — вот так Господь дал, попал во Францию, а из Франции — в Испанию. Конечно, было тяжело. Я говорю, три года было очень тяжело. Но как-то Господь меня держал, держал. Я люблю свою, как сказать, работу, службу, люблю Бога. Да. Как и все, знаете, бывают разные минуты жизни... Да...
А. Митрофанова
— А испанский язык Вы учили там? Или Вы его знали уже?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, по ходу. По ходу, да.
А. Митрофанова
— Напомню, что в нашей студии — протоиерей Ярослав Дибач, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Торревьеха, доктор богословских наук. Отец Ярослав, и давайте сейчас поговорим немножечко об этой специфики Испании. Вот Сантьяго-де-Компостелла — город, куда со всей территории Европы стекаются ручейками паломники. Расскажите об этом.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Ну, очень удивительно то, что Испания — страна христианская. Как сказать, наша Святая Русь имеет тысячу лет этой любви и благодати Божественной, а там — с начала христианства, то есть в первые века уже апостолы ходили по земле Испании, даже написано в Евангелии апостолом Павлом. Ну вот апостол Яков, мощи которого находятся, очень большая святыня, и испанцы настолько верят и настолько любят, что они идут 600 километров пешком к нему. Называются пилигримы. Берут своих детей, несмотря на то, что это и жара, и тяжело — все одно, они идут, делая передышки, да, но, как бы сказать... Я иногда и удивляюсь, насколько они любят и уважают святого апостола Якова. И наши православные люди тоже туда приезжают. Я многих возил туда и сам ходил. Но я больше 100 километров не шел. Но, я говорю, я был поражен, насколько они веруют. Ну, сейчас, слава Богу, тоже все открыто. Мы там иногда и служили православные молебны. Ну, надо брать благословение у них там у епископа. И многие люди исцеляются там — многие люди. Ну, там доступа до святых мощей, как у нас, нет. Там стоит сверху статуя аопстола Якова, а внизу, под спудом — мощи.
А. Митрофанова
— Я помню, что там нужно было куда-то пролезать. Вот как-то там поднырнуть можно было внизу.
Протоиерей Я. Дибач
— А это когда сходите вниз по ступенькам, уже видно через решетку, что там находятся мощи. Да, но они в ковчеге. Один раз был такой случай, что я приезжал со своими людьми утром, и я знаю, что туда попасть невозможно.
Протоиерей Я. Дибач
— Почему?
А. Митрофанова
— Ну, они не пускают. Это только по благословению, и то очень редко. И мы один раз спускаемся с нашими православными христианами — экскурсия, и я смотрю — открыта решетка. Я смотрю — никого нет, решетка открыта. Я говорю: «Ребята, давайте так, со страхом Божиим, потихонечку подойдем и поклонимся». Мы подошли все, поклонились. И только мы вышли — идет епископ и говорит: «А как Вы сюда попали?», спрашивает. А я говорю: «Ну здесь было открыто и никого не было. Некого спросить. Мы подошли, помолились, и я...» Он улыбнулся, поблагодарил и говорит: «Я сам удивляюсь, как может быть решетка открыта здесь. Я понимаю, что Вы не открыли, потому что у Вас ключей нет, но это Вам Господь дал такую милость, потому что мы сюда никого не пускаем». (Смеется.)
А. Митрофанова
— А Вам особенное такое было, получается, приглашение. (Смеется.)
Протоиерей Я. Дибач
— Да, получается, сам апостол открыл нам. (Смеется.)
А. Митрофанова
— Вообще, конечно, это место удивительное, потому что если посмотреть на паломническую карту Европы, то там действительно с севера, с юга, с запада, с востока — отовсюду — проложены эти тропы, пешеходные, или велосипедные, или конные, как вариант...
Протоиерей Я. Дибач
— Да-да-да.
А. Митрофанова
— Там три способа, как добраться до Сантьяго-де-Компостелла так, чтобы это было засчитано как паломничество. И все эти паломнические пути находятся под охраной ЮНЕСКО. То есть даже в ЮНЕСКО признали, что это очень какая-то важная составляющая для испанской культуры и для мирового наследия. А что там происходит с паломниками на этом пути?
Протоиерей Я. Дибач
— Для нас, как для верующих православных христиан, мы понимаем, что это благодать Божья. Для других, по-научному, они говорят, что это аура и так дальше. Но так как мы понимаем, что это благодать Божия, на пути происходит что? Люди каются в своих грехах. Да, они осознают, что идут к большой, великой святыне, и у них пробуждается совесть. То есть что когда-то они, может быть, что-то сделали не так — в семье или на работе, или в школе. Да, дети — про школу, постарше думают про работу и про свою жизнь, анализируют. И когда человек идет, он анализирует и делает оценку своей душе и своей совести. И когда он туда подходит — плачет и просит прощения. Это, в какой-то мере, очищение греха.
А. Митрофанова
— То есть это, получается, сознательное усилие, которое предпринимает человек, когда идет пешком (ну, или как-то еще передвигается) в сторону Сантьяго, и это еще и сознательное выделение времени, что ли, для того, чтобы побыть один на один с Богом, чтобы вот эта мирская суета не отвлекала?
Протоиерей Я. Дибач
— Да, они, несмотря на то, что они тоже работают, несмотря на то, что у них есть семьи и можно бы было время потратить на другое, но это для них святое. И они...
А. Митрофанова
— А где они останавливаются там по дороге?
Протоиерей Я. Дибач
— А там есть такие гостиницы, дома, которые их принимают. Иногда кто-то... Ну, там же жара — там можно спать... Где ляжешь — там и спишь.
А. Митрофанова
— (Смеется.) Хорошо! В принципе, экономный такой вариант!
Протоиерей Я. Дибач
— Да-да!
А. Митрофанова
— Антикризисный.
Протоиерей Я. Дибач
— Вот моя — даже так могу сказать в двух словах — дочь вышла замуж за испанца. У нее было двое детей (ну, есть). И он ее взял с детьми и начал их учить, чтобы они шли пешком в Сантьяго.
А. Митрофанова
— В Сантьяго-де-Компостелла?
Протоиерей Я. Дибач
— В Сантьяго, да. И они шли. Он машину оставил за сколько-то сот километров. Они сначала начали плакать, вроде бы, что так тяжело, а потом с радостью уже, как их... И послушали, и я рад, что все-таки, да, мы его покрестили. (Смеется.) Этого...
А. Митрофанова
— Он принял православное крещение?
Протоиерей Я. Дибач
— Да, принял православие. Мы его крестили, повенчали, все, и он был согласен. Он сам позвонил мне, сказал: «Папа, я хочу, чтобы ты за меня молился». А я говорю: «Понимаешь, я-то за тебя молюсь, но есть особая молитва и служба — это проскомидия, на которой я не могу поминать Вас, как католиков». Он говорит: «А что для этого надо сделать?» Я говорю: «Ну, надо принять православие». Он говорит: «А я согласен. Вы поговорите со мной, я прочитаю, что надо — все». И он принял православие.
А. Митрофанова
— А насколько вообще это частая история, если женщина, жена в семье — русская или украинка, то тогда у нее супруг тоже принимает православие, ее веру?
Протоиерей Я. Дибач
— Испанцы — они... Вся страна законопослушная, и мужчины испанские — они очень послушные. Они любят наших женщин, они любят семью.
А. Митрофанова
— Это прекрасно.
Протоиерей Я. Дибач
— Они очень такие добрые, очень. Ухаживать они очень умеют. Они любят, вот действительно любят — и детей, и жену. Это не зависит, они не отделяют, что это его ребенок, не его ребенок. У них нету этого.
А. Митрофанова
— Чужих детей не бывает, как у нас принято говорить, но...
Протоиерей Я. Дибач
— Да. А наши женщины есть православные. И они молодцы, ходят в храм и говорят: «Батюшка, а вот благословите выходить замуж за испанца». Я говорю: «Ну, конечно, любовь есть любовь, и я-то благословляю. Но если бы Вы могли, — говорю, — сделать так, чтобы Вы были уже православными, единомыслие у Вас было...» И наши женщины как-то подходят к ним... Да, есть такие минуты в жизни, когда женщина знает, как подойти к мужчине. И они просят, и все, они слушают и говорят: «Хорошо, мы будем принимать православие, да». И мы создаем для них маленькую школу воскресную, рассказываем им, что такое православие, и они с радостью принимают. С радостью. Ни один не отказался еще за мою историю.
А. Митрофанова
— А рассказывая, Вы с ними на испанском языке общаетесь?
Протоиерей Я. Дибач
— На испанском, да-да.
А. Митрофанова
— Это важно, кстати. А службу Вы ведете на каком языке?
Протоиерей Я. Дибач
— Службу мы ведем на церковнославянском. Но если я вижу, что они в храме стоят два-три человека, иногда я вставляю кусочками на испанском языке. И им радостно.
А. Митрофанова
— Ну конечно! Еще бы!
Протоиерей Я. Дибач
— Они слушают свой язык...
А. Митрофанова
— Наконец-то начинают что-то понимать в происходящем!
Протоиерей Я. Дибач
— Да-да, им очень радостно, да.
А. Митрофанова
— Вообще, конечно, это удивительно, что Вы рассказываете про семейные традиции, которые есть в Испании. Я пытаюсь понять, почему это так. Помню, когда я бывала в Италии и наблюдала там, как ведут себя итальянские папы, меня это приводило в состояние восторга — как они возятся с детьми, насколько для них это важно. Это для них самое важное занятие в жизни. Вот строить сейчас... Понимаете, он может быть каким-нибудь миллионером-бизнесменом, но если он сейчас на берегу строит со своим сыном дом из песка, то для него этот дом из песка — это самое главное занятие в жизни. Все очень серьезно, понимаете?
Протоиерей Я. Дибач
— Да.
А. Митрофанова
— И вообще, это чудо просто какое-то. Вот сейчас Вы про испанских пап рассказываете так. А почему так? Вы когда-нибудь задумывались над этим, искали ответ на этот вопрос — почему как-то удается?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, я так думаю, что люди — они очень добрые, и они христиане, во-первых. Во-вторых, они всегда улыбаются.
А. Митрофанова
— Это правда.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Они всегда здороваются.
А. Митрофанова
— Иногда они злятся, но потом все равно улыбаются.
Протоиерей Я. Дибач
— Да, ну, есть, конечно, не без этого, не без греха, как мы говорим. Но они более как-то... Я вот спрашивал, когда проходил Чемпионат Европы по футболу, и они ездили в Украину на футбол, и я одного испанца спрашиваю: «Хосе, расскажи мне, как там наша Святая Русь, Украина»... Он говорит: «Батюшка, падре, ты знаешь, все хорошо. Но просто у Вас люди не улыбаются — ну, чего-то стали такими, как деревянными. У Вас такая природа красивая, у Вас такие красивые люди — особенно, — говорит, — женщины и дети. И мужчины все такие. Но, — говорит, — что-то они черствые, — говорит». Да, ну, действительно, наши люди чего-то сейчас начали в жизни очень быть какими-то такими опечаленными. Я даже не знаю, что их заставило... А испанцы — очень хорошие. Почему? Ну, милость Божья. Знаете, так рассказать может... Потому что они тоже просто вели какую-то жизнь бедную. И так надо было кусочком хлеба делиться, и надо было выживать. И у них осталась эта доброта — делиться, любить, помогать. Он не знает... Я вот иду по улице, а он сразу говорит: «Buenos dias! Como estas? Начинает: «Как у тебя дела? Добрый день! Может быть, тебе что-то помочь?» Когда он видит, что наш человек идет, да и какой-то такой чуть задумавшийся...
А. Митрофанова
— Хмурый.
Протоиерей Я. Дибач
— Да, хмурый... И они сразу подходят и говорят: «Может быть, Вам что-то помочь?» Да, они очень добрые, да. Очень.
А. Митрофанова
— Нам бы научиться таким вещам! Мне кажется, у нас, знаете, такая тоже... Наша мимика, конечно, это отражение нашей жизни. Как у нас сказано, помните, «у верблюда два горба, потому что жизнь — борьба». (Смеется.) Вся жизнь — как борьба, как сопротивление каким-то погодным условиям, то холоду, то жаре, то ветру, то снегу, то дождю, то чему-нибудь еще. И, конечно, вот этот навык — сопротивляться — как, знаете, уже такая априорная позиция сопротивления. Ну, и, кроме того, конечно, катаклизмы всякие, связанные с социальной жизнью и с экономикой. Но, мне кажется, это все не повод для того, чтобы маску траура носить на лице.
Протоиерей Я. Дибач
— Конечно, конечно. Если я вот так хотел сказать: на нашей Святой Руси люди всегда были добрые. Это последнее время чего-то так. А они были всегда добрые, всегда принимали людей, делились и так дальше. Я бы хотел, чтобы наши люди сберегли это. Чтобы они подумали над этим — что надо все-таки... Бог есть любовь. Если мы любим — это самое главное. Другое — благодарение Бога. Нам надо благодарить Бога за все, что у нас есть, что мы видим. Видим солнце — спасибо Богу! «Всякая погода — благодать», как в песне. И мы, если будем прощать, вот эти три вещи святые: любовь, благодарение и прощение. Это самое святое, что может держать нас на земле и продлить нам жизнь и так же самое — попасть в Вечность.
А. Митрофанова
— Продолжим этот разговор буквально через минуту. Напомню, что в нашей студии протоиерей Ярослав Дибач, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Торревьеха в Испании. Отец Ярослав — доктор богословских наук. Ну, и мы говорим об Испании, об особенностях православия в этой стране и о тех христианских святынях, которые можно в Испании увидеть, если там оказаться. С Вами в студии Алла Митрофанова. Буквально через минуту вернемся.
Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели! Я, Алла Митрофанова, еще раз всех поздравляю всех с тем, что мы находимся внутри такого удивительного периода — святки, Рождество Христово, Крещение Господне, которое нам еще только пресдтоит встретить, пережить, это все удивительные дни, наполненные какой-то радостью такой невероятной. И у нас сегодня в студии, я напомню, протоиерей Ярослав Дибач, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Торревьеха в Испании. Отец Ярослав — доктор богословских наук. И мы здесь про Испанию говорим. Вот уж что, мне кажется, радостно. Это действительно радостная страна, и люди там такие — полные какой-то внутренней жизненной энергии. Расскажите, пожалуйста, еще про эту удивительную традицию. Я знаю, что в Сантьяго-де-Компостелла в соборе по воскресеньям начинают раскачивать огромного размера кадило, и оно, практически, летает под потолком. Что это такое?
Протоиерей Я. Дибач
— Да, ну, у них такая традиция. Это уже практически 2 тысячи лет. И они это делают. Это кадило огромное, в которое они кладут уголь, и потом кладут туда ладан, благословляют, и потом раскачивают. И оно как бы само по себе по всему храму раскачивается, и идет этот запах ладана, благоухая.
А. Митрофанова
— Какого размера это кадило? Оно же, мне кажется, с человеческий рост, нет? Примерно.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну да, примерно. Ну, я его не мерил, но так оно очень большое.
А. Митрофанова
— И несколько человек дергают за какие-то специальные веревки?..
Протоиерей Я. Дибач
— Дергают, да. Чтобы раскачать его, потому что оно тяжелое.
А. Митрофанова
— А зачем это?
Протоиерей Я. Дибач
— Чтобы, так сказать, зачем? Может быть, это потому, что храм был большой, и пройти с кадилом заняло бы у батюшки много времени. А так, когда они раскачали...
А. Митрофанова
— Это рациональное объяснение, да.
Протоиерей Я. Дибач
— И оно само уже по себе благоухает на службе и освящает.
А. Митрофанова
— Насколько я помню, это было в конце богослужения, когда они начали его раскачивать. И знающие люди, любители острых ощущений... Мы когда в храм зашли, мы даже не поняли, почему справа и слева тут народу полно, просто вот прямо толпа стоит — толпа с правой стороны и толпа с левой стороны. А в остальном пространстве храма гораздо свободнее. Потом мы поняли, когда кадило стало летать под потолком: это те люди встали в те места, где оно ниже всего пролетает над их головой. Ну, то есть вот прямо буквально надо лбом, чтобы сделать так вот: «Ах!» И это такой аттракцион уже, своего рода.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну да. Люди верят, и кто-то думает, что если он будет под этим кадилом, что-то Господь ему пошлет радостное.
А. Митрофанова
— А, то есть, это благословение такое?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, наверное. Я так думаю... Все по вере дается человеку.
А. Митрофанова
— Правда, да. Вот я, кстати говоря, об этом не знала — что есть такая вера в то, что это благословение Господне. Интересно. А для Вас самого что самое интересное в Испании?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, для меня все интересно. Но самое главное — вот то, что мы говорили, почему испанцы такие приятные добрые люди и помогают. Я думаю, может быть, это то, что и меня радует, это погода. Каждый Божий день — солнце. И ты встаешь утром, выходишь на улицу, осенил себя крестным знамением, поднял руки вверх и думаешь: «Господи! Слава Тебе за все!» Нет, погода, конечно, очень помогает, да. Но если мы верующие люди, то, я говорю, всякая погода — благодать. Но, конечно, солнце есть солнце.
А. Митрофанова
— Сейчас слушает нас кто-нибудь в машине посреди московской такой зимы или другой зимы, в другом городе (потому что радио «Вера» во многих городах вещает) и думает: «Ну, да, умеют люди устроиться!» (Смеется.) Про то, что Вы говорите сейчас, про Ваш апельсиновый рай. Ну, а что касается все-таки особенностей менталитета, особенностей христианства в этой стране? Несколько глубоко люди воспринимают свою веру? Насколько для них это вопрос принципиальный такой?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, это воспитание. Оно принципиально, как бы сказать... Люди понимают, что без Бога мы не можем делать ничего. То есть, все одно, как бы оно не было, мы встретимся с Богом. Встреча с Богом будет — хочешь ты этого или не хочешь, веришь ты в это или не веришь, любишь — не любишь — все равно она будет. Но они, видите, 2 тысячи лет. У них, слава Богу, не было таких катаклизмов, как у нас — революций...
А. Митрофанова
— Ну, были свои.
Протоиерей Я. Дибач
— Были свои, да. Но там, если, с одной стороны смотреть, может быть, было... Но это одна часть Испании, другая — нет. Они были под игом марокканцев 800 лет. И все-таки они сберегли свою культуру, веру и так дальше. Это очень много — 800 лет. У нас за 70 лет старались вытравить все, а там все-таки они сберегли. Это с помощью Божьей. Ну, конечно, и тем, что они любят свою культуру и веру. Да. Они жизнь свою отдавали и любят. И вот Господь им помог — они так и остались. Да и слава Богу!
А. Митрофанова
— Есть в Испании еще другие святыни, которые тоже... Они общие, кстати, для восточных и для западных христиан... В городе Овьедо хранится сударь Господа. И туда тоже, я знаю, ездят много паломников и из Европы, да, в общем, и из России тоже. Расскажите, пожалуйста, про это место.
Протоиерей Я. Дибач
— Да, ну, место тоже удивительно святое, и много паломников, как Вы сказали, ездят. И преклониться... Вся беда, что в Испании они не дают так поклоняться святыням, как у нас, я говорю. Только вот можно видеть издалека и перекреститься, помолиться, попросить... Правда, я был два раза, но один раз уже закрывали храм, и как-то мы не успели... Другой раз мы приехали, и вообще храм был закрыт. А так — сколько наших прихожан из России, наших православных христиан ездили и сказали, что очень удивительно и чувствуется благодать, чувствуется какая-то милость Божья — что мы в том месте, где находится святыня, которая была на Спасителе.
А. Митрофанова
— А Вы расскажите, что такое сударь. Это не все знают.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, сударь... Видите, раньше, как хоронили человека, пеленами обвивали, а отдельно — голову.
А. Митрофанова
— То есть, есть Туринская плащаница — это те пелены, которыми было обвито тело Спасителя...
Протоиерей Я. Дибач
— Да.
А. Митрофанова
— И есть сударь?
Протоиерей Я. Дибач
— Сударь, да. То, чем была голова обмотана. И она специально делается людьми, которые знали, как это делать. И вот этот сударь остался. Он был на особом месте, как в Евангелии сказано, свит. И эта частица попала в Испанию. Ну, так как они тогда крестными ходами ходили, все святыни находятся в Риме или в Испании — практически, все. Редко что там осталось. Все они оттуда увезли. Ну, может быть, для того-то Господь дал, чтобы оно и сбереглось, потому что оно бы в Израиле пропало. Там были войны...
А. Митрофанова
— В Константинополе тоже, вполне возможно, (нрзб.)...
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, в Константинополе тоже есть много, да. Ну, самое большее — это Рим. У нас в храме очень много святынь из Рима.
А. Митрофанова
— А какие у Вас в храме есть святыни и как Вы их получаете из Рима? Вам их присылают в качестве подарка?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну вот... Ну, как сказать... Есть у нас такой православный священник — схииеромонах Николас. Он испанец, он православный. И он через своих родственников, которые имеют две католические церкви, потому что у них... четыре века — у них много братьев, и были кардиналами. И вот так оно и осталось, и они эти святыни давали, оставляли в своей домашней церкви тоже, да. И отец Николас иногда звонит, иногда свои дает — то, что было у них, с документами, со всем. Говорит: «Батюшка, пусть оно тебе помогает». К нам люди приезжают в храм — мы же снимаем помещение, вроде, сверху жилой дом. Но никто... Заходишь туда, и все говорят: «У-у, батюшка, у Вас как натуральный храм!» А потом не хотят уходить из храма. Говорю: «Уже храм закрываем», они говорят: «Батюшка, подождите, у Вас здесь так хорошо, так уютно, так благодатно, у Вас столько святынь! Мы не хотим уходить!» (Смеется.) Ну, и мы оставляем их. У нас много святынь. И частичка мощей апостолов, и частичка мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Косьмы и Дамиана. У нас есть частичка Креста Животворящего, Пояс и Покров Божьей Матери и очень других — Анастасии Римлянини, целителя Пантелеймона, Георгия Победоносца, святителя Николая.
А. Митрофанова
— Интересно! И каждая святыня, если я правильно понимаю, со своим сертификатом?
Протоиерей Я. Дибач
— Да.
А. Митрофанова
— Со свидетельством, что это подлинная святыня, у нее есть?..
Протоиерей Я. Дибач
— Конечно, с документами, со всеми. Я бы иначе не брал.
А. Митрофанова
— Потому что это важно. Знаете, как у нас сейчас люди спекулируют на вере, на святости — на чем угодно вообще.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, это, конечно, для человека, который не понимает, что он делает. Это страшно.
А. Митрофанова
— Для святыни важно, чтобы можно было ё путь проследить. Если это есть, то тогда все, она подлинная.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. И у нас много чудес происходило. Если бы вот так писать книги, у нас уже очень много чудес. У нас очень много было людей, ну, как сказать, больных. Бесновались, болели. Которых даже сама семья, сыновья приходили и говорили: «Батюшка, заберите нашу маму, молитесь, или мы ее отправим в больницу». Я говорю: «Ну, в больнице ей только уколами притупят нервную систему. Давайте мы будем молиться». Ну, и мы ее брали домой, я лично брал домой, молились. И в храме просили. А потом я их отправлял... Ну, причащал, исповедовал, а потом отправлял в монастыри (нрзб.). Потому что я не имею права, я белый священник. И они приезжают — все, люди совсем другие. И благодарят Бога, что Господь так дал, что они получили исцеление. Многие наркоманы были, все. Мы их посылаем в монастыри всегда, и они благодарят Бога. Там они пропали бы, если бы...
А. Митрофанова
— Отец Ярослав, Вы о таких вещах рассказываете, как о свершившихся фактах, и что вот Вы помолились, отправили человека в монастырь, и он благодарит Бога, он получил исцеление. Вы знаете, у нас тут целые системы выстроены по реабилитации душевнобольных людей или зависимых от наркотиков, от алкоголя, от чего-то еще. И далеко не всегда получается какой-то успешный результат. При том, что там принимают участие священники тоже, в этой реабилитации, и так далее.
Протоиерей Я. Дибач
— Ох, обязательно.
А. Митрофанова
— Вы рассказываевте так это легко — так — раз! — вот человека отправили в монастырь, и он исцелился. Так а почему у Вас так легко это происходит, а у нас — нет? (Смеется.)
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, я бы не сказал, может быть, что это легко. Это определенное время было. Но я легко рассказываю, потому что я радуюсь, что это так получилось. Я это увидел, и иногда на меня тоже нападал какой-то страх — в смысле том, что человек пропадает, и я, может, не смогу ему ничем помочь. Думаю — человек далекий был от Бога, а как я ему сейчас докажу, если он уже больной, истину веры? Но когда человек слушает и хочет, он обязательно получит. Почему за Христом ходили тысячи людей, а исцелялись только два-три, немного? Потому что не верили. А если человек поверит — все, он получает.
А. Митрофанова
— Протоиерей Ярослав Дибач, настоятель храма Пресвятой Богородицы в городе Торревьеха, доктор богословских наук, сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы говорим о православии в Испании, о христианстве, даже так скажем, шире, в Испании и о тех особенностях, которые есть в этой стране и в менталитете людей. Отец Ярослав, а скоро у нас будет праздник Крещения Господня, Богоявления, как его более точно было бы, наверное, называть. Как выглядит этот праздник в Испании? У нас, традиционно, на реке, на пруду где-нибудь или на озере рубят крещальную купель, прорубь, и туда люди окунаются. Ну вот так, если брать этот традиционный антураж, а у Вас-то?
Протоиерей Я. Дибач
— У нас... Самое главное — это присутствовать на этой службе и на Крещении воды и получить эту благодать тоже, я говорю, по вере. Может быть, это не настолько главное — в прорубь окунулся, не окунулся, но тоже по вере дается. Если человек верит, он хочет, чтобы с ним была благодать, и с каким-то страхом Божьим делает, то это хорошо. Но здесь, конечно, хорошо, потому что есть... Хорошо в чем? Есть мороз и есть прорубь, и оно, может быть, более так нам привычно.
А. Митрофанова
— Ну, Вы знаете, кому как.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. В Испании по-другому, потому что там постоянно тепло. Даже вот дня три-четыре назад я летел из Испании, из своего города, у нас было 22 градуса тепла — люди купались. Ну, правда, вода холодная, не хочу сказать, что она теплая, но есть люди, которые в 18 градусов купаются. Я первый раз как приехал, я круглый год купался, для меня не была холодной вода.
А. Митрофанова
— (Смеется.) Вы никак не могли насытиться морем?
Протоиерей Я. Дибач
— Да. А водичку мы освящаем в храме. И освящаем на море.
А. Митрофанова
— На море? Я как раз ждала, что Вы что-нибудь подобное скажете.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Идем на море, бросаем... Там есть такая традиция — это традиция православных христиан Сербской православной церкви: батюшка бросает деревянный крест в море, и тогда прихожане, кто первый доплывет, и этот крест у него находится дома. Это такое Божье благословение. Ну, и я взял у владыки благословение, говорю: «Владыка, если...» Он говорит: «Ну, делай, как... Это хорошо, когда люди стремятся к этому». И мы делаем это иногда на море. Выходим на море, освящаем, берем чашу и освящаем, и окропляем море, так же самое — бросаем этот крест, и люди купаются.
А. Митрофанова
— Вы окропляете море?
Протоиерей Я. Дибач
— Да.
А. Митрофанова
— Но это же... Это потрясающе, с одной стороны, а с другой стороны, может возникнуть вопрос — они что там, с ума, что ли, все посходили — море освящать?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, Вы знаете, не было таких вопросов, и я никогда не слышал. За 15 лет такого не было, что они удивлялись. Они с радостью смотрят — и...
А. Митрофанова
— Вот испанцы! Вот у них, видимо, это действительно в крови! У них не было вот этой... У них нет вот этой драмы и вот этого внутреннего надлома, который есть у нас, когда у нас такой скепсис сразу пробуждается, и мы начинаем искать подвохи, думать, как человека подловить, сказать ему одно, другое как-то. У них этого, видимо, нет.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, да-да-да. У них этой хитрости — понимаете, вот как ходили фарисеи, книжники... Они хитростью подходили, и они не хотели верить — они хотели поймать Христа на чем-то. Ну как можно Бога поймать на чем-то? Они этого не понимали. А другие люди смиренно получали благодать и исцелялись. Так, я думаю, и испанцы. Они не хитрят. Ну, простота у них, хорошо так.
А. Митрофанова
— Да, они не хитрят — они раздеваются, прыгают в море и плывут за крестом — кто первый. Прямо так и вижу эту картину! (Смеется.)
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Ну, это не только... Наших много людей, я говорю. Там, в Торревьехе живет 15 тысяч наших людей.
А. Митрофанова
— Ну, это много.
Протоиерей Я. Дибач
— Это очень много!
А. Митрофанова
— Это много. И к Вам туда приходят, на это освящение, наверняка, не только те люди, которые прихожане Вашего храма, но и другие, наверное, да, на побережье?
Протоиерей Я. Дибач
— Многие, многие, да. На всем побережье.
А. Митрофанова
— Ну, а как они это воспринимают? Это для них как экшн какой-то, или все-таки они понимают, что в этом есть какой-то глубокий смысл?
Протоиерей Я. Дибач
— Нет, они понимают, что есть глубокий смысл. Да.
А. Митрофанова
— Вы с ними разговариваете?
Протоиерей Я. Дибач
— Просто для прохожего человека, который проходит, он, может, не понимает, потому что он проходил, он не увидел. А те, которые идут, те понимают, для чего и почему.
А. Митрофанова
— А вот я все-таки пытаюсь себе представить: вот человек доплыл до креста, который Вы бросили в море, он его принес, победил, получается...
Протоиерей Я. Дибач
— Победил. Да.
А. Митрофанова
— Дальше он его заберет с собой. А остальные?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, а остальные — принимали участие. Да.
А. Митрофанова
— Искупались в освященном море на Крещение.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Для спортсменов тоже, как бы сказать, многие принимают участие, а побеждает один. Ну, они принимали участие — это тоже большая радость.
А. Митрофанова
— Ага. Самые отважные, самые быстрые. Самые пираты, в каком-то смысле, наверное. (Смеется.)
Протоиерей Я. Дибач
— Да. В каком-то смысле. (Смеется.)
А. Митрофанова
— Отец Ярослав, а когда Вы возвращаетесь сюда, в Москву, Вас, наверняка, спрашивают про то, ну как Вы там, ну что Вы там, не нужно ли Вам чем-то помочь. А что Вы людям отвечаете? Ведь у Вас же там так все, вроде бы, хорошо, замечательно, прекрасно, с одной стороны.
Протоиерей Я. Дибач
— Все хорошо. Слава Богу, я всегда благодарю Бога за все. Ну, немножко проблема одна — то, что хотелось бы свой храм, с куполами, все. И вот мы сейчас подписали договор — выкупить землю, практически, в центре города. Земля, с одной стороны, недорогая — 140 тысяч плюс 10, переоформление — 150 тысяч. Это надо отдать до конца апреля. Ну, как-то я рискнул, с Богом, не знаю... Подписали контракт. Я сказала, что отдам деньги.
А. Митрофанова
— И Вы их ищете?
Протоиерей Я. Дибач
— А теперь я их ищу, да. Ну, я думаю, Господь пошлет.
А. Митрофанова
— Помогай Бог.
Протоиерей Я. Дибач
— Есть добрые люди — и в Торревьехе живут, и в других городах Испании. Потихонечку, с миру по нитке — и бедному рубашка. Да, было бы очень хорошо. Я уже заказал деревянный храм, все, красивый привезут. Но пока проблема. Вот что бы я хотел — это построить храм. Это моя мечта, с детства, причем.
А. Митрофанова
— С детства?
Протоиерей Я. Дибач
— С детства, да.
А. Митрофанова
— А как это — с детства?
Протоиерей Я. Дибач
— Я вырос в православной семье, папа и мама... И с шести лет, насколько я уже помню, я ходил в храм — если не с папой и с мамой, то с соседями.
А. Митрофанова
— Папа у Вас серб?
Протоиерей Я. Дибач
— Да. И постоянно я ходил в храм. Конечно, иногда были минуты такие слабости зимой — в храм надо было идти практически семь километров. Представьте себе, что такое в снег, мороз или слякоть семь километров по деревне идти в храм?
А. Митрофанова
— Я с трудом себе это представляю.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. И мама меня заставила просто. Я иногда, бывало, хочу спать: «Мама, ну я еще пять минут, пять минут». Она говорит: «Нет, сынок, вставай. Бог видит твои пять минут и обидится. Не надо». И она меня человеком воспитала. И меня с детства все в школе... дали мне такое прозвище — «Попик». При советской власти... Да, меня иногда из школы выгоняли за то, что я всех ребят сплотил и — «давайте пойдем в храм». Они боялись: «Ну, а как? Там же стоят возле храма учителя». Я говорю: «Чего Вы переживаете? Вы должны бояться Бога. А люди есть люди — они сегодня так делают, завтра по-другому будет». И я с детства любил Бога и ходил в храм. И мой жизненный путь интересный, конечно, потому что учился я в школе, потом институт закончил, и музыкальное образование у меня есть. Но работал в Сибири на нефти, работал на приисках в Якутии. Я всегда жил с Богом, я всегда молился. Я приходил с работы — у меня всегда был уголочек, иконочка и «Молитвослов». Надо мной смеялись, и анекдоты, и все — ну, я к этому относился так... Я знал, что человек... Как бы не было, они все придут к Богу. Я переводил в шутку все, я никогда не обижался, да, слава Богу. И вот моя мечта была — построить храм. Ну, как-то не получалось здесь, приехал в Испанию. Не знаю, получится... Если Бог даст здоровья и хороших людей, которые помогут, с Богом.
А. Митрофанова
— Вы сейчас рассказывали про то, как Вы, будучи ребенком, семь километров по снегу в мороз и под ветром шли по утрам в храм на службу, и я подумала: вот Вам сейчас... Это Вы тогда аванс внесли определенный, труд приложили, поэтому теперь Вы живете в Торревьехе, между морем и озером город, если можно так сказать, зажат, и у Вас там с одной стороны одна вода, с другой стороны другая вода и постоянное солнце, и зимой плюс 22 градуса. Вот что значит в детстве «заработать бонусы». (Смеется.)
Протоиерей Я. Дибач
— (Смеется.) Спасибо Вам, что Вы это увидели! Да.
А. Митрофанова
— Конечно, это так, в полушутку, но мне кажется, что вполне серьезно...
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, может быть, да. У Бога не пропадает ничего и ничего просто так не бывает.
А. Митрофанова
— Вы знаете, мне очень нравится это выражение — «Господь никогда не остается должником».
Протоиерей Я. Дибач
— Да.
А. Митрофанова
— Вот, может быть, это про это тоже.
Протоиерей Я. Дибач
— Да, сто процентов.
А. Митрофанова
— А когда Вы сказали про то, что хотели бы построить православный храм в Торревьехе, а как там люди к этому отнесутся? Все-таки они католики, это чуждая им... ну, не чуждая, конечно, они очень дружественно относятся к православным, но все равно это другая культура.
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, есть сейчас храм, построенный в Мадриде, есть в Алтее — 120 километров от нашего города. Но они сначала ходят, как на экскурсию смотрят, да. А со временем сами приходят на службы.
А. Митрофанова
— Да.
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Стоят, хотя не понимают, но они... Я вот спрашивал, говорю: «Ну Вы же не понимаете проповеди, например. Я вот рассказываю проповеди на русском языке. А они говорят: «Батюшка, мы на тебя смотрим, и нам Господь доносит». Да. «Мы знаем, про что Вы говорите».
А. Митрофанова
— Отец Ярослав, а по поводу каких-то там пикетов протеста, акций протеста, оскорбления чувств верующих?
Протоиерей Я. Дибач
— Нет, нет.
А. Митрофанова
— Ничего нет? То есть Вы вот так, там посреди города строите православный храм — и ничего?
Протоиерей Я. Дибач
— Да, ничего. Они это воспринимают, как приехал народ, и своя культура, свое все. Тем более, православие для них — они уже много узнали, они видели, что и власти также самое, видят, что мы учим любви, доброте, прощению. Никаких заметок наших православных христиан, что они что-то там нахамили, что-то сделали неправильно и так далее. Они бы, может быть, и препятствовали, но так как они видят, что мы стараемся все делать с любовью, как и они... Они и рады. Они даже, власти, говорят: «Батюшка, мы за тобой следим уже не один год и видим, что твои прихожане очень себя аккуратно, послушно ведут».
А. Митрофанова
— Это Вам власти говорят городские?
Протоиерей Я. Дибач
— Да. Они так и сказали: «Мы за Вами следим, Вы не думайте!»
А. Митрофанова
— (Смеется.) Интересно! Для того, чтобы...
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, учим народ, конечно. Учу любить, учу прощать. Я говорю: «Понимаете, мы на чужой земле, мы не можем качать там свои права, то есть в чужой монастырь со своим уставом не иди». И так же самое и туда мы приехали, прошу людей, и люди наши молодцы. Я очень благодарен Богу, что они поверили в Бога там, и они себя ведут очень прилично, как подобает православному христианину.
А. Митрофанова
— А вот все-таки это типичная история, что когда человек из нашего, постсоветского пространства, оказывается на чужбине, то там, если, допустим, здесь он мог в храм не ходить, просто потому что у него потребности такой не возникало, то, оказавшись где-то далеко, он начинает в эту сторону, во всяком случае, как-то смотреть?
Протоиерей Я. Дибач
— Да, появляется проблема там иногда. Там, если нету работы, это проблема. Здесь можно пойти к папе, к маме, есть свой дом, свои стены, а там ничего нет. Если ты не работаешь — все. У тебя завтра не будет, чем оплатить квартиру, послезавтра — не на что учить детей, послезавтра ты уже не будешь ездить на машине на работу, потому что нечем заправить, страховка и так дальше. То есть, вроде бы как, обрывается все. И тогда люди начинают задумываться. И приходят в храм, сначала спрашивают: «У Вас есть работа?» Я говорю: «Ну, пока такой нет, но спрашивайте, приходите в воскресенье — людей много, друг другу давайте помогайте». Они приходят, а потом говорят: «А кому молиться?» Ну, и я им говорю: «Святителю Николаю, Спиридону Тримифунтскому особо. И нашим святым — Сергию Радонежскому, Матрёнушке Московской». Это для меня удивительное чудо. Я тоже приезжаю — и в первую очередь иду к Матрёне. И она мне помогает всегда, во всем.
А. Митрофанова
— А я знаю, что есть в городе Лионе святой VI — VII веков, то есть Неразделенной церкви, по-моему, его зовут святитель Иероним Севильский, который тоже очень такой популярный святой на территории Испании и чуть ли не, простите, покровителем Интернета его считают, потому что он был первым энциклопедистом, то есть человеком невероятного образования, который знал столько, сколько вообще среднестатистический человек знать не может. Что-то известно Вам про него? Как к нему относятся?
Протоиерей Я. Дибач
— Ну, как... Испанцы — они уважают, и любят, и ценят святыни. И святых людей у них много тоже, потому что было много мучеников за дело Испании. Но сейчас этот вопрос поднимает схииеромонах Николас. Он испанец, и, так как он и журналист, и редактор, и историк, он молодец, и он сейчас говорит: «Ну, батюшка, давай я напишу сначала книгу обо всех, а потом мы будем уже говорить». Потому что есть разные источники, откуда он берет это... Он говорит: «Ну, сейчас мы не можем так все точно. А когда мы уже опишем жития святых, тогда мы можем поговорить». Сейчас он это делает, и...
А. Митрофанова
— Кстати, замечательная работа, когда проводят такое поисковое... или исследование даже, а потом объединяют всю эту информацию в книгу... Потому что люди, которые приезжают в Испанию, не имея такой информации на руках, видят уже не совсем ту страну, которая, там, знаете, просто апельсиновый рай, бананы-лимоны, море, солнце, жизнь прекрасна...
Протоиерей Я. Дибач
— ...и вода, да. (Смеется.)
А. Митрофанова
— (Смеется.) Да-да. Они видят... Какая-то уже, знаете, такая глубина появляется. Это какое-то другое измерение — благодаря вот таким исследованиям и знаниям.
Протоиерей Я. Дибач
— Это, если можно так сравнить, когда ребенок один сидит дома, у него одна радость, а когда приходят мама и папа домой, у него двойная радость. Так же самое и наши люди — когда... Даст Бог, я сам хочу написать книгу о святых и о святынях Испании, и я уже над этим думал, и не один раз. Думаю, что буду писать уже скоро. И когда эта книга попадет к нашим людям, им будет намного легче узнать, что, где, как и какую оно имеет духовную ценность. И им будет уже двойная радость, как ребенку.
А. Митрофанова
— Спасибо Вам огромное за этот разговор! И я надеюсь, что все получится у Вас и со строительством храма, и с выкупом земли, прежде всего. Ну, и с книгой!
Протоиерей Я. Дибач
— Будем молиться, да! Если есть такая возможность, минуточку — хочу Вас поблагодарить очень и весь наш православный народ поздравить с Рождеством, с Богоявлением, с Новым годом и пожелать нашим людям этой верности, доброты, любви, прощения и благодарения. Чтобы у них всегда это было и в душе, и в доме, и где они находятся — в пути, всюду. Пусть Бог благословит их всех.
А. Митрофанова
— Протоиерей Ярослав Дибач, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Торревьеха в Испании, доктор Богословских наук, был в нашей студии. Программу для Вас провела я, Алла Митрофанова. Спасибо! До свидания!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер