

Праотец Авель. Фреска из Роджественского собора Ферапонтова монастыря.
Фото: http://www.dionisy.com/
Библейский сюжет о братьях Авеле и Каине с древних времён волнует писателей и поэтов, заставляя задуматься о причинах самого первого кровопролития в истории человечества.
Драму «Каин» английский поэт Джорж Гордон Байрон написал в 1821 году. Автор обозначил жанр произведения, как «мистерия» — в Средние века так называли пьесы на сюжеты из Священного писания.
В основе байроновской драмы лежит известная история о сыновьях Адама и Евы — Каине и Авеле.
Первые люди, изгнанные из рая на землю, помнили о своём Творце. Они беседовали с Богом, обращая к небу свои молитвы и совершая на кострах жертвоприношения.
Драма Байрона «Каин» начинается с благодарственной молитвы, которую Адам, Ева и их дети обращают к Творцу.
Горячо, искренно молится вместе с родителями Авель, младший сын Адама.
Иегова! Ты, кто разделил стихии
На землю, воду, воздух и огонь,
Кто, сотворив светила дня и ночи,
Создал и тех, которые могли бы
Любить тебя, любить твои созданья,
И ликовать — хвала, хвала тебе!
Лишь только старший из адамовых сыновей — гордый, самолюбивый Каин — не желает ни перед кем преклонять колени.
Каин занимался земледелием, а Авель разводил домашний скот. Однажды на поле Авель решил принёсти жертву Богу в знак любви и благодарения. Он стал смиренно упрашивать и старшего брата совершить жертвоприношение, сумев найти нужные слова.
Я был бы нечестивый
Сын нашего великого отца,
Когда б не почитал тебя, как младший,
И не просил тебя пред алтарём
Главенствовать, как старшего.
Каин принёс в жертву Богу плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада.
В драме Байрона благодарственная молитва Авеля звучит как гимн Творцу от лица всех живущих на земле людей.
О Боже!
Ты, кто вдохнул в нас дуновенье жизни,
Кто создал нас, благословил и не дал
Погибнуть чадам грешного отца,
Которые погибли бы навеки,
Когда бы правосудие Твоё
Не умерялось благостью Твоею
К великим их неправдам! Боже вечный,
Даятель жизни, света и добра,
Единый вождь, ведущий всё ко благу
Своею всемогущей, сокровенной,
Но непреложной благостью! Прими
От первого из пастырей смиренных
Сих первенцев от первородных стад...
Авель совершал жертвоприношение с благоговением, от чистого сердца, и Бог принял его жертву: дым от неё вознесся к небу.
Дым от костра Каина стелился по земле. Это означало, что Господь отвергал жертвоприношение, сделанное формально.
Увидев это, как говорится в Библии, «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».
В драме Байрона на библейский сюжет добрый, кроткий Авель перед смертью обращается к Богу с просьбой простить Каина за грех убийства. В его последних словах — прощение и желание мира.
О Боже Сил! Прими мой дух смиренный
И отпусти убийце: он не ведал,
Что делает. Брат Каин, дай мне руку —
Дай руку мне...
Прощение врагов означает победу добра над злом. В образе Каина Байрон выразил дух отрицания, гордости, присущий современному ему обществу, а в образе Авеля — стремление человеческой души к Богу, а значит — к добру и любви.
«Отче, прости им, ибо не ведают, что творят», — много лет спустя скажет пригвождённый ко Кресту Христос, а потом их будут повторять христианские мучники разных веков.
В драме «Каин» Байрон следует христианской традиции, согласно которой Авель почитается как праведник и первый в истории человечества мученик, пострадавший за любовь к Богу.