Бывает, встречаются люди, которые никогда прямо не отвечают на вопросы. Спросишь их, там, что-нибудь «Поможешь мне картошку выкопать?», а они: «Посмотрим (по погоде, по настроению, ещё по чему-нибудь)». Или: «Выручай! Отвезти завтра родственника в аэропорт?» – «Посмотрим, ладно? Завтра видно будет». И всё в таком духе. Ничего определённого.
Конечно, хоть раз мы все изредка прибегали к подобным ответам-обманкам. Но когда человек привыкает так отвечать всегда, другим бывает с ним очень тяжело общаться. Ведь его «Посмотрим» – это пустой звук. Мы можем ждать, надеяться, напоминать такому человеку, чтобы он всё-таки «посмотрел», но в любой момент можем услышать: «А я ничего не обещал». И он действительно ничего не обещал. Но и не сказал «Нет». И это «Посмотрим» очень часто расшатывает отношения между людьми. Ведь сначала коммуникация становится сложной, потом – осторожной, а, через какое-то время (и обычно это происходит очень быстро), с человеком просто не хочется общаться. Не хочется из-за его «без-ответственности».
В медицине состояние человеческой души, когда не хочешь принимать на себя ответственность, называется инфантильностью. А в православии – это звучит как «утрата духовной очевидности». Потому что нежелание ни за что отвечать просто противоречит всем законам церкви, которая, по сути, всю нашу жизнь и ведёт нас только к ответам.
Мне очень нравится на эту тему читать второй том старца Паисия Святогорца: то место, где батюшка говорит о человеческих крыльях. О том, что одно наше крыло – это воля Божия, а другое – воля человеческая. И, если мы думаем летать (то есть жить по-Божьи), то нам необходимо работать обоими крыльями. «Если, – говорит отец Паисий, – воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а вместо этого летит кувырком». И именно кувырки и напоминает со стороны желание избежать ответов на заданные вопросы – ответов за слова. Но, в конце-то концов, отвечать всё равно придётся. Не в этой жизни, так в следующей. И поэтому, с любой стороны, здесь нам даже «выгоднее» летать на двух крыльях, чем кувыркаться на одном и повторять неопределённое «Посмотрим». Слово, в сути которого и смотреть-то, в общем, бывает не на что.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема