У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Римлянам и к Галатам, как и в каких обстоятельствах они были написаны и чем важны для нас сегодня.
Константин Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Эта программа продолжает цикл наших бесед, которые на этой неделе на Радио ВЕРА идут в этом часе «Светлого вечера» с 8-ми до 9-ти. Мы на этой неделе беседуем о посланиях апостола Павла, о конкретных текстах, читаем, комментируем, размышляем над какими-то местами, самыми важными, или самыми интересными, или, может быть, непонятными. Сегодня поговорим про послание к римлянам и послание к галатам. У нас сегодня в гостях протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове. Добрый вечер.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Добрый вечер.
Константин Мацан
— Сегодня у нас с вами задача едва ли не неподъемная, потому что важнейшие послания — ну, у апостола Павла все послания важные — но вчера мы говорили про два самых хронологически ранних послания фессалоникийцам. Они очень теплые дружеские, с какими-то моральными обличениями фессалоникийцев, а послания к римлянам и к галатам принято иногда брать вместе, потому что темы пересекаются, и мы об этом сегодня поговорим. И это очень серьезные богословские тексты, где много-много о вере, о Законе, о благодати, о свободе. Поэтому есть в истории мысли случаи, когда богословы писали многосотенстраничные труды по одному посланию апостола Павла к римлянам. Но нам сегодня с вами надо за 50 минут поговорить о двух, ну, попробуем. Самый первый общий вопрос. Эти два послания какое место в корпусе посланий апостола Павла занимают, в чем их особенность?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Послание к римлянам — это, скажем, сумма богословия апостола Павла, на мой взгляд. Послание к галатам, хотя его было бы неправильно определить какой-то одной темой... Но в послании к римлянам апостол Павел обращается к образу Авраама, его отношении с Богом, как доказательствам того, что спасение происходит не через Закон, а через веру и обетование Божие, которое Господь изрек Аврааму до дарования Закона, обетование о пришествии семени, потомка Авраама, обетование пришествия Мессии. Апостол Павел уделяет рассуждениям о вере Авраама место в одной из глав послания к римлянам, хотя тогда глав не было еще, когда он писал. Такое ощущение, что послание к галатам, понятно, что оно написано на злобу дня, потому что галаты просто стали уклоняться в иудаизм, пытаться совместить христианство с иудаизмом. Вроде как такой частный случай, но получается, что это более подробный комментарий к рассуждениям апостола Павла о вере Авраама в послании к римлянам. Хотя послание к галатам очень важно, потому что там очень много интересных сообщается автобиографических сведений. Апостол Павел говорит там о многих эпизодах своей жизни, которые не вошли в книгу Деяний святых апостолов, этим она тоже интересна. Самое главное, что именно в послании к галатам апостол Павел особым образом раскрывает свою уникальную дерзновенную роль в истории христианской проповеди. Он говорит, что, друзья, принимайте, не принимайте это, но я получил то, что проповедую, не от людей, а напрямик через откровение от Иисуса Христа. Это, конечно, исключительное положение среди других апостолов, и в истории Церкви что-то подобное не повторялось больше.
Константин Мацан
— Это и восхищает. Я помню, в одном интервью один очень знающий ученый, церковный иерарх сказал, что апостол Павел это тот человек, который показал всему миру, что христианство есть новая религия. Что это не просто некий извод иудаизма, а что-то новое совершенно пришло, многие вещи переосмыслил, сказал впервые. Когда задумываешься, что, действительно, апостол Павел стал христианином в виду особого мистического опыта, откровения, встречи со Христом по дороге в Дамаск, не ходил со Христом по Палестине, не видел Его ходящим по земле. Чтобы эта вся полнота, глубина мысли христианской открылась именно этому человеку, это восхитительно. Давайте чуть-чуть поговорим для начала про сам контекст. Мы знаем, что апостол Павел часто писал послания тем общинам, которые он же и образовал. Например, в Фессалониках. Но, насколько я понимаю, с римлянами и с Галатией другая история. Почему Павел им решил писать?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Скорей всего, Павел еще не был в Риме до того, как писал послание к римлянам. Видно, что он посылает это письмо из района Коринфа, Кенхреи, и передает даже его через одну из служительниц, диаконисс Кенхрейской Церкви. Но я считаю, что апостол Павел принимал участие в образовании Галатийской Церкви, потому что Галатия это провинция Малой Азии.
Константин Мацан
— Сегодня это Турция.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, сегодня это Турция. Надо понимать, что есть провинция Галатия, а есть галаты как кельтский народ, который в свое время обосновался в малазийском полуострове. Из-за этого в библейской науке есть, скажем так, разные точки зрения, кого он имел в виду: жителей провинции или немножечко другой регион. Поэтому есть южногалатийская теория и северогалатийская теория. К вероучительному содержанию это большого отношения не имеет. Но поскольку апостол Павел неоднократно проходил с проповедью через Малую Азию, все три путешествия его миссионерских затрагивали Малую Азию, поэтому он все-таки принимал там участие. Да и в самом послании к галатам он говорит, что если кто-то другой вам что-то будет говорить, другое какое-то Евангелие, иное благовестие, не то, что мы вам тогда проповедовали, да будет анафема.
Константин Мацан
— Заговорили мы уже про тему Авраама, настолько важную. Давайте, во-первых, напомним, кто такой Авраам, почему именно в связи с ним возникает тема веры у апостола Павла? Вы кратко упомянули, что галаты едва ли не уклонялись обратно в иудаизм. В чем была для апостола Павла необходимость обличить это уклонение в иудаизм? Чему это не соответствовало в том христианстве, которое создавал, по сути, апостол Павел?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Авраам за 3 тысячи лет до Рождества Христова заключил Завет с Господом. Когда Господь потом обращается к своему народу или к Моисею: «Я Бог Авраама и Иакова», — то есть как бы говорит, Я Бог, который заключил Завет, договор с Авраамом, Исааком и Иаковом. Это все конкретные личности, это очень важный момент. В жизни Авраама был очень важный момент, когда он, оставив все, просто пошел за Господом, Который обещал его поселить в какой-то земле потом. Парадоксальным образом он за Господом ходил всю жизнь, но этой земли не наследовал. Не получив обещанную Господом землю себе во владение, он, умирая, не потерял веру в Бога. Мы на каком-то коротком отрезке теряем веру в Бога, когда Господь нам явным образом в жизни не помогает. А Авраам стал свидетелем того, что Господь не исполнил в буквальном смысле того обещания, которое ему дал, и Авраам на пороге смерти не разочаровался в Господе. Удивительно. Я уж не говорю, обычно приводят в пример жертву Исаака, но я хочу обратить внимание именно на это. Поэтому апостол Павел называет Авраама отцом всех верующих, по-настоящему верующих. Следующий момент. Апостол Павел делает акцент совершенно на другом. Если иудеи делали акцент на этих аспектах Завета, как дарование Закона Моисеева, апостол Павел зрел в корень. Он говорит: смотрите, Аврааму Господь предсказал, что придет потомок Авраама, через которого все племена земные получат благословение, читай — спасение. Павел, кстати, что в послании к римлянам, что в послании к галатам, делает неумолимый вывод на основании истории: друзья, Господь обещал пришествие Спасителя до дарования обрезания и до дарования Закона. Значит, оно должно обязательно исполниться и оно важнее, чем обрезание и Закон. Поэтому сейчас этот Спаситель пришел, Он исполнил обещанное Господом Аврааму, а именно благословил, то есть спас всех людей, поэтому времена обрезания и Закона уже прошли. А галатов какие-то люди смущали: есть такая великая ветхозаветная иудейская традиция, она такая богатая, она такая удивительная, там такие интересные есть законы. Во-первых, красивый и интересный язык, неплохо бы его выучить, чтобы читать Священное Писание на языке оригинала. Я немножечко сейчас, конечно, утрирую. Слово Божие вечно, раз сказал Господь обрезаться, значит, надо обрезываться. Сказал соблюдать кашрут, значит, надо соблюдать кашрут. Казалось бы, что в этом плохого-то? Проблема в том, что они обличали сами себя. Скорее всего, приблизительно как когда-то в Антиохии, что спровоцировало Первый апостольский Собор, эти люди тоже говорили: друзья, вообще-то по-хорошему если не станете обрезываться, скорее всего, не спасетесь. Иначе зачем бы им настаивать на всем этом. Что получается? Если крещение — это смерть и воскресение со Христом, то есть приобщение к подвигу Христа. Я принимаю крещение, соединяюсь со Христом, Который умер и воскрес и совершил вот это спасение, и тут мне кто-то говорит, что в принципе для спасения нужно еще и обрезаться, да еще хорошо бы пищу делить на чистую и нечистую.
Константин Мацан
— Соблюдать весь иудейский Закон, ритуал, в общем-то быть иудеем.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, получается, что тогда того, что совершил Христос и к чему я приобщился через таинство крещения, не достаточно для спасения. Поэтому в смысле возвращения к иудейской обрядности даже оно било в самое сердце христианства.
Константин Мацан
— Небезобидная вещь, некое предательство того, что сделал Христос, отказ, обесценивание того, что сделал Христос.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Совершенно верно, обесценивание, предательство и, как апостол правильно говорит, иное Евангелие. По сути дела, это такое «иудеи за Иисуса», есть такое современное течение, многовекторное, то есть такой реформированный иудаизм.
Константин Мацан
— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». На секунду перекинем мостик из текста посланий апостола Павла к сегодняшнему дню. Часто в разговорах о вере, о церковной жизни, когда возникает современная оппозиция веры и обрядоверия с другой стороны, приводят слова апостола Павла про веру, как некое личное непосредственное живое отношение с Богом. Отношение любви и благодати и того самого иудейского Закона, который воспринимается, как просто нужно механически исполнять какие-то вещи, а что у тебя в душе, не очень важно. И ты уповаешь на то, что ты от сих до сих исполнишь, то все у тебя будет хорошо. Насколько такое совмещение современной проблематики и того, о чем пишет апостол Павел, корректно?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Мне кажется, это в целом свойство человеческого религиозного мышления. Потому что откуда вообще происходит слово религия? В этом смысле когда апостол Павел сказал, что Христос принес новую религию в том, что это было действительно новое слово в религии, поэтому христианство, как протоиерей Александр Шмеман очень хорошо говорил, это не религия.
Константин Мацан
— Это откровение Самого Бога.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, совершенно верно. Религия в самом древнем благочестивом римском смысле этого слова — это принятие на себя обязательств. Есть такое римское выражение, что будь нежен с матерью, но будь сдержан в присутствии отца. И там стоит глагол «религаро», то есть знай свои границы. Религия — это обязательства в отношении богов. Это потом уже религиоведы придумали возвышенное значение, связь с Богом. Ничего подобного.
Константин Мацан
— Интересно. Это Августин так трактовал слово «религия».
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, извините, я ничего против не могу, это прекрасное, возвышенное толкование в христианском духе. Но в древнем Риме, во времена апостола Павла никто так возвышенно, как христианские богословы — спасибо, что вы мне на это указали, я с этим изречением Августина не был знаком — не толковали. Да, и у человека есть свойство сводить веру все-таки к исполнению формальных действий. Я сейчас отнюдь не говорю про этическую, нравственную борьбу, которая в сердце христианина развивается. А представьте себе, если бы кто-нибудь из наших священников проповедовал спасение через устав иерусалимский, например. Вот это было бы очень близко к иудаизму. Исполняй Иерусалимский устав или студийский, к примеру, и спасешься.
Константин Мацан
— Давайте, посмотрим какие-то темы послания к римлянам. Может быть, возьмем какие-то известные выражения, которые в этом послании есть, которые даже те, кто нечасто перечитывают текст посланий, так или иначе, имеют на слуху, но просто даже из культуры. Например, «Нет власти не от Бога». Это выражение такое, которое в послании к римлянам, очень много разных трактовок у этих слов. В каком контексте оно там сказано, и как его понимать в том смысле, в котором его написал апостол Павел?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Сразу, чтобы наши слушатели имели возможность все, что мы скажем, проверить и перепроверить и даже расширить свой горизонт. Мне кажется, что когда святитель Феофан, он же в затворе писал комментарии на послания апостола Павла, к посланию к римлянам, мне кажется, он отнесся с наибольшей тщательностью. Обязательно прочитайте, потому что святитель Феофан, с одной стороны, как компилятор выступал разных мнений. С другой стороны, он предлагал некую собственную аналитику. Поэтому это очень здорово. Самое базовое объяснение — это то, что принцип власти на земле установлен Самим Господом. Я от себя добавлю, как некое неизбежное и полезное зло, как то, что мирскими способами, но, тем не менее, наводит порядок в той среде, которая может превратиться в полный хаос. Но поскольку абстрактной власти не существует, это изречение нельзя понимать абстрактно, потому что апостол Павел говорил конкретно о римской власти. И когда он говорил, «нет власти, аще не от Бога», он имел в виду различного рода представителей власти, каковых было множество, целая иерархия в самом Римском государстве. Поэтому надо не только к императору апеллировать, но и любого римского начальника, в том числе, прокуратора Иудеи надо слушаться именно в той части его требований, которые справедливы и разумны.
Константин Мацан
— Хорошо, спасибо.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Есть неверное объяснение этого, на мой взгляд.
Константин Мацан
— Давайте, неверное.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Когда предлагают такой перевод, что, мол, это надо переводить, как то, что не от Бога, то и не власть.
Константин Мацан
— А в чем разница принципиальная?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Что если Господь эту власть учредил, благословил, тогда она от Бога. А ту власть, которую Господь не учреждал, не власть православного монарха, она и не от Бога. Во-первых, это некое насилие.
Константин Мацан
— Над текстом.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Над языком есть здесь, на мой взгляд, может быть, со мной кто-то поспорит. Но и конечно, это игнорирование контекста. Христиане спрашивали — это же не просто так — апостола Павла: как нам относиться к Кесарю-язычнику? Вот вам ответ.
Константин Мацан
— Он говорит: это неизбежное, но полезное зло.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Это я от себя добавил.
Константин Мацан
— Ну, понятно. Я еще один, даже не перевод, а некую интерпретацию встречал, правда мне кажется, она еще большее насилие над текстом. Что только тот правитель, который от Бога по своим нравственным качествам, потому что чтит Божьи заповеди, тогда он от Бога и тогда он власть, которую должно уважать. А вот если он поступает в чем-то противно Божьим заповедям, то тогда он и не власть и тогда его можно свергнуть, например.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Вполне себе христианское оправдание революции и государственного переворота.
Константин Мацан
— Хорошо. Еще одно место, давайте это процитирую. Это 8-я глава, 26-й стих послания к римлянам: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Я почему к этим словам обращаюсь? Меня в свое время просто потрясла эта мысль у апостола Павла и у комментатора, которого я читал, что мы вообще-то молимся не сами. «Если я думаю, что я молюсь сам по своим каким-то силам, по своей воле, то я заблуждаюсь. Молитва есть действие Творца в сердце твари, в сердце сотворенного человека. Дух Святой как бы в нас молится». Как это дивно. Как это странно, но как это правдиво. Как в вас это отзывается?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, я понимаю, очень хорошо вас понимаю. В свое время, когда я прочитал — честно говоря, когда я читал текст, как-то не очень понял — а когда начал читать святоотеческие комментарии, это навсегда перевернуло мое отношение к молитвам.
Константин Мацан
— У меня то же самое.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Я молитвы воспринимал, что вот я, и я Господа куда-то зову, к Нему взываю, а Он где-то там, как радиотелескоп посылает какие-то сигналы во Вселенную. Оказывается, нет. Оказывается, Дух Божий, которого мы имеем благодаря таинству миропомазания, в нас живет, это основа христианской теоцентрической антропологии, человек без Духа Божия — не человек. Это то, что нас отличает от обезьян и прочих животных. Оказывается, этот Дух, когда мы молимся, молится вместе с нами, обращаясь к Богу Отцу. Мы никогда в молитве не одиноки, присутствие Божие уже в самой молитве и есть. Мы не ждем какого-то результата, а молитва... До меня только тогда дошло, что в молитве главное сам процесс, а не ее результат.
Константин Мацан
— В этом месте, в этом же стихе в Синодальном переводе слова «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» поэтично сказано, несколько архаично. А я в одном переводе современном русском, это был перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева), такую встретил фразу в этом же месте, иной перевод: «ходатайствует воздыханиями, которые выше слов». Неизреченные — то есть выше слов. Действительно, мы не все можем словами сформулировать и молитва это такое состояние, такое деяние, когда превышает слова, но она реальна, но слов не хватает, чтобы выразить ее, что она есть.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да. Вы правильное сделали примечание. Во-первых, там стоит стеногмойес от слова стенание. Стеногмойес алали, лалео — говорить. Действительно, которыми невозможно...
Константин Мацан
— Их выразить невозможно. Сформулировать нечем.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, выразить невозможно. Очень точное замечание. Давайте, может кому-то это пользу принесет. Бывает такое, что человек не может выразить свою просьбу словами в своей молитве, хотя нужду чувствует, а потом думает, что я Богу не все рассказал, не все донес. А поймет ли Он меня, исполнит ли Он мою просьбу? Оказывается, не нужно об этом беспокоиться, потому что испытующий сердца, наши сердца, знает, какая мысль у Духа, потому что Он единосущен Духу, и не надо переживать, что Бог нас не так понял.
Константин Мацан
— Для протокола заметим, что та же самая мысль буквально, почти теми же слова, это 4-я глава послания к галатам, 6-й стих: «Бог послал в сердца ваши Духа, вопиющего: „Авва, Отче!“». Та же мысль есть и в послании к галатам. Раз мы сейчас перекинулись на секунду к посланию к галатам, еще одно место, которое лично для меня в свое время сыграло просто едва ли не ключевую роль для обращения от равнодушного гностицизма к религиозной вере. Это слова из 2-й главы, 19-20-й стихи к галатам. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Вот это близко к тому, что мы только что говорили? Как в вас эти слова отзываются?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, потому что мы же понимаем прекрасно, что в нашем сознании есть разделение. Оно, с одной стороны, правильное, поскольку Троица — это три Божественные ипостаси. Но с другой стороны, само действие Святой Троицы неразделимо. Поэтому Духом Божиим Христос вселяется в нас, как Духом Святым совершается евхаристия, и хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, духом Святым совершается таинство крещения, мы соединяемся со Христом. То же самое в молитве Дух, оказывается, ходатайствует, Он эту жизнь Христову в нас поддерживает, возрождает. Он имеет прямую связь с этим, совершенно верно.
Константин Мацан
— «Я сораспялся Христу», — говорит апостол Павел. Как это понимать, что такое сораспяться Христу?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Давайте вспомним, у нас есть первый мученик христианский Стефан. Когда его побивали камнями, он говорил...
Константин Мацан
— А апостол Павел стерег одежду его, будучи еще гонителем христиан на тот момент.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, хорошо, что вы это вспомнили. И когда Стефан умирал, он говорил: «Господи, в руки Твои предаю дух мой». И молился о своих убийцах: «Не вмени им греха, ибо не ведают, что творят». Ведь он повторял все слова Иисуса Христа. Это богословие христианского мученичества, что мученичество — это не акт гражданского мужества. Коммунисты тоже за свои убеждения жизнь отдавали. А это подражание смерти Христовой. Апостолу Павлу только надлежало пострадать потом, в конце своей жизни, но он претерпел невероятно много скорбей, в том числе и физических скорбей за проповедь Христову. Его камнями до смерти забивали, он только чудом остался жив. В Листре это было во время первого миссионерского путешествия. Действительно, он имел право говорить, что страдания, которые он претерпел за дело проповеди, Христос страданиями в него вселился. В этом смысле «я с ним сораспялся» — все, что я терплю и страдаю, я с Ним вместе страдаю и терплю.
Константин Мацан
— Мы вернемся к этому интереснейшему разговору после небольшой паузы. У нас сегодня в гостях, напомню, протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии. Не переключайтесь.
Константин Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. У нас сегодня в гостях протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовой академии. Мы сегодня говорим о посланиях апостола Павла в рамках цикла программ о посланиях апостола Павла на этой неделе, в часе с 8-ми до 9-ти. Сегодня в фокусе нашего внимания послание к римлянам и послание к галатам. Мы говорим об их самых интересных или каких-то трудных местах. Вопрос о трудном месте. Это все, что в послании к римлянам говорится о предопределении. Тема, сыгравшая роковую роль потом в истории мысли, потому что, например, возникновение протестантизма из католицизма было, в том числе, связано с рефлексией о предопределении. В кальвинизме это стало очень важной мыслью, что есть те, кто к спасению Богом заранее, как бы от рождения и от замысла о мире предопределен, а другие не предопределены. Тогда возникает большой ряд вопросов, почему же Бог есть любовь, если он кого-то заранее предопределил к погибели. Большая богословская тема, сейчас она нас не волнует исторически. Но что об том писал апостол Павел? В каком контексте это нужно прочитывать?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Можно прочитать, чтобы услышали эти слова. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал (то есть соделал праведными), а кого соделал праведными, тех и прославил», то есть спас. Надо нам более внимательно вчитаться в слова. Божественное предопределение основано на предузнании. Кого предузнал, тех и предопределил. А что такое предузнание? То есть Господь заранее знает жизнь каждого из нас. Предузнание не равняется предопределению, предопределение следствие предузнания. Например.
Константин Мацан
— Давайте, да, поясним на примере.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Допустим, Константин, я заранее знаю, что сейчас закончится передача, мы с вами пойдем пить чай. Я решил, что я все дела откладываю, и мы с вами будем пить чай. Я это делаю на основании того, что я знаю, что вы добровольно согласитесь со мной потом приятно провести время после передачи, но я не формирую этот ваш поступок, это ваше абсолютно добровольное решение. Господь знает, как каждый из нас распорядится своей свободой, и, зная это, Господь с этим знанием работает. Соответственно, зная, что такой-то и такой-то во спасение своей свободой распорядится, Он ему может, в том числе, дать какую-то особую благодать. Как мы это видим в жизни праведников, святых: преподобного Сергия Радонежского, который, например, по данной ему благодати отказывался от материнского молока в среду и пятницу. С другой стороны, кого-то Он и лишал Своего благословения, дабы не сделать человека еще более виновным в своем отступлении от Бога.
Константин Мацан
— Кому много дано, с того много спросится.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да.
Константин Мацан
— Поэтому Господь по любви дает поменьше, чтобы меньше осуждения человеку получить.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Совершенно верно. Так-то абсолютна воля Божия. План А такой: Господь всем хочет спастись. Всем. Но воля же человека есть, не все хотят спасаться. Он знает, кто не захочет спастись. А тех, кто, Он знает, что хочет, Он предизбрал. Это неоднократно, это и в других посланиях апостола Павла есть, и к колоссянам и к ефесянам эта тема тоже возникает.
Константин Мацан
— О посланиях к колоссянам и ефесянам мы с отцом Андреем поговорим через несколько дней в том же часе на Радио ВЕРА, с 8-ми до 9-ти. Если вы к нам в пятницу подключитесь в 8 вечера, как раз про колоссян и ефесян будем говорить.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Но у этого есть еще другая сторона. Опять, не забываем самое главное слово для правильного понимания Писания — контекст. В 9-10-11-й главе апостол Павел очень подробно будет рассуждать о судьбе израильского народа. Там будут такие слова, что «изделие не может сказать горшечнику, для чего ты меня таким сделал» и что Господь благословляет не по делам. Благословение зависит от Бога Милующего, а не от человека делающего. Это опять контекст раннехристианских споров о роли, так назовем, иудейской аскетики в жизни христианина. Иудеи надеялись на свои усилия, поэтому апостол Павел вынужден был прибегать к крайним формулировкам, говорить: друзья, посмотрите, в Священной истории было по-другому. Господь кого-то предизбрал уже до его рождения. Может быть, не так важны ваши надежды на такое доскональное исполнение обрядового Закона.
Константин Мацан
— Да, интересно.
Протоиерей Андрей Рахновский
— На Господа будете надеяться, а Он-то всем хочет спастись. Даже я удивлялся, и Лютер, у него, кстати, тоже была теория предопределения, и Жан Кальвин, у которого была она в более жесткой форме. Но они были богословски грамотны, они читали греческий текст Писания. Они не дураки были, понимали Новый Завет. Почему таким образом они истолковали, для меня некоторая загадка. Вроде как немножечко нелогично, если основываться даже просто на тексте Писания, это извращенное, неправильное понимание.
Константин Мацан
— Действительно, если мы с вами прочитали про предопределение, это 29-30-й стих, и вроде бы как будто не все предопределены к спасению. Но уже в 32-м стихе, то есть буквально в следующем абзаце, тут же, апостол Павел говорит: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас». Вот это «все» встречается буквально тут же.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, да.
Константин Мацан
— А вот еще одно место, это 10-я глава, где апостол Павел сопоставляет, если угодно, два типа праведности: праведность от Закона и праведность от веры. Тут сам текст достаточно непонятный. Давайте я его прочитаю, а вы его прокомментируете. «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Это противопоставление двух типов праведности — это про что?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Праведность от Закона — это праведность иудейская. Там логика очень простая: все выполнил — свободен.
Константин Мацан
— Ну да.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Закрыл все клеточки, всё, ты спасён. Праведность от веры другая. Здесь сложность в том, что апостол Павел цитирует текст Второзакония. Там очень понятно, там говорится про заповеди Божии, такие слова, что не говори, что надо куда-то путешествовать, куда-то восходить, куда-то сходить, чтобы эту заповедь где-то достать, получить, она вот она, рядом с тобой, протяни руку. Все, что тебе нужно для спасения уже внутри тебя есть, не нужно что-то еще. Это пока про цитату из Второзакония. Все, что нужно — это ты, твоя воля, твое решение, твое желание, ты исполнил или не исполнил заповедь. А апостол Павел здесь немножечко интерпретирует эту цитату по-другому. Он как бы говорит, что есть праведность от Закона, да исполнил Закон — спасешься. Не исполнил — извини, друг, но... А праведность от веры — благодаря тому, что Христос все сделал. Он сошел в бездну, то есть умер, и воскрес и восшел на небеса. И это тоже очень просто. Господь все сделал для твоего спасения, это не требует никакого повторения, просто это нужно принять, усвоить и жить со Христом. Поэтому не говори в своем сердце: кто взойдет на небо, то есть Христа свести, чтобы Христос еще раз это совершил лично ля тебя, или опять совершил что-то невозможное в этой жизни. Не говори: кто сойдет в бездну, то есть Христа из мертвых возвести. Не нужно, чтобы Христос это лично для тебя делал второй раз. Он сделал это раз и навсегда. Поэтому нужно просто принять и спасаться. Не знаю, понятно ли мы объяснили, но идея простая.
Константин Мацан
— Понятно. А еще мы с вами сказали про дихотомию: праведность от Закона, праведность от веры. А еще в послании римлянам встречается такое различение: по плоти или по духу. Вот это про что? Жизнь по плоти или по духу, в чем здесь принципиальная разница?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Апостол Павел под жизнью по плоти очень часто подразумевает, как ни странно, не всегда грех, а именно по плотскому закону. То есть Ветхий Закон он называет плотским. Почему? Потому что он касался плоти. Это ешь, это не ешь, хирургическую операцию надо специальную произвести. Потом хвалиться по плоти, жить по плоти — это, в том числе, жить по иудейски. Или и такой смысл у апостола Павла есть: жить в соответствии с грехом, в соответствии с плотскими пожеланиями. И то, что Закон Христов освобождает меня от жизни по плоти, то есть освобождает меня от необходимости исполнять эти триста с лишним заповедей ветхозаветного Закона. Праведность — жизнь в духе, это жизнь как раз со Христом.
Константин Мацан
— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Еще одна гигантская и важнейшая тема для двух посланий и к римлянам и к галатам — это тема о свободе. Одна из глав послания к галатам, а конкретно 5-я, так и начинается: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Ну, и в послании к римлянам, если мы посмотрим на него целиком, противопоставление Закона и веры, а рядом с верой, как-то через запятую, через слеш, есть свобода, как основа отношений с Богом, как любовь Бога к человеку и благодать, которую Бог человеку дает, и некая воля человека, направленная на Бога. Через все послание к римлянам, да и к галатам, проходит вопрос: а что же, если есть вера и свобода, то все можно? Закон отменяем, теперь, что хотим, делаем, потому что Бог нас любит? Это, может быть, несколько современный извод этой проблемы. Но эта тема о христианской свободе, которую принято возводить к апостолу Павлу, это про что?
Протоиерей Андрей Рахновский
— В послании к римлянам апостол Павел рассчитывает на дурака.
Константин Мацан
— Та-ак.
Протоиерей Андрей Рахновский
— В том смысле, что он всерьез полагал, и очевидно справедливо, что его могут понять не так, поэтому он говорит: «неужели будем грешить, чтобы умножилась благодать?».
Константин Мацан
— Ну да, это потрясающее место, когда апостол Павел говорит, что там, где становится больше греха, там Господь, спасая человека, больше от этого греха исцеляет и больше благодати оказывает.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Больше употребляет усилий и старания спасти человека.
Константин Мацан
— И на это заочный собеседник апостола Павла говорит: ну что ж тогда давайте побольше грешить?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Не погрешишь — не покаешься.
Константин Мацан
— Греши и кайся, не согрешишь — не покаешься. А что все-таки имеет в виду апостол Павел?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Конечно же, мы понимаем, что слово свобода, его и Христос тоже употреблял, это не в смысле либертарианском. Это, прежде всего, свобода от Закона, от его довлеющей власти, как юридического препятствия ко спасению, и возможность, что совсем не исключает внутренней аскетической борьбы со злом, с грехом. Сам апостол Павел об этом неоднократно говорит, это все-таки понимание того, что, вот так по-честному, все равно я не могу дотянуть до того образа, которым должен быть. Но свобода в том, что любовь Божия, Его любовь ко мне, желание меня спасти восполняет все то, что я не смогу сделать и Господу дать. В этом радость, что ты можешь рассчитывать на личное, доброе отношение к тебе Господа, а не на формальные, юридические отношения Ветхого договора, Ветхого Закона.
Константин Мацан
— У Честертона было такое выражение: радость неоплатного долга. Мы все перед Богом в неоплатном долгу. И это радостное чувство того, что Он нас настолько сильно любит, что мы никак этому не можем соответствовать, а Он все равно нас любит.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, совершенно верно. Поэтому апостол Павел даже в послании к римлянам, это конец 8-й главы, помните, говорит: кто нас может отлучить от любви Божией? Никто. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни власти, ни Начала, вообще никакая вещь на земле отлучить нас от этого не мо-жет. Конечно, если только сам человек не захочет себя отлучить.
Константин Мацан
— Еще одна тема, продолжая то, о чем вы сказали. Это место, которое мы уже процитировали, это 6-я глава послания к римлянам, 15-й стих. Я сейчас прочитаю его в современном переводе, не Синодальном, а в переводе архимандрита Ианнуария (Ивлиева), просто потому, что оно на слух легче воспринимается. «Так что же (тот самый вопрос этого самого дурака, с которым как бы заочно полемизирует апостол Павел), будем грешить, поскольку мы не под Законом, а под благодатью? Не бывать тому. Разве не знаете, что вы рабы того, кому отдаете себя в рабство на послушание, кому послушны, тому рабы, или греха к смерти или послушания к праведности. Вы были рабами греха, но, благодарение Богу, стали от всего сердца послушны началам того учения, в которое посвящены. Освобожденные от греха, вы отданы в рабство правде». Какое-то очень интересное место, интересная логика апостола Павла. Он говорит: Закон побежден верой, благодатью, свободой. Но это не означает, что вы можете грешить. Почему? Потому что если раньше вам это запрещало что-то внешнее, некие внешние рамки, то теперь вы вступили в такие близкие отношения с Богом, что вам должно это запрещать какое-то внутреннее чувство родства, близости, любви. Это близко к тому, что отца невозможно обидеть, вы же теперь Его дети, вы у Него рабы и слуги, вы теперь с ним друзья. Как же вы будете, это должно вас удерживать от того, чтобы грешить. Вот так можно это воспринимать?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, совершенно верно. Хорошо, что вы прочитали это в переводе отца Ианнуария (Ивлиева). Меня всегда коробит, почему у нас в Синодальном переводе всегда переводится «правда, правда, правда», там же слово «оправдание». Слово «оправдание» — это процесс обретения свойств праведности. Это не какой-то высказанный единовременно юридический вердикт: оправдан. А оправдание как превращение грешника в праведника, благодаря изменению свойств. Это изменение свойств греховных на свойства праведных имеет мотивацию, вы абсолютно правильно сказали: хочу просто служить Отцу, а не кому-то другому. Я не хочу Его обижать, не хочу Его оскорблять, не хочу с Ним рвать.
Константин Мацан
— Еще несколько тем, уже теперь из послания к галатам, которые, мне кажется, для протокола должны в таком разговоре, как наш, прозвучать. Некие очень известные слова. Послание к галатам, это 3-я глава, 28-й стих про то, что нет уже ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного — несколько раз эта мысль у галатов встречается — ни мужского пола, ни женского, а во всем Христос. Почему апостолу Павлу было важно это высказать?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Почему у нас такие вопросы возникают, общий момент, все-таки мы не можем, то есть формально можем это сделать, но глубинно прочувствовать остроту вопросов, которые тогда волновали Церковь, мы не можем. А это было время, когда у значительной части христиан, каковые были иудеями, было много вопросов к тому, а бывшие язычники такие же христиане, как мы, или нет? Всю жизнь апостола Павла эта проблема преследовала. Наверное, это пропало окончательно, только с разрушением Иерусалима. Тогда, действительно, исполнение пророчества Христа, его разрушение, вхождение в Церковь большого числа язычников естественно меняло внутрицерковный ландшафт. Но пока этого не произошло, апостолу Павлу нужно было объяснять эти очевидные вещи, что в миру, да, это может быть, но у нас в Церкви нет ни эллина, ни иудея. В царстве Божием тем более. Это очень важный момент. Мы все обретаем какие-то такие качества, которые нас самих делают людьми, поднявшимися над своим этносом. Да, возможно, в мирской жизни различие менталитета — это очень общее понятие, конечно — отличие культурных традиций разного народа, может быть, неправильно игнорировать, страусиная позиция. Но в церковной среде, среди верующих людей, конечно, этого не должно было быть. Для нас это сейчас очевидные вещи, с которыми не поспоришь. Тогда это был вопрос, отчасти из-за которого апостол Павел и пострадал.
Константин Мацан
— Вы в начале сказали, что послание к галатам дает какие-то примеры из жизни апостола Павла, которые мы в других новозаветных текстах не находим. Такой момент, просто очень человеческий, приоткрывающий то, что жизнь апостолов это жизнь живых людей из плоти и крови, которые могли в чем-то друг с другом не соглашаться, спорить. Пример — то, что апостол Павел рассказывает про то, как поступил апостол Петр, когда сначала он с язычниками вместе ел, не различая иудея и язычника. А иудею, вроде как, не полагалось есть с неверными и разделять пищу с нечистыми. А потом, когда, видимо, рядом с Петром оказались иудействующие ревнители...
Протоиерей Андрей Рахновский
— Ревнители благочестия.
Константин Мацан
— От Иакова пришедшие, Иаков в Иерусалиме, то есть такие христиане, которые до конца пока со своим иудейством не распрощались. Он при них не дерзнул есть с язычниками. То есть проявил такое различение: с этими да, а тут как бы чего не вышло, не буду. И апостол Павел его в этом смысле порицает, причем, очень даже дерзновенно: «я сказал Петру при всех». Это «при всех» дает живую эмоцию, что не постеснялись два апостола поспорить, может быть, поругаться, по крайней мере, выяснить что-то. Что нам это приоткрывает о ранней Церкви?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Но не только на Петра. Он говорит: да и Варнава тоже впал в это же лицемерие. Во-первых, для нас из-за некоторого предубеждения, может быть, некоторого рафинированного представления об апостолах как о людях, это абсолютно естественно. Апостол Петр дал слабину, может быть, он оправдывался, как мы часто делаем, хорошими причинами, но поступил не последовательно. С точки зрения апостола Павла, лицемерно. Павел этого скрывать не стал и сказал все, что было у него на сердце. Хотя здесь очень хитрое, в хорошем смысле этого слова, объяснение святителя Иоанна Златоуста.
Константин Мацан
— Та-ак.
Протоиерей Андрей Рахновский
— В комментариях к галатам он говорит, что это вообще, извините за такое слово, был такой договорняк между Петром и Павлом. Ну как еще учеников Петра иудействующих вразумить? Надо, чтобы при всех Петра опозорили, а Петр молчит и ничего в ответ не говорит, и тогда все бы решили: ну ничего себе.
Константин Мацан
— Как интересно.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Оказывается, действительно так. Если бы Петр стал говорить, сказали бы: ой, ты под влияние Павла попал. Мы-то думали, ты такой хороший, а оказывается, он всех совращает с пути истинного и тебя тоже свернул. Как бы сильная мера воздействия. Это святитель Иоанн Златоуст, он, конечно, непревзойденный толкователь.
Константин Мацан
— Еще она фраза, очень известная, из послания к галатам. Мне бы хотелось, чтобы она прозвучала. 5-я глава открывается словами «стойте в свободе», а буквально через пять стихов, это уже 6-й стих 5-й главы, знаменитые слова о вере, действующей любовью. Вроде бы понятно, пока не пытаешься сформулировать, о чем речь. Вера, действующая любовью, что это? Как еще вера может действовать? Почему тут такое близкое сочетание двух, в принципе разных понятий: вера и любовь? Что там в контексте, что там в греческом тексте? Что об этой фразе можно подумать?
Протоиерей Андрей Рахновский
— Вера, если греческий текст берем, действующая через любовь, так, наверное.
Константин Мацан
— Так, кстати, понятнее.
Протоиерей Андрей Рахновский
— Да, вера, действующая через любовь. Можно так сказать, что вот человек верующий, а движущей силой его веры могут быть абсолютно разные вещи. Известный такой факт, что от Крестовых походов пострадала больше Византия, чем исламский мир. Крестоносцы были верующие, но движущей силой была ненависть к еретикам и схизматикам в Константинополе. Оказывается, вера может действовать ненавистью. Вера может действовать, как у иудеев, ложными представлениями о благочестии и о Законе. Движущей силой веры может быть любой другой порок. Этот мотор, который все приводит в действие, оказывается, может быть абсолютно разный. Но вера правильная только тогда, когда движущей силой веры является любовь и никакое другое чувство.
Константин Мацан
— Ну что ж, спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Я только не могу в самом конце не прочитать еще такие очень известные слова из послания к галатам, и просто мы оставим слушателя над ними подумать, потому что, мне кажется, мы очень много про это сказали. Когда мы говорим, что такое духовная жизнь, как себе рай вообразить? Есть слова к галатам о плоде Духа. Какие внутренние состояния человек может испытывать, испытывая которые он имеем основания осторожно думать, что сейчас он к Богу приближается. Это 5-я глава, 22-й стих: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Спасибо огромное. Протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной академии, сегодня был с нами в программе «Светлый вечер». Мы говорили о двух посланиях апостола Павла: о послании к галатам и к римлянам. А в пятницу на этой неделе, также в 8 вечера, мы с отцом Андреем снова в студии встретимся и поговорим о еще двух посланиях: к колоссянам и ефесянам. Поэтому, надеюсь, до новых встреч. Спасибо огромное, отец Андрей, дорогие слушатели. До свиданья. В студии у микрофона был Константин Мацан. До новых встреч.
Протоиерей Андрей Рахновский
— До свиданья.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Тексты богослужений праздничных и воскресных дней. Часы воскресного дня. 26 октября 2025г.
Утро 26.10.25
Неде́ля 20-я по Пятидеся́тнице.
Святы́х отцо́в VII Вселе́нского Собо́ра.
И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери.
Глас 3.
Иерей: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 16:
Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, о́чи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л еси́ се́рдце мое́, посети́л еси́ но́щию, искуси́л мя еси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя еси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющия на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу о́ка, в кро́ве крилу́ Твое́ю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, о́чи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, ору́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцем свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.
Псало́м 24:
К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющим на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющим заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т ему́ на пути́, его́же изво́ли. Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и се́мя его́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й его́.
Псало́м 50:
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 3:
Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 1: [1]
Де́рзость ненави́дящих о́браз Го́сподень/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ Сла́ва тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,/ сла́ва правоше́ствию Твое́му,// Еди́на Нетле́нная.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богоро́дице, Ты еси́ лоза́ и́стинная, возрасти́вшая нам Плод живота́, Тебе́ мо́лимся: моли́ся, Влады́чице, со святы́ми апо́столы поми́ловати ду́ши на́ша.
Госпо́дь Бог благослове́н, благослове́н Госпо́дь день дне,/ поспеши́т нам Бог спасе́ний на́ших, Бог наш, Бог спаса́ти.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 8:
А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть храни́тельница Афо́на/ и врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, Еди́но Божество́, Еди́на Си́ла, поми́луй мя, гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Чтец: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 53:
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. Я́ко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пции взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
Псало́м 54:
Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́ и не пре́зри моле́ния моего́. Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся от гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми. Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя. Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма. И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю. Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни. Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри. Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де. Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его́. Беззако́ние и труд посреде́ его́ и непра́вда. И не оскуде́ от стогн его́ ли́хва и лесть. Я́ко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя велере́чевал, укры́л бых ся от него́. Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой, и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием. Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их. Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой. Изба́вит ми́ром ду́шу мою́ от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю. Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га. Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́. Раздели́шася от гне́ва лица́ Его́, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы. Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику. Ты же, Бо́же, низведе́ши я́ в студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
Псало́м 90:
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 3:
Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь святы́х отцо́в, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Я́ко не и́мамы дерзнове́ния за премно́гия грехи́ на́ша, Ты и́же от Тебе́ Ро́ждшагося моли́, Богоро́дице Де́во, мно́го бо мо́жет моле́ние Ма́тернее ко благосе́рдию Влады́ки. Не пре́зри гре́шных мольбы́, Всечи́стая, я́ко ми́лостив есть и спасти́ моги́й, И́же и страда́ти о нас изво́ливый.
Ско́ро да предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди, я́ко обнища́хом зело́; помози́ нам, Бо́же, Спа́се наш, сла́вы ра́ди И́мене Твоего́, Го́споди, изба́ви нас и очи́сти грехи́ на́ша, И́мене ра́ди Твоего́.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к святы́х отцо́в, глас 6, подо́бен: «Рукопи́саннаго...»:
И́же из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Бо́же и Го́споди сил и всея́ тва́ри Соде́телю, И́же за милосе́рдие безприкла́дныя ми́лости Твоея́ Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, низпосла́вый на спасе́ние ро́да на́шего, и честны́м Его́ Кресто́м рукописа́ние грех на́ших растерза́вый, и победи́вый тем нача́ла и вла́сти тьмы. Сам, Влады́ко Человеколю́бче, приими́ и нас, гре́шных, благода́рственныя сия́ и моле́бныя моли́твы и изба́ви нас от вся́каго всегуби́тельнаго и мра́чнаго прегреше́ния и всех озло́бити нас и́щущих ви́димых и неви́димых враг. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша и не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
[1] Или другой тропарь:
Друго́й тропа́рь И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 1:
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.







