«Послания апостола Павла к Римлянам и к Галатам». Прот. Андрей Рахновский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Послания апостола Павла к Римлянам и к Галатам». Прот. Андрей Рахновский

Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.

Разговор шел о посланиях апостола Павла к Римлянам и к Галатам, как и в каких обстоятельствах они были написаны и чем важны для нас сегодня.


Константин Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Эта программа продолжает цикл наших бесед, которые на этой неделе на Радио ВЕРА идут в этом часе «Светлого вечера» с 8-ми до 9-ти. Мы на этой неделе беседуем о посланиях апостола Павла, о конкретных текстах, читаем, комментируем, размышляем над какими-то местами, самыми важными, или самыми интересными, или, может быть, непонятными. Сегодня поговорим про послание к римлянам и послание к галатам. У нас сегодня в гостях протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове. Добрый вечер.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Добрый вечер.

Константин Мацан

— Сегодня у нас с вами задача едва ли не неподъемная, потому что важнейшие послания — ну, у апостола Павла все послания важные — но вчера мы говорили про два самых хронологически ранних послания фессалоникийцам. Они очень теплые дружеские, с какими-то моральными обличениями фессалоникийцев, а послания к римлянам и к галатам принято иногда брать вместе, потому что темы пересекаются, и мы об этом сегодня поговорим. И это очень серьезные богословские тексты, где много-много о вере, о Законе, о благодати, о свободе. Поэтому есть в истории мысли случаи, когда богословы писали многосотенстраничные труды по одному посланию апостола Павла к римлянам. Но нам сегодня с вами надо за 50 минут поговорить о двух, ну, попробуем. Самый первый общий вопрос. Эти два послания какое место в корпусе посланий апостола Павла занимают, в чем их особенность?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Послание к римлянам — это, скажем, сумма богословия апостола Павла, на мой взгляд. Послание к галатам, хотя его было бы неправильно определить какой-то одной темой... Но в послании к римлянам апостол Павел обращается к образу Авраама, его отношении с Богом, как доказательствам того, что спасение происходит не через Закон, а через веру и обетование Божие, которое Господь изрек Аврааму до дарования Закона, обетование о пришествии семени, потомка Авраама, обетование пришествия Мессии. Апостол Павел уделяет рассуждениям о вере Авраама место в одной из глав послания к римлянам, хотя тогда глав не было еще, когда он писал. Такое ощущение, что послание к галатам, понятно, что оно написано на злобу дня, потому что галаты просто стали уклоняться в иудаизм, пытаться совместить христианство с иудаизмом. Вроде как такой частный случай, но получается, что это более подробный комментарий к рассуждениям апостола Павла о вере Авраама в послании к римлянам. Хотя послание к галатам очень важно, потому что там очень много интересных сообщается автобиографических сведений. Апостол Павел говорит там о многих эпизодах своей жизни, которые не вошли в книгу Деяний святых апостолов, этим она тоже интересна. Самое главное, что именно в послании к галатам апостол Павел особым образом раскрывает свою уникальную дерзновенную роль в истории христианской проповеди. Он говорит, что, друзья, принимайте, не принимайте это, но я получил то, что проповедую, не от людей, а напрямик через откровение от Иисуса Христа. Это, конечно, исключительное положение среди других апостолов, и в истории Церкви что-то подобное не повторялось больше.

Константин Мацан

— Это и восхищает. Я помню, в одном интервью один очень знающий ученый, церковный иерарх сказал, что апостол Павел это тот человек, который показал всему миру, что христианство есть новая религия. Что это не просто некий извод иудаизма, а что-то новое совершенно пришло, многие вещи переосмыслил, сказал впервые. Когда задумываешься, что, действительно, апостол Павел стал христианином в виду особого мистического опыта, откровения, встречи со Христом по дороге в Дамаск, не ходил со Христом по Палестине, не видел Его ходящим по земле. Чтобы эта вся полнота, глубина мысли христианской открылась именно этому человеку, это восхитительно. Давайте чуть-чуть поговорим для начала про сам контекст. Мы знаем, что апостол Павел часто писал послания тем общинам, которые он же и образовал. Например, в Фессалониках. Но, насколько я понимаю, с римлянами и с Галатией другая история. Почему Павел им решил писать?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Скорей всего, Павел еще не был в Риме до того, как писал послание к римлянам. Видно, что он посылает это письмо из района Коринфа, Кенхреи, и передает даже его через одну из служительниц, диаконисс Кенхрейской Церкви. Но я считаю, что апостол Павел принимал участие в образовании Галатийской Церкви, потому что Галатия это провинция Малой Азии.

Константин Мацан

— Сегодня это Турция.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, сегодня это Турция. Надо понимать, что есть провинция Галатия, а есть галаты как кельтский народ, который в свое время обосновался в малазийском полуострове. Из-за этого в библейской науке есть, скажем так, разные точки зрения, кого он имел в виду: жителей провинции или немножечко другой регион. Поэтому есть южногалатийская теория и северогалатийская теория. К вероучительному содержанию это большого отношения не имеет. Но поскольку апостол Павел неоднократно проходил с проповедью через Малую Азию, все три путешествия его миссионерских затрагивали Малую Азию, поэтому он все-таки принимал там участие. Да и в самом послании к галатам он говорит, что если кто-то другой вам что-то будет говорить, другое какое-то Евангелие, иное благовестие, не то, что мы вам тогда проповедовали, да будет анафема.

Константин Мацан

— Заговорили мы уже про тему Авраама, настолько важную. Давайте, во-первых, напомним, кто такой Авраам, почему именно в связи с ним возникает тема веры у апостола Павла? Вы кратко упомянули, что галаты едва ли не уклонялись обратно в иудаизм. В чем была для апостола Павла необходимость обличить это уклонение в иудаизм? Чему это не соответствовало в том христианстве, которое создавал, по сути, апостол Павел?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Авраам за 3 тысячи лет до Рождества Христова заключил Завет с Господом. Когда Господь потом обращается к своему народу или к Моисею: «Я Бог Авраама и Иакова», — то есть как бы говорит, Я Бог, который заключил Завет, договор с Авраамом, Исааком и Иаковом. Это все конкретные личности, это очень важный момент. В жизни Авраама был очень важный момент, когда он, оставив все, просто пошел за Господом, Который обещал его поселить в какой-то земле потом. Парадоксальным образом он за Господом ходил всю жизнь, но этой земли не наследовал. Не получив обещанную Господом землю себе во владение, он, умирая, не потерял веру в Бога. Мы на каком-то коротком отрезке теряем веру в Бога, когда Господь нам явным образом в жизни не помогает. А Авраам стал свидетелем того, что Господь не исполнил в буквальном смысле того обещания, которое ему дал, и Авраам на пороге смерти не разочаровался в Господе. Удивительно. Я уж не говорю, обычно приводят в пример жертву Исаака, но я хочу обратить внимание именно на это. Поэтому апостол Павел называет Авраама отцом всех верующих, по-настоящему верующих. Следующий момент. Апостол Павел делает акцент совершенно на другом. Если иудеи делали акцент на этих аспектах Завета, как дарование Закона Моисеева, апостол Павел зрел в корень. Он говорит: смотрите, Аврааму Господь предсказал, что придет потомок Авраама, через которого все племена земные получат благословение, читай — спасение. Павел, кстати, что в послании к римлянам, что в послании к галатам, делает неумолимый вывод на основании истории: друзья, Господь обещал пришествие Спасителя до дарования обрезания и до дарования Закона. Значит, оно должно обязательно исполниться и оно важнее, чем обрезание и Закон. Поэтому сейчас этот Спаситель пришел, Он исполнил обещанное Господом Аврааму, а именно благословил, то есть спас всех людей, поэтому времена обрезания и Закона уже прошли. А галатов какие-то люди смущали: есть такая великая ветхозаветная иудейская традиция, она такая богатая, она такая удивительная, там такие интересные есть законы. Во-первых, красивый и интересный язык, неплохо бы его выучить, чтобы читать Священное Писание на языке оригинала. Я немножечко сейчас, конечно, утрирую. Слово Божие вечно, раз сказал Господь обрезаться, значит, надо обрезываться. Сказал соблюдать кашрут, значит, надо соблюдать кашрут. Казалось бы, что в этом плохого-то? Проблема в том, что они обличали сами себя. Скорее всего, приблизительно как когда-то в Антиохии, что спровоцировало Первый апостольский Собор, эти люди тоже говорили: друзья, вообще-то по-хорошему если не станете обрезываться, скорее всего, не спасетесь. Иначе зачем бы им настаивать на всем этом. Что получается? Если крещение — это смерть и воскресение со Христом, то есть приобщение к подвигу Христа. Я принимаю крещение, соединяюсь со Христом, Который умер и воскрес и совершил вот это спасение, и тут мне кто-то говорит, что в принципе для спасения нужно еще и обрезаться, да еще хорошо бы пищу делить на чистую и нечистую.

Константин Мацан

— Соблюдать весь иудейский Закон, ритуал, в общем-то быть иудеем.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, получается, что тогда того, что совершил Христос и к чему я приобщился через таинство крещения, не достаточно для спасения. Поэтому в смысле возвращения к иудейской обрядности даже оно било в самое сердце христианства.

Константин Мацан

— Небезобидная вещь, некое предательство того, что сделал Христос, отказ, обесценивание того, что сделал Христос.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Совершенно верно, обесценивание, предательство и, как апостол правильно говорит, иное Евангелие. По сути дела, это такое «иудеи за Иисуса», есть такое современное течение, многовекторное, то есть такой реформированный иудаизм.

Константин Мацан

— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». На секунду перекинем мостик из текста посланий апостола Павла к сегодняшнему дню. Часто в разговорах о вере, о церковной жизни, когда возникает современная оппозиция веры и обрядоверия с другой стороны, приводят слова апостола Павла про веру, как некое личное непосредственное живое отношение с Богом. Отношение любви и благодати и того самого иудейского Закона, который воспринимается, как просто нужно механически исполнять какие-то вещи, а что у тебя в душе, не очень важно. И ты уповаешь на то, что ты от сих до сих исполнишь, то все у тебя будет хорошо. Насколько такое совмещение современной проблематики и того, о чем пишет апостол Павел, корректно?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Мне кажется, это в целом свойство человеческого религиозного мышления. Потому что откуда вообще происходит слово религия? В этом смысле когда апостол Павел сказал, что Христос принес новую религию в том, что это было действительно новое слово в религии, поэтому христианство, как протоиерей Александр Шмеман очень хорошо говорил, это не религия.

Константин Мацан

— Это откровение Самого Бога.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, совершенно верно. Религия в самом древнем благочестивом римском смысле этого слова — это принятие на себя обязательств. Есть такое римское выражение, что будь нежен с матерью, но будь сдержан в присутствии отца. И там стоит глагол «религаро», то есть знай свои границы. Религия — это обязательства в отношении богов. Это потом уже религиоведы придумали возвышенное значение, связь с Богом. Ничего подобного.

Константин Мацан

— Интересно. Это Августин так трактовал слово «религия».

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, извините, я ничего против не могу, это прекрасное, возвышенное толкование в христианском духе. Но в древнем Риме, во времена апостола Павла никто так возвышенно, как христианские богословы — спасибо, что вы мне на это указали, я с этим изречением Августина не был знаком — не толковали. Да, и у человека есть свойство сводить веру все-таки к исполнению формальных действий. Я сейчас отнюдь не говорю про этическую, нравственную борьбу, которая в сердце христианина развивается. А представьте себе, если бы кто-нибудь из наших священников проповедовал спасение через устав иерусалимский, например. Вот это было бы очень близко к иудаизму. Исполняй Иерусалимский устав или студийский, к примеру, и спасешься.

Константин Мацан

— Давайте, посмотрим какие-то темы послания к римлянам. Может быть, возьмем какие-то известные выражения, которые в этом послании есть, которые даже те, кто нечасто перечитывают текст посланий, так или иначе, имеют на слуху, но просто даже из культуры. Например, «Нет власти не от Бога». Это выражение такое, которое в послании к римлянам, очень много разных трактовок у этих слов. В каком контексте оно там сказано, и как его понимать в том смысле, в котором его написал апостол Павел?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Сразу, чтобы наши слушатели имели возможность все, что мы скажем, проверить и перепроверить и даже расширить свой горизонт. Мне кажется, что когда святитель Феофан, он же в затворе писал комментарии на послания апостола Павла, к посланию к римлянам, мне кажется, он отнесся с наибольшей тщательностью. Обязательно прочитайте, потому что святитель Феофан, с одной стороны, как компилятор выступал разных мнений. С другой стороны, он предлагал некую собственную аналитику. Поэтому это очень здорово. Самое базовое объяснение — это то, что принцип власти на земле установлен Самим Господом. Я от себя добавлю, как некое неизбежное и полезное зло, как то, что мирскими способами, но, тем не менее, наводит порядок в той среде, которая может превратиться в полный хаос. Но поскольку абстрактной власти не существует, это изречение нельзя понимать абстрактно, потому что апостол Павел говорил конкретно о римской власти. И когда он говорил, «нет власти, аще не от Бога», он имел в виду различного рода представителей власти, каковых было множество, целая иерархия в самом Римском государстве. Поэтому надо не только к императору апеллировать, но и любого римского начальника, в том числе, прокуратора Иудеи надо слушаться именно в той части его требований, которые справедливы и разумны.

Константин Мацан

— Хорошо, спасибо.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Есть неверное объяснение этого, на мой взгляд.

Константин Мацан

— Давайте, неверное.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Когда предлагают такой перевод, что, мол, это надо переводить, как то, что не от Бога, то и не власть.

Константин Мацан

— А в чем разница принципиальная?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Что если Господь эту власть учредил, благословил, тогда она от Бога. А ту власть, которую Господь не учреждал, не власть православного монарха, она и не от Бога. Во-первых, это некое насилие.

Константин Мацан

— Над текстом.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Над языком есть здесь, на мой взгляд, может быть, со мной кто-то поспорит. Но и конечно, это игнорирование контекста. Христиане спрашивали — это же не просто так — апостола Павла: как нам относиться к Кесарю-язычнику? Вот вам ответ.

Константин Мацан

— Он говорит: это неизбежное, но полезное зло.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Это я от себя добавил.

Константин Мацан

— Ну, понятно. Я еще один, даже не перевод, а некую интерпретацию встречал, правда мне кажется, она еще большее насилие над текстом. Что только тот правитель, который от Бога по своим нравственным качествам, потому что чтит Божьи заповеди, тогда он от Бога и тогда он власть, которую должно уважать. А вот если он поступает в чем-то противно Божьим заповедям, то тогда он и не власть и тогда его можно свергнуть, например.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Вполне себе христианское оправдание революции и государственного переворота.

Константин Мацан

— Хорошо. Еще одно место, давайте это процитирую. Это 8-я глава, 26-й стих послания к римлянам: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Я почему к этим словам обращаюсь? Меня в свое время просто потрясла эта мысль у апостола Павла и у комментатора, которого я читал, что мы вообще-то молимся не сами. «Если я думаю, что я молюсь сам по своим каким-то силам, по своей воле, то я заблуждаюсь. Молитва есть действие Творца в сердце твари, в сердце сотворенного человека. Дух Святой как бы в нас молится». Как это дивно. Как это странно, но как это правдиво. Как в вас это отзывается?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, я понимаю, очень хорошо вас понимаю. В свое время, когда я прочитал — честно говоря, когда я читал текст, как-то не очень понял — а когда начал читать святоотеческие комментарии, это навсегда перевернуло мое отношение к молитвам.

Константин Мацан

— У меня то же самое.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Я молитвы воспринимал, что вот я, и я Господа куда-то зову, к Нему взываю, а Он где-то там, как радиотелескоп посылает какие-то сигналы во Вселенную. Оказывается, нет. Оказывается, Дух Божий, которого мы имеем благодаря таинству миропомазания, в нас живет, это основа христианской теоцентрической антропологии, человек без Духа Божия — не человек. Это то, что нас отличает от обезьян и прочих животных. Оказывается, этот Дух, когда мы молимся, молится вместе с нами, обращаясь к Богу Отцу. Мы никогда в молитве не одиноки, присутствие Божие уже в самой молитве и есть. Мы не ждем какого-то результата, а молитва... До меня только тогда дошло, что в молитве главное сам процесс, а не ее результат.

Константин Мацан

— В этом месте, в этом же стихе в Синодальном переводе слова «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» поэтично сказано, несколько архаично. А я в одном переводе современном русском, это был перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева), такую встретил фразу в этом же месте, иной перевод: «ходатайствует воздыханиями, которые выше слов». Неизреченные — то есть выше слов. Действительно, мы не все можем словами сформулировать и молитва это такое состояние, такое деяние, когда превышает слова, но она реальна, но слов не хватает, чтобы выразить ее, что она есть.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да. Вы правильное сделали примечание. Во-первых, там стоит стеногмойес от слова стенание. Стеногмойес алали, лалео — говорить. Действительно, которыми невозможно...

Константин Мацан

— Их выразить невозможно. Сформулировать нечем.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, выразить невозможно. Очень точное замечание. Давайте, может кому-то это пользу принесет. Бывает такое, что человек не может выразить свою просьбу словами в своей молитве, хотя нужду чувствует, а потом думает, что я Богу не все рассказал, не все донес. А поймет ли Он меня, исполнит ли Он мою просьбу? Оказывается, не нужно об этом беспокоиться, потому что испытующий сердца, наши сердца, знает, какая мысль у Духа, потому что Он единосущен Духу, и не надо переживать, что Бог нас не так понял.

Константин Мацан

— Для протокола заметим, что та же самая мысль буквально, почти теми же слова, это 4-я глава послания к галатам, 6-й стих: «Бог послал в сердца ваши Духа, вопиющего: „Авва, Отче!“». Та же мысль есть и в послании к галатам. Раз мы сейчас перекинулись на секунду к посланию к галатам, еще одно место, которое лично для меня в свое время сыграло просто едва ли не ключевую роль для обращения от равнодушного гностицизма к религиозной вере. Это слова из 2-й главы, 19-20-й стихи к галатам. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Вот это близко к тому, что мы только что говорили? Как в вас эти слова отзываются?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, потому что мы же понимаем прекрасно, что в нашем сознании есть разделение. Оно, с одной стороны, правильное, поскольку Троица — это три Божественные ипостаси. Но с другой стороны, само действие Святой Троицы неразделимо. Поэтому Духом Божиим Христос вселяется в нас, как Духом Святым совершается евхаристия, и хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, духом Святым совершается таинство крещения, мы соединяемся со Христом. То же самое в молитве Дух, оказывается, ходатайствует, Он эту жизнь Христову в нас поддерживает, возрождает. Он имеет прямую связь с этим, совершенно верно.

Константин Мацан

— «Я сораспялся Христу», — говорит апостол Павел. Как это понимать, что такое сораспяться Христу?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Давайте вспомним, у нас есть первый мученик христианский Стефан. Когда его побивали камнями, он говорил...

Константин Мацан

— А апостол Павел стерег одежду его, будучи еще гонителем христиан на тот момент.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, хорошо, что вы это вспомнили. И когда Стефан умирал, он говорил: «Господи, в руки Твои предаю дух мой». И молился о своих убийцах: «Не вмени им греха, ибо не ведают, что творят». Ведь он повторял все слова Иисуса Христа. Это богословие христианского мученичества, что мученичество — это не акт гражданского мужества. Коммунисты тоже за свои убеждения жизнь отдавали. А это подражание смерти Христовой. Апостолу Павлу только надлежало пострадать потом, в конце своей жизни, но он претерпел невероятно много скорбей, в том числе и физических скорбей за проповедь Христову. Его камнями до смерти забивали, он только чудом остался жив. В Листре это было во время первого миссионерского путешествия. Действительно, он имел право говорить, что страдания, которые он претерпел за дело проповеди, Христос страданиями в него вселился. В этом смысле «я с ним сораспялся» — все, что я терплю и страдаю, я с Ним вместе страдаю и терплю.

Константин Мацан

— Мы вернемся к этому интереснейшему разговору после небольшой паузы. У нас сегодня в гостях, напомню, протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии. Не переключайтесь.

Константин Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. У нас сегодня в гостях протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовой академии. Мы сегодня говорим о посланиях апостола Павла в рамках цикла программ о посланиях апостола Павла на этой неделе, в часе с 8-ми до 9-ти. Сегодня в фокусе нашего внимания послание к римлянам и послание к галатам. Мы говорим об их самых интересных или каких-то трудных местах. Вопрос о трудном месте. Это все, что в послании к римлянам говорится о предопределении. Тема, сыгравшая роковую роль потом в истории мысли, потому что, например, возникновение протестантизма из католицизма было, в том числе, связано с рефлексией о предопределении. В кальвинизме это стало очень важной мыслью, что есть те, кто к спасению Богом заранее, как бы от рождения и от замысла о мире предопределен, а другие не предопределены. Тогда возникает большой ряд вопросов, почему же Бог есть любовь, если он кого-то заранее предопределил к погибели. Большая богословская тема, сейчас она нас не волнует исторически. Но что об том писал апостол Павел? В каком контексте это нужно прочитывать?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Можно прочитать, чтобы услышали эти слова. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал (то есть соделал праведными), а кого соделал праведными, тех и прославил», то есть спас. Надо нам более внимательно вчитаться в слова. Божественное предопределение основано на предузнании. Кого предузнал, тех и предопределил. А что такое предузнание? То есть Господь заранее знает жизнь каждого из нас. Предузнание не равняется предопределению, предопределение следствие предузнания. Например.

Константин Мацан

— Давайте, да, поясним на примере.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Допустим, Константин, я заранее знаю, что сейчас закончится передача, мы с вами пойдем пить чай. Я решил, что я все дела откладываю, и мы с вами будем пить чай. Я это делаю на основании того, что я знаю, что вы добровольно согласитесь со мной потом приятно провести время после передачи, но я не формирую этот ваш поступок, это ваше абсолютно добровольное решение. Господь знает, как каждый из нас распорядится своей свободой, и, зная это, Господь с этим знанием работает. Соответственно, зная, что такой-то и такой-то во спасение своей свободой распорядится, Он ему может, в том числе, дать какую-то особую благодать. Как мы это видим в жизни праведников, святых: преподобного Сергия Радонежского, который, например, по данной ему благодати отказывался от материнского молока в среду и пятницу. С другой стороны, кого-то Он и лишал Своего благословения, дабы не сделать человека еще более виновным в своем отступлении от Бога.

Константин Мацан

— Кому много дано, с того много спросится.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да.

Константин Мацан

— Поэтому Господь по любви дает поменьше, чтобы меньше осуждения человеку получить.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Совершенно верно. Так-то абсолютна воля Божия. План А такой: Господь всем хочет спастись. Всем. Но воля же человека есть, не все хотят спасаться. Он знает, кто не захочет спастись. А тех, кто, Он знает, что хочет, Он предизбрал. Это неоднократно, это и в других посланиях апостола Павла есть, и к колоссянам и к ефесянам эта тема тоже возникает.

Константин Мацан

— О посланиях к колоссянам и ефесянам мы с отцом Андреем поговорим через несколько дней в том же часе на Радио ВЕРА, с 8-ми до 9-ти. Если вы к нам в пятницу подключитесь в 8 вечера, как раз про колоссян и ефесян будем говорить.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Но у этого есть еще другая сторона. Опять, не забываем самое главное слово для правильного понимания Писания — контекст. В 9-10-11-й главе апостол Павел очень подробно будет рассуждать о судьбе израильского народа. Там будут такие слова, что «изделие не может сказать горшечнику, для чего ты меня таким сделал» и что Господь благословляет не по делам. Благословение зависит от Бога Милующего, а не от человека делающего. Это опять контекст раннехристианских споров о роли, так назовем, иудейской аскетики в жизни христианина. Иудеи надеялись на свои усилия, поэтому апостол Павел вынужден был прибегать к крайним формулировкам, говорить: друзья, посмотрите, в Священной истории было по-другому. Господь кого-то предизбрал уже до его рождения. Может быть, не так важны ваши надежды на такое доскональное исполнение обрядового Закона.

Константин Мацан

— Да, интересно.

Протоиерей Андрей Рахновский

— На Господа будете надеяться, а Он-то всем хочет спастись. Даже я удивлялся, и Лютер, у него, кстати, тоже была теория предопределения, и Жан Кальвин, у которого была она в более жесткой форме. Но они были богословски грамотны, они читали греческий текст Писания. Они не дураки были, понимали Новый Завет. Почему таким образом они истолковали, для меня некоторая загадка. Вроде как немножечко нелогично, если основываться даже просто на тексте Писания, это извращенное, неправильное понимание.

Константин Мацан

— Действительно, если мы с вами прочитали про предопределение, это 29-30-й стих, и вроде бы как будто не все предопределены к спасению. Но уже в 32-м стихе, то есть буквально в следующем абзаце, тут же, апостол Павел говорит: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас». Вот это «все» встречается буквально тут же.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, да.

Константин Мацан

— А вот еще одно место, это 10-я глава, где апостол Павел сопоставляет, если угодно, два типа праведности: праведность от Закона и праведность от веры. Тут сам текст достаточно непонятный. Давайте я его прочитаю, а вы его прокомментируете. «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Это противопоставление двух типов праведности — это про что?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Праведность от Закона — это праведность иудейская. Там логика очень простая: все выполнил — свободен.

Константин Мацан

— Ну да.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Закрыл все клеточки, всё, ты спасён. Праведность от веры другая. Здесь сложность в том, что апостол Павел цитирует текст Второзакония. Там очень понятно, там говорится про заповеди Божии, такие слова, что не говори, что надо куда-то путешествовать, куда-то восходить, куда-то сходить, чтобы эту заповедь где-то достать, получить, она вот она, рядом с тобой, протяни руку. Все, что тебе нужно для спасения уже внутри тебя есть, не нужно что-то еще. Это пока про цитату из Второзакония. Все, что нужно — это ты, твоя воля, твое решение, твое желание, ты исполнил или не исполнил заповедь. А апостол Павел здесь немножечко интерпретирует эту цитату по-другому. Он как бы говорит, что есть праведность от Закона, да исполнил Закон — спасешься. Не исполнил — извини, друг, но... А праведность от веры — благодаря тому, что Христос все сделал. Он сошел в бездну, то есть умер, и воскрес и восшел на небеса. И это тоже очень просто. Господь все сделал для твоего спасения, это не требует никакого повторения, просто это нужно принять, усвоить и жить со Христом. Поэтому не говори в своем сердце: кто взойдет на небо, то есть Христа свести, чтобы Христос еще раз это совершил лично ля тебя, или опять совершил что-то невозможное в этой жизни. Не говори: кто сойдет в бездну, то есть Христа из мертвых возвести. Не нужно, чтобы Христос это лично для тебя делал второй раз. Он сделал это раз и навсегда. Поэтому нужно просто принять и спасаться. Не знаю, понятно ли мы объяснили, но идея простая.

Константин Мацан

— Понятно. А еще мы с вами сказали про дихотомию: праведность от Закона, праведность от веры. А еще в послании римлянам встречается такое различение: по плоти или по духу. Вот это про что? Жизнь по плоти или по духу, в чем здесь принципиальная разница?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Апостол Павел под жизнью по плоти очень часто подразумевает, как ни странно, не всегда грех, а именно по плотскому закону. То есть Ветхий Закон он называет плотским. Почему? Потому что он касался плоти. Это ешь, это не ешь, хирургическую операцию надо специальную произвести. Потом хвалиться по плоти, жить по плоти — это, в том числе, жить по иудейски. Или и такой смысл у апостола Павла есть: жить в соответствии с грехом, в соответствии с плотскими пожеланиями. И то, что Закон Христов освобождает меня от жизни по плоти, то есть освобождает меня от необходимости исполнять эти триста с лишним заповедей ветхозаветного Закона. Праведность — жизнь в духе, это жизнь как раз со Христом.

Константин Мацан

— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Еще одна гигантская и важнейшая тема для двух посланий и к римлянам и к галатам — это тема о свободе. Одна из глав послания к галатам, а конкретно 5-я, так и начинается: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Ну, и в послании к римлянам, если мы посмотрим на него целиком, противопоставление Закона и веры, а рядом с верой, как-то через запятую, через слеш, есть свобода, как основа отношений с Богом, как любовь Бога к человеку и благодать, которую Бог человеку дает, и некая воля человека, направленная на Бога. Через все послание к римлянам, да и к галатам, проходит вопрос: а что же, если есть вера и свобода, то все можно? Закон отменяем, теперь, что хотим, делаем, потому что Бог нас любит? Это, может быть, несколько современный извод этой проблемы. Но эта тема о христианской свободе, которую принято возводить к апостолу Павлу, это про что?

Протоиерей Андрей Рахновский

— В послании к римлянам апостол Павел рассчитывает на дурака.

Константин Мацан

— Та-ак.

Протоиерей Андрей Рахновский

— В том смысле, что он всерьез полагал, и очевидно справедливо, что его могут понять не так, поэтому он говорит: «неужели будем грешить, чтобы умножилась благодать?».

Константин Мацан

— Ну да, это потрясающее место, когда апостол Павел говорит, что там, где становится больше греха, там Господь, спасая человека, больше от этого греха исцеляет и больше благодати оказывает.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Больше употребляет усилий и старания спасти человека.

Константин Мацан

— И на это заочный собеседник апостола Павла говорит: ну что ж тогда давайте побольше грешить?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Не погрешишь — не покаешься.

Константин Мацан

— Греши и кайся, не согрешишь — не покаешься. А что все-таки имеет в виду апостол Павел?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Конечно же, мы понимаем, что слово свобода, его и Христос тоже употреблял, это не в смысле либертарианском. Это, прежде всего, свобода от Закона, от его довлеющей власти, как юридического препятствия ко спасению, и возможность, что совсем не исключает внутренней аскетической борьбы со злом, с грехом. Сам апостол Павел об этом неоднократно говорит, это все-таки понимание того, что, вот так по-честному, все равно я не могу дотянуть до того образа, которым должен быть. Но свобода в том, что любовь Божия, Его любовь ко мне, желание меня спасти восполняет все то, что я не смогу сделать и Господу дать. В этом радость, что ты можешь рассчитывать на личное, доброе отношение к тебе Господа, а не на формальные, юридические отношения Ветхого договора, Ветхого Закона.

Константин Мацан

— У Честертона было такое выражение: радость неоплатного долга. Мы все перед Богом в неоплатном долгу. И это радостное чувство того, что Он нас настолько сильно любит, что мы никак этому не можем соответствовать, а Он все равно нас любит.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, совершенно верно. Поэтому апостол Павел даже в послании к римлянам, это конец 8-й главы, помните, говорит: кто нас может отлучить от любви Божией? Никто. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни власти, ни Начала, вообще никакая вещь на земле отлучить нас от этого не мо-жет. Конечно, если только сам человек не захочет себя отлучить.

Константин Мацан

— Еще одна тема, продолжая то, о чем вы сказали. Это место, которое мы уже процитировали, это 6-я глава послания к римлянам, 15-й стих. Я сейчас прочитаю его в современном переводе, не Синодальном, а в переводе архимандрита Ианнуария (Ивлиева), просто потому, что оно на слух легче воспринимается. «Так что же (тот самый вопрос этого самого дурака, с которым как бы заочно полемизирует апостол Павел), будем грешить, поскольку мы не под Законом, а под благодатью? Не бывать тому. Разве не знаете, что вы рабы того, кому отдаете себя в рабство на послушание, кому послушны, тому рабы, или греха к смерти или послушания к праведности. Вы были рабами греха, но, благодарение Богу, стали от всего сердца послушны началам того учения, в которое посвящены. Освобожденные от греха, вы отданы в рабство правде». Какое-то очень интересное место, интересная логика апостола Павла. Он говорит: Закон побежден верой, благодатью, свободой. Но это не означает, что вы можете грешить. Почему? Потому что если раньше вам это запрещало что-то внешнее, некие внешние рамки, то теперь вы вступили в такие близкие отношения с Богом, что вам должно это запрещать какое-то внутреннее чувство родства, близости, любви. Это близко к тому, что отца невозможно обидеть, вы же теперь Его дети, вы у Него рабы и слуги, вы теперь с ним друзья. Как же вы будете, это должно вас удерживать от того, чтобы грешить. Вот так можно это воспринимать?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, совершенно верно. Хорошо, что вы прочитали это в переводе отца Ианнуария (Ивлиева). Меня всегда коробит, почему у нас в Синодальном переводе всегда переводится «правда, правда, правда», там же слово «оправдание». Слово «оправдание» — это процесс обретения свойств праведности. Это не какой-то высказанный единовременно юридический вердикт: оправдан. А оправдание как превращение грешника в праведника, благодаря изменению свойств. Это изменение свойств греховных на свойства праведных имеет мотивацию, вы абсолютно правильно сказали: хочу просто служить Отцу, а не кому-то другому. Я не хочу Его обижать, не хочу Его оскорблять, не хочу с Ним рвать.

Константин Мацан

— Еще несколько тем, уже теперь из послания к галатам, которые, мне кажется, для протокола должны в таком разговоре, как наш, прозвучать. Некие очень известные слова. Послание к галатам, это 3-я глава, 28-й стих про то, что нет уже ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного — несколько раз эта мысль у галатов встречается — ни мужского пола, ни женского, а во всем Христос. Почему апостолу Павлу было важно это высказать?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Почему у нас такие вопросы возникают, общий момент, все-таки мы не можем, то есть формально можем это сделать, но глубинно прочувствовать остроту вопросов, которые тогда волновали Церковь, мы не можем. А это было время, когда у значительной части христиан, каковые были иудеями, было много вопросов к тому, а бывшие язычники такие же христиане, как мы, или нет? Всю жизнь апостола Павла эта проблема преследовала. Наверное, это пропало окончательно, только с разрушением Иерусалима. Тогда, действительно, исполнение пророчества Христа, его разрушение, вхождение в Церковь большого числа язычников естественно меняло внутрицерковный ландшафт. Но пока этого не произошло, апостолу Павлу нужно было объяснять эти очевидные вещи, что в миру, да, это может быть, но у нас в Церкви нет ни эллина, ни иудея. В царстве Божием тем более. Это очень важный момент. Мы все обретаем какие-то такие качества, которые нас самих делают людьми, поднявшимися над своим этносом. Да, возможно, в мирской жизни различие менталитета — это очень общее понятие, конечно — отличие культурных традиций разного народа, может быть, неправильно игнорировать, страусиная позиция. Но в церковной среде, среди верующих людей, конечно, этого не должно было быть. Для нас это сейчас очевидные вещи, с которыми не поспоришь. Тогда это был вопрос, отчасти из-за которого апостол Павел и пострадал.

Константин Мацан

— Вы в начале сказали, что послание к галатам дает какие-то примеры из жизни апостола Павла, которые мы в других новозаветных текстах не находим. Такой момент, просто очень человеческий, приоткрывающий то, что жизнь апостолов это жизнь живых людей из плоти и крови, которые могли в чем-то друг с другом не соглашаться, спорить. Пример — то, что апостол Павел рассказывает про то, как поступил апостол Петр, когда сначала он с язычниками вместе ел, не различая иудея и язычника. А иудею, вроде как, не полагалось есть с неверными и разделять пищу с нечистыми. А потом, когда, видимо, рядом с Петром оказались иудействующие ревнители...

Протоиерей Андрей Рахновский

— Ревнители благочестия.

Константин Мацан

— От Иакова пришедшие, Иаков в Иерусалиме, то есть такие христиане, которые до конца пока со своим иудейством не распрощались. Он при них не дерзнул есть с язычниками. То есть проявил такое различение: с этими да, а тут как бы чего не вышло, не буду. И апостол Павел его в этом смысле порицает, причем, очень даже дерзновенно: «я сказал Петру при всех». Это «при всех» дает живую эмоцию, что не постеснялись два апостола поспорить, может быть, поругаться, по крайней мере, выяснить что-то. Что нам это приоткрывает о ранней Церкви?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Но не только на Петра. Он говорит: да и Варнава тоже впал в это же лицемерие. Во-первых, для нас из-за некоторого предубеждения, может быть, некоторого рафинированного представления об апостолах как о людях, это абсолютно естественно. Апостол Петр дал слабину, может быть, он оправдывался, как мы часто делаем, хорошими причинами, но поступил не последовательно. С точки зрения апостола Павла, лицемерно. Павел этого скрывать не стал и сказал все, что было у него на сердце. Хотя здесь очень хитрое, в хорошем смысле этого слова, объяснение святителя Иоанна Златоуста.

Константин Мацан

— Та-ак.

Протоиерей Андрей Рахновский

— В комментариях к галатам он говорит, что это вообще, извините за такое слово, был такой договорняк между Петром и Павлом. Ну как еще учеников Петра иудействующих вразумить? Надо, чтобы при всех Петра опозорили, а Петр молчит и ничего в ответ не говорит, и тогда все бы решили: ну ничего себе.

Константин Мацан

— Как интересно.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Оказывается, действительно так. Если бы Петр стал говорить, сказали бы: ой, ты под влияние Павла попал. Мы-то думали, ты такой хороший, а оказывается, он всех совращает с пути истинного и тебя тоже свернул. Как бы сильная мера воздействия. Это святитель Иоанн Златоуст, он, конечно, непревзойденный толкователь.

Константин Мацан

— Еще она фраза, очень известная, из послания к галатам. Мне бы хотелось, чтобы она прозвучала. 5-я глава открывается словами «стойте в свободе», а буквально через пять стихов, это уже 6-й стих 5-й главы, знаменитые слова о вере, действующей любовью. Вроде бы понятно, пока не пытаешься сформулировать, о чем речь. Вера, действующая любовью, что это? Как еще вера может действовать? Почему тут такое близкое сочетание двух, в принципе разных понятий: вера и любовь? Что там в контексте, что там в греческом тексте? Что об этой фразе можно подумать?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Вера, если греческий текст берем, действующая через любовь, так, наверное.

Константин Мацан

— Так, кстати, понятнее.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, вера, действующая через любовь. Можно так сказать, что вот человек верующий, а движущей силой его веры могут быть абсолютно разные вещи. Известный такой факт, что от Крестовых походов пострадала больше Византия, чем исламский мир. Крестоносцы были верующие, но движущей силой была ненависть к еретикам и схизматикам в Константинополе. Оказывается, вера может действовать ненавистью. Вера может действовать, как у иудеев, ложными представлениями о благочестии и о Законе. Движущей силой веры может быть любой другой порок. Этот мотор, который все приводит в действие, оказывается, может быть абсолютно разный. Но вера правильная только тогда, когда движущей силой веры является любовь и никакое другое чувство.

Константин Мацан

— Ну что ж, спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Я только не могу в самом конце не прочитать еще такие очень известные слова из послания к галатам, и просто мы оставим слушателя над ними подумать, потому что, мне кажется, мы очень много про это сказали. Когда мы говорим, что такое духовная жизнь, как себе рай вообразить? Есть слова к галатам о плоде Духа. Какие внутренние состояния человек может испытывать, испытывая которые он имеем основания осторожно думать, что сейчас он к Богу приближается. Это 5-я глава, 22-й стих: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Спасибо огромное. Протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной академии, сегодня был с нами в программе «Светлый вечер». Мы говорили о двух посланиях апостола Павла: о послании к галатам и к римлянам. А в пятницу на этой неделе, также в 8 вечера, мы с отцом Андреем снова в студии встретимся и поговорим о еще двух посланиях: к колоссянам и ефесянам. Поэтому, надеюсь, до новых встреч. Спасибо огромное, отец Андрей, дорогие слушатели. До свиданья. В студии у микрофона был Константин Мацан. До новых встреч.

Протоиерей Андрей Рахновский

— До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем