Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Людям далеким от религии весь религиозный мир кажется одинаковым. Конечно, внешних различий можно найти немало, но значительно важнее понимать различия внутренние. Открывая Библию с самого начала, мы можем увидеть, что отношения Бога и человека строятся как отношения личные, проникнутые доверием и сотрудничеством. Однако человек совершает грех. Он знает, что сотворен для божественной жизни, но пытается добыть себе эту жизнь механическим способом. Думает, что можно съесть плод и стать богом, без личных отношений и без любви к Богу.
Странный поступок, наивный и несуразный, — скажет кто-нибудь. Но на самом деле — это поступок очень понятный, просто не в христианской, а в языческой и магической картине мира. То, что сделал Адам — по форме чистая магия, безличная и механическая, не обращающая внимание на суть, но стремящаяся к форме.
Может показаться, что все это давно в прошлом, но на самом деле, если мы внимательно посмотрим на Библию, Бог всю дальнейшую историю борется с магизмом, в который так и срываются люди. Он зовет их к личному общению, хочет быть им близким, но они то и дело пытаются свести все к манипуляции. Создают золотого тельца, сводят все к жертвам... И хотя Бог говорит, через пророка, что дым от этих жертв Ему противен, они не хотят ничего менять.
Сегодняшнее чтение начинается с очень важных слов. Поддерживая Тита в борьбе с иудействующими братьями, апостол напоминает, что разделение животных на чистых и нечистых было временным и условным. Он прямо утверждает: Для чистого — все чисто. Человек, который обновлен Христом и смотрит на мир, как на мир Божий — видит в нем только Божье. По слову свт. Иоанна Златоуста: «свойство чистоты — не воздержание от всего, но смелое принятие всего», потому что нет ничего скверного самого по себе, кроме греха. Напротив, пораженная совесть поражает все действия... И поражает в первую очередь боязнью греха, ощущением, что ты грешишь.... А друг, я съем что-нибудь не то, а вдруг я скажу что-нибудь не так... и тогда на меня разгневаются или мои слова не сработают. Чистейшая магия и попытка манипулировать Богом и Его благодатью. Человек, который чист сердцем, боится лишь одного — нарушить заповедь Отца. Поэтому обращаясь к Титу, как к учителю чистоты, апостол показывает, и старцам, и вдовам, и юношам, и всем прочим, о чем на самом деле им необходимо заботиться.
Люди приходят в храм и порой ведут себя очень боязливо. А вдруг в этом священном месте они сделают что-нибудь не так! Благоговение — прекрасное и очень нужное чувство, но хорошо бы испытывать его не только в стенах, которые расписаны образами, но и перед каждым, человеком как образом Божиим, к которому надо отнестись с трепетом и любовью.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.