
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). 6 Никак. Ибо иначекак Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10 как написано: нет праведного ни одного; 11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови; 16 разрушение и пагуба на путях их; 17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с рассуждений апостола Павла о том, кто действительно принадлежит к народу Бога. Иудеи были уверены, что каждый из них является членом богоизбранной нации лишь в силу того, что может доказать свое происхождение от Авраама, а также носит на своем теле печать обрезания. Такой взгляд на сущность отношений человека и Бога имел своим результатом крайне формализованную религиозную жизнь. Вся она сводилась к набору различных механически-воспроизводимых ритуальных действий. Для того, чтобы быть правоверным необходимо было просто в определенное время и в определенной ситуации эти действия воспроизводить. Это приводило к печальным последствиям. Человек начинал тщеславиться своей добродетельностью. В нем возрастала кичливая надменность по отношению к тем, кто исполнял закон не так щепетильно. Считалось, что по сравнению с ними правоверный обладает какими-то особыми привилегиями.
Именно с этими настроениями и вступает в полемику апостол Павел. Он до конца своих дней верил, что евреи состоят с Богом в особых отношениях. Просто в отличие от своих сородичей Павел утверждал, что это не дает иудеям особые привилегии по сравнению с другими людьми. Скорее это налагает на них серьезную ответственность. Человек, который принадлежит к богоизбранной нации должен непрестанно совершать внутреннюю работу над своим сердцем. Именно в этом случае он приобретет то благодатное состояние, которое станет свидетелем его живой, родственной связи с Богом.
Все эти рассуждения апостола напрямую касаются и нас, христиан. Ведь и у нас всегда есть соблазн свести свою религиозную жизнь к механическому исполнению ритуальных правил и воспроизведению стандартных моделей поведения. Именно благодаря им мы в глазах окружающих приобретаем репутацию благочестивого человека, а в результате считаем себя на голову выше тех, кто в своем нравственном развитии стоит на ступеньку ниже нас. Апостол Павел предупреждает, что действительное участие в народе Божием начинается с жизни сердца. Если она в нас есть, то вместе приходит и понимание, что подлинное христианство — это не пакет привилегий. Это в первую очередь личная ответственность. Ответственность перед окружающими своими словами и делами свидетельствовать о Боге и Его любви и милости к человеку.