Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Изначально христианство не знало каких-либо особых постов и постных дней, они пришли в нашу жизнь далеко не сразу и входили в неё постепенно. Более того, христианство не знало и каких-либо ограничений сродни тех, которые были и есть свойственны иудаизму. Но вскоре после начала распространения Благой вести, в Церковь начали входить не только христиане из иудеев, но и бывшие язычники. Естественным образом возник простой практический вопрос: а что делать с традиционными для иудаизма пищевыми ограничениями? Должны ли христиане следить за ритуальной чистотой пищи? Могут ли христиане, к примеру, есть свинину и запивать мясо молоком? Эти вопросы породили довольно напряжённую дискуссию в Древней Церкви, естественно, что апостол Павел мимо неё не мог пройти, он вынужден был дать свой ответ, который мы только что услышали. Апостол сводит вопрос о пищевых ограничениях к вере. Чья-то вера требует внимательного отношения к пище, чья-то, напротив, совершенно не касается этого вопроса. Павел выразил свою мысль кратко, но чрезвычайно ёмко: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи». В мысли апостола Павла может показаться непривычным и странным то, что тех, кто предпочитает воздерживаться от определённой пищи и ест исключительно овощи, Павел называет «немощными», тогда как мы привыкли к обратному, с нашей точки зрения как раз строгость в отношении пищи показывает крепость веры. Более того, именно об этом мы говорим тем, кто только начинает церковную жизнь, мы рекомендуем таким людям не пытаться поститься так, как то делают более опытные христиане, призываем не смотреть на монашеские постные уставы, говорим, что всё необходимо делать постепенно по мере возрастания в вере. Но у апостола Павла всё наоборот. И это может показаться странным.
На самом же деле ничего странного в словах апостола нет. В ту эпоху, когда было написано Послание к Римлянам, христиане из язычников подвергались серьёзному давлению со стороны христиан из иудеев, а последние полагали, что пост должен быть, причём не просто пост, а тот, который предписывает традиция иудаизма, известная в настоящее время как кашрут. Но такой пост противоречит логике христианства, ведь Сам Бог в видении сказал первоверховному апостолу Петру на его отказ вкушать запрещённую законом иудаизма пищу так: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 11:9). Чтобы следовать этой логике, необходимо было иметь крепкую веру и не бояться людей. Сегодня же всё наоборот: тот, кто соблюдает установленные Церковью посты чаще всего превращается в изгоя даже в собственной семье, на таких людей наше общество смотрит как странных и непонятных персонажей, чтобы быть верным церковной традиции в наше время нужна крепкая вера и глубокая убеждённость. Но при этом конечный смысл воззвания апостола Павла не утратил и, судя по всему, никогда не утратит своей актуальности: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».
4 декабря. О библейских прообразах
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
О библейских прообразах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 декабря. О богослужении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
О богослужении праздника, — священник Августин Соколовски.
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника, — протоиерей Василий Гелеван.