
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 88 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть одно еврейское слово, которое знают даже очень далёкие от иврита люди, это слово «шалом». В буквальном смысле оно переводится как «мир», но использование его чрезвычайно широко, в наши дни оно чаще всего звучит в качестве приветствия, может быть также произнесено и при прощании, оно может означать имя, а может и фамилию. Из столь широкого его употребления становится ясно, что это слово, как и скрывающееся за ним понятие, очень важно в еврейской культуре, которая вдохновлена Священным Писанием Ветхого Завета. Апостол Павел, конечно же, был глубоко погружён в библейские тексты и образы, поэтому он довольно активно использует слово «мир» в своих посланиях. Видим мы это слово и здесь: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1–2).
Слово «мир» что в русском языке, что в языке Священного Писания очень многогранно. Конечно, в первую очередь оно означает всестороннее благополучие человеческой жизни, именно о нём мы усердно молимся за каждым богослужением Православной Церкви, но есть у слова «мир» и иное, не имеющее никакого отношения к чему-либо земному измерение, которое указывает на гармоничные отношения с Богом. Об этом мы тоже непрестанно молимся, и именно это значение подразумевает в своих посланиях апостол Павел, для него мир — это принципиально новые отношения с Богом, которые стали возможными благодаря Иисусу Христу и Его искупительному подвигу.
Собственно, весь сегодняшний отрывок посвящён как раз этому вопросу: тому, что сделал для человечества Христос и тому, каким образом каждый из нас может воспользоваться дарами Воплощённого Бога. Здесь апостол Павел использует ставшее впоследствии знаменитым и со всех сторон прекрасное словосочетание: «оправдание верой». Этому термину посвящено неисчислимое количество толкований, комментариев, научных исследований, статей и книг. Само по себе обилие литературы на тему оправдания верой указывает на то, что человечеству в целом довольно непросто понять, каким образом можно обрести мир с Богом на основании одной лишь веры, у большинства из нас есть ощущение, что оправдание возможно исключительно через дела, а вера здесь имеет второстепенное значение. Но апостол Павел утверждает обратное: сначала вера, потом дела веры. Сначала надо поверить во Христа и Его Евангелие, а дальше сама эта вера начнёт действовать в человеке, если есть такая вера, то человек не сможет остаться прежним, для него совершенно естественными и неизбежными станут дела веры.
Псалом 47. Богослужебные чтения

Псалмы пророка и царя Давида — это замечательный образец древневосточной поэзии. Как и всякие поэтические произведения, они насыщены яркими, глубокими образами. Один из них — гора Сион. Что же скрывается за этим образом, каково его значение? Ответ на этот вопрос можно найти, поразмыслив над 47-м псалмом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 47.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых.
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне её город великого Царя.
4 Бог в жилищах его ведом, как заступник:
5 ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо;
6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство;
7 страх объял их там и мука, как у женщин в родах;
8 восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.
9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки.
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.
11 Как имя Твоё, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.
12 Да веселится гора Сион, и да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, Господи.
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его;
14 обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду,
15 ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти.
Центральный образ только что прозвучавшего псалма — это гора Сион. Сион — это больше, чем одна из возвышенностей, на которой находится Иерусалим. И это не просто ещё одно название столицы Иудейского царства. Для любого представителя богоизбранной нации, Сион — это центр истинной веры. Та ось, вокруг которой вращается вся мировая история. Это место на земле, где особым образом обитает Сам Господь. С этой точкой незримым образом связан всякий человек и всякая нация, которые или нашли истинного Бога, или находятся в Его поиске. Поэтому и говорит псалмопевец, «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион». Одним словом, Сион — это очень важный религиозный и духовный символ присутствия Бога.
Однако для автора псалмов это не просто абстрактная концепция или политический лозунг. Этот образ напрямую связан с очень глубоким сердечным переживанием. Так мы ощущаем людей, которых любим. Они могут быть далеко от нас, мы их очень давно не видели, но наше сердце всё равно их чувствует, будто они рядом. Иногда это ощущение доставляет нам радость и покой, иногда оно может приносить боль и страдания. Но никогда нет холодного равнодушия и безразличия. Так и псалмопевец возвращается к образу Сиона в своих псалмах регулярно. Он не может не думать и не говорить о нём. К нему постоянно устремлены его мысли и его чувства. Хотя их палитра может быть очень разная.
Такое живое сердечное ощущение и называется верой. Присутствие Бога в жизни должно не просто признаваться на рациональном уровне. Оно должно регулярно проживаться глубоко внутри нас. Глубже нашего ума и глубже всяких чувств и эмоций. Вера — это то внутреннее пространство, на фоне которого протекают наши мысли и наши переживания. И наша задача сделать всё от нас зависящее, чтобы это пространство стало для нас ощутимым. Только тогда мы будем способны видеть Бога в своей жизни. Видеть не глазами, а внутренним взором. Именно о таком сердечном видении и говорит псалмопевец, рассуждая о Сионе: «обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его». Вся церковная дисциплина с её аскетическими упражнениями, уставными предписаниями и таинствами Церкви существует для этого. Чтобы мы ощутимым образом встретили Бога внутри себя.
И ещё один важный момент. Священное Писание настаивает на том, что такой опыт нельзя утаить в себе и пользоваться им эгоистично. Мы обретаем Бога лишь для того, чтобы поделиться этой радостью с другими людьми. Это важное условие обретения веры. Бог ненадолго задерживается в душе человека, который ищет Его с единственной целью — поправить собственное духовное самочувствие. Ощущением присутствия Бога в своей жизни необходимо делиться. В этом призвание человека и его высокое служение. И абсолютно у каждого есть возможность его исполнять в своей ситуации. Как говорит псалмопевец, тот, кто увидел Сион, должен «пересказать грядущему роду, что сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти».
Псалом 47. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 47. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 47. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли
гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя.
4 Бог в жилищах его ведом, как заступник.
5 Ибо вот, сошлись цари, и прошли все мимо;
6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство.
7 Страх объял их там и мука, как у женщин в родах.
8 Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.
9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки.
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.
11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.
12 Да веселится гора Сион, (и) да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, (Господи).
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его; пересчитайте башни его;
14 Обратите сердце ваше к укреплениям его; рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду.
15 Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти.
19 августа. О проповеди

В 1-й главе 2-го Послания апостола Петра есть слова: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия».
О свидетельстве избранных Христом апостолов — священник Алексий Дудин.
В нашем мире принято считать ту весть и то событие истинным, которому мы имеем подтверждение. Для того чтобы считать истиной то или иное — необходимы свидетели. Самые ближайшие свидетели того, что происходило здесь, на земле, и того, что сделал Христос для нас, были святые апостолы.
Как мы исповедуем в нашем Символе Веры, мы верим во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Почему это столь важно для нас, что слово «апостольское» попало в главное исповедание нашей православной веры? Ведь апостолы были очевидцами. А именно свидетельство очевидцев является главным основанием для истинности того или иного события.
Для того чтобы проверить и поверить в его подлинность, мы всегда хотим опросить тех людей, которые видели и были участниками того или иного исторического события. Апостолы, проживая в одно и то же время со Христом, имея возможность задавать Ему вопросы и разобраться во всех тонкостях учения Христова, как раз и стали основанием и теми людьми, которые дали нам богатство церковного предания.
Все выпуски программы Актуальная тема