Рим., 98 зач., VIII, 22-27.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел поднимает две важные для жизни любого верующего человека, темы. Первая из них — тема надежды.
Все живые существа, по мысли апостола, находятся в очень печальном состоянии. Жизнь полна скорбей. А потому вся тварь, по его словам, стенает и мучается. Для кого-то эти мучения являются ярким свидетельством бессмысленности и алогичности бытия. Нельзя здесь не вспомнить тоску Евгения Базарова, которого угнетала мысль о том, что всякий из нас родился в этот мир, чтобы страдать, а после лечь в землю, из которой на его могиле вырастет лопух. Вот и весь итог. Однако совершенно иначе переживают этот тягостный опыт те, в ком живёт Дух Божий. По словам Павла, Он даёт нашему сердцу надежду. Христиане живут предвкушением усыновления Богу и ожиданием грядущей славы. И это не просто фанатичная и упрямая рассудочная уверенность. Это именно живой внутренний опыт, реальные внутренние переживания. В церковных таинствах благодаря действию Божественной благодати каждый из нас может отчасти вкусить это чудо усыновления и спасения, укрепиться в уверенности, что всё не так безнадежно, как порой кажется, что в итоге всё будет хорошо. Поэтому и говорит апостол: «Мы спасены в надежде». Жизнь — не могила, не склеп. Для того, кто открывает в себе источник Божественного света, — это путь к освобождению и обновлению, путь к славе, отблески которой он с душевным трепетом ощущает на себе уже здесь и сейчас.
Тесным образом тема надежды связана с темой молитвы. Порой нам кажется, что молитва — это такой инструмент, который помогает нам комфортнее устроиться в этой жизни. Это замечательный способ избавиться от разного рода неприятностей, тягот, болезней и невзгод. Но при этом мы не задумываемся, что в таком случае Бог становится для нас всего лишь средством достижения собственных целей. Ведь всё, что нас беспокоит, в таком случае — обеспечить себе уют и безопасность здесь и сейчас. Так мыслит человек, который всё ещё живет иллюзией, что эту жизнь можно исправить, следует только немного поднапрячься: продвинуться по карьерной лестнице, подзаработать побольше денег, обзавестись новыми связями, а для этого и необходимо заручиться поддержкой свыше. О таких апостол говорит: «мы не знаем, о чём молиться».
Человек, который живет надеждой и сердечным опытом приближающегося избавления, молится не только о том, чтобы освободиться от скорбей, которые нам непременно надлежит пройти, но в первую очередь о познании воли Бога. О том, чтобы стать тем инструментом в Его руках, через который Он, насколько это возможно, будет действовать в этом мире. Если у нас есть такое внутренне устроение, то наши повседневные нужды Господь возьмёт на Себя. Он даст нам всё необходимое. Наша задача думать в первую очередь о том, как исполнить Его Евангелие. Именно так можно понимать слова апостола о том, что «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
Очевидно, что апостол Павел предлагает нам очень высокий идеал. Нам трудно не проваливаться в повседневные заботы. Трудно не просить у Бога избавить нас от разного рода неприятностей и устроить наш быт. Однако даже в этой суете эти мысли Павла должны являться для всех, кто считает себя последователями Христа, ориентиром, с которым необходимо сверять свою жизнь, чтобы среди разного рода невзгод и потрясений в нас поселился опыт надежды на грядущее избавление, а вместе с ним и радость предвкушения Царства Небесного.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.