
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 98 зач., VIII, 22-27.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел поднимает две важные для жизни любого верующего человека, темы. Первая из них — тема надежды.
Все живые существа, по мысли апостола, находятся в очень печальном состоянии. Жизнь полна скорбей. А потому вся тварь, по его словам, стенает и мучается. Для кого-то эти мучения являются ярким свидетельством бессмысленности и алогичности бытия. Нельзя здесь не вспомнить тоску Евгения Базарова, которого угнетала мысль о том, что всякий из нас родился в этот мир, чтобы страдать, а после лечь в землю, из которой на его могиле вырастет лопух. Вот и весь итог. Однако совершенно иначе переживают этот тягостный опыт те, в ком живёт Дух Божий. По словам Павла, Он даёт нашему сердцу надежду. Христиане живут предвкушением усыновления Богу и ожиданием грядущей славы. И это не просто фанатичная и упрямая рассудочная уверенность. Это именно живой внутренний опыт, реальные внутренние переживания. В церковных таинствах благодаря действию Божественной благодати каждый из нас может отчасти вкусить это чудо усыновления и спасения, укрепиться в уверенности, что всё не так безнадежно, как порой кажется, что в итоге всё будет хорошо. Поэтому и говорит апостол: «Мы спасены в надежде». Жизнь — не могила, не склеп. Для того, кто открывает в себе источник Божественного света, — это путь к освобождению и обновлению, путь к славе, отблески которой он с душевным трепетом ощущает на себе уже здесь и сейчас.
Тесным образом тема надежды связана с темой молитвы. Порой нам кажется, что молитва — это такой инструмент, который помогает нам комфортнее устроиться в этой жизни. Это замечательный способ избавиться от разного рода неприятностей, тягот, болезней и невзгод. Но при этом мы не задумываемся, что в таком случае Бог становится для нас всего лишь средством достижения собственных целей. Ведь всё, что нас беспокоит, в таком случае — обеспечить себе уют и безопасность здесь и сейчас. Так мыслит человек, который всё ещё живет иллюзией, что эту жизнь можно исправить, следует только немного поднапрячься: продвинуться по карьерной лестнице, подзаработать побольше денег, обзавестись новыми связями, а для этого и необходимо заручиться поддержкой свыше. О таких апостол говорит: «мы не знаем, о чём молиться».
Человек, который живет надеждой и сердечным опытом приближающегося избавления, молится не только о том, чтобы освободиться от скорбей, которые нам непременно надлежит пройти, но в первую очередь о познании воли Бога. О том, чтобы стать тем инструментом в Его руках, через который Он, насколько это возможно, будет действовать в этом мире. Если у нас есть такое внутренне устроение, то наши повседневные нужды Господь возьмёт на Себя. Он даст нам всё необходимое. Наша задача думать в первую очередь о том, как исполнить Его Евангелие. Именно так можно понимать слова апостола о том, что «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
Очевидно, что апостол Павел предлагает нам очень высокий идеал. Нам трудно не проваливаться в повседневные заботы. Трудно не просить у Бога избавить нас от разного рода неприятностей и устроить наш быт. Однако даже в этой суете эти мысли Павла должны являться для всех, кто считает себя последователями Христа, ориентиром, с которым необходимо сверять свою жизнь, чтобы среди разного рода невзгод и потрясений в нас поселился опыт надежды на грядущее избавление, а вместе с ним и радость предвкушения Царства Небесного.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема