Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, поднимает важную для христианского богословия тему — тему божественной справедливости.
Сегодня апостол Павел рассматривает этот вопрос применительно к тем обстоятельствам, в которых оказались христиане римской общины. В своём подавляющем большинстве это были люди, которые пришли в Церковь из язычества. Многие из них имели некрещённых родственников, которые продолжали жить вне Христа. Каждому человеку свойственно беспокоиться о близких. Поэтому закономерно, что у римских христиан также появился вопрос: как же Бог будет судить их близких, какая же участь их ожидает. Ведь проблема в том, что мы не можем назвать безнравственными всех тех людей, которые не приняли Крещения. Есть среди них много светлых людей, которые пользуются у окружающих за свою добродетельную жизнь любовью и уважением. Неужели, они тоже наравне с грешниками обречены на погибель?
Апостол Павел утешает римлян, высказывая весьма радикальную по меркам того времени идею: у Бога, говорит он, нет лицеприятия. Господь знает всё о каждом из нас, знает наши самые потаённые мысли и желания. Видит те наши дела, которые не могут увидеть другие люди. Поэтому во время суда Он будет смотреть на поступки людей и на их совесть. Если ты иудей или христианин, то на тебе больше ответственности, поскольку у тебя есть закон Моисеев, есть Евангелие, где вполне чётко и определённо говорится о том, какими принципами ты должен руководствоваться в жизни. Более того, у тебя есть Божественная благодать, которая помогает тебе двигаться по этому пути. Если ты язычник, вне Церкви, Господь будет судить тебя иначе. Он будет смотреть, насколько ты был честен с самим собой, насколько прислушивался к голосу естественного нравственного закона, который живёт без исключения в каждом человеке. Ведь каждый из нас сотворён по Образу Божию, а потому, если человек ведёт внимательную жизнь, ищет в потоке её событий высокий смысл, он обязательно так или иначе услышит в себе голос Творца.
Безусловно, это важное свидетельство Божественной справедливости и человеколюбия. Ведь даже мы, люди, понимаем, что нельзя причёсывать всех под одну гребёнку. И нередко может случиться так, что человек не приходит в Церковь не по причине свой злобы, испорченности или неверия. Но в силу разных сложных жизненных обстоятельств. Кому-то, например, было суждено родиться там, где нет не только православного храма, но и самой христианской веры. Кто-то столкнулся с цинизмом и равнодушием простых христиан или даже священнослужителей, а потому не в силах ещё переступить через недоверие, которое появилось в его душе по вине самих же верующих. Бог знает обо всём этом. В том числе хорошо видит, являются ли причины, по которым человек не пришёл в Церковь, хотя формально ничего ему не мешало, вескими или надуманными. А потому и окончательное решение о судьбе человека будет принимать именно Он. Нас же, верующих людей, в большей степени должно беспокоить то, как мы сами исполняем Его заповеди. Ведь во многом именно от нас зависит то, какое отношение ко Христу и Его Церкви будет у тех людей, которые нас окружают.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение