
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 84 зач., III, 19-26.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда апостол Павел говорит о том, что «законом познаётся грех», для объяснения этого выражения я бы привёл вот какую аналогию.
Я очень хорошо помню, когда, закончив художественную школу, думал дальше развиваться по направлению живописания. Для провинциальной школы то, что и как я рисовал, выглядело более чем убедительно и перспективно. И вот приезжаю я познакомиться с требованиями к абитуриентам в Академию художеств имени Ильи Репина, тогда ещё в Ленинград. Надо было видеть моё лицо, когда я увидел экспозицию работ абитуриентов прошлого года. Это была какая-то фантастика! Ни один из наших преподавателей на таком высоком уровне не рисовал — а здесь это — всего лишь робкие абитуриенты! Так и закончилась, не начавшись, моя художественная карьера!
К чему я это рассказываю? Когда спадают очки романтической влюблённости в православие и начинаются трудовые будни — легко впасть в глубокое уныние и безнадёжность, снова и снова наступая на одни и те же привычные грабли греха. Разница между тем, что ты есть в данный момент по факту, — и тем, каким тебя хотел бы видеть Христос — оказывается настолько огромной, что хочется опустить руки — и даже не пытаться!
Но в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел предлагает выход из этой кажущейся тупиковой ситуации. Он говорит о «правде Божией», которая явилась на всех через Иисуса Христа — когда люди получили оправдание даром, по благодати Его. Но что это значит — если попробуем продолжить аналогию с поступлением в Академию художеств?
Представьте себе такой возможный сценарий. Уходя из здания Академии с чётким пониманием, что даже документы подавать туда подать бессмысленно, в дверях вдруг кто-то меня называет по имени. Я оборачиваюсь — и, о чудо! — передо мной — давний друг моего отца. Мы здороваемся, обнимаемся — и тут я краем глаза замечаю, что все проходящие мимо как-то уж подчёркнуто подобострастно с ним здороваются. Оказывает, в Академии он — самый главный! Разговорившись со мной и узнав про мою скорбь и безнадёжность, он приглашает меня в свой кабинет и просит показать работы. Внимательно их смотрит, моё сердце ходит ходуном от сложных чувств: стыда, тревоги и... какой-то смутной, непонятно откуда появившейся надежды — совершенно безосновательной. Помолчав и подумав, он говорит: «Да, конечно, сейчас у тебя даже документы не возьмут. Но — я готов взять тебя вольнослушателем, чтобы за год ты смог, как следует, подготовиться. И предупреждаю: общими усилиями, если не будешь лениться, мы сделаем из тебя художника!»
Чего-чего, но вот такого поворота я никак не мог ожидать! Разве можно каким-то образом совместить мой непрофессионализм и высочайшие требования к поступающим в Академию? А тут — под надзором лучших преподавателей передо мной открывается невероятная перспектива всё то лучшее, что есть в зачаточном состоянии, развить! И всё это только потому, что этот друг моего отца — в меня поверил!
Бог во Христе также верит в способность каждого из нас стать святыми. И продолжает верить даже тогда, когда мы сами в себе полностью разуверились. Потому что цена, которую Он заплатил за право настолько высоко ценить нашу перспективу — жизнь Его Сына, отданная на Кресте. И, поверьте, при столь высокой цене — Он точно от нас не отступится — невзирая ни на какие наши причитания и всхлипывания по поводу отсутствия способностей и мотивации!..
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 86. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди псалмов есть те, в которых отсутствуют какие-либо молитвенные воззвания. Такие псалмы можно назвать псалмами-размышлениями, и один из них звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Это псалом 86-й. Давайте его послушаем.
Псалом 86.
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие, и играющие, — все источники мои в тебе.
Вполне очевидно, что прозвучавший сейчас псалом посвящён размышлениям о Сионе, или, иначе, Иерусалиме, ведь именно он стоит на горе Сион. В частности, сказано, что Иерусалим выделяется среди прочих селений Израиля: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Пс. 86:2). Это, действительно, так, ведь храм Господень находился именно в Иерусалиме, и без этого города немыслима история нашего спасения.
Однако в псалме привлекает внимание не само упоминание Сиона, а размышления о людях, которые там родились. Если следовать буквальному прочтению псалма, то получается, что факт рождения в Иерусалиме является причиной, по которой Бог благоволит человеку: «О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его“» (Пс. 86:5).
Если обратиться к историческим книгам Ветхого Завета, то мы не сможем найти в них подтверждения этой мысли, то есть ни в одной из них не сказано, что рождение в Иерусалиме ставило человека в особенные отношения с Богом. В такие отношения человека ставила принадлежность к избранному народу, а не место появления на свет; но и принадлежность к избранному народу тоже не давала никаких гарантий, ведь человек мог ни во что не ставить Бога и Его закон.
Вполне естественно, что мы — христиане — не можем не прочитывать прозвучавший только что псалом через призму Нового Завета. Для нас кажется очевидным, что рождение на Сионе — это прообраз духовного рождения в крещальной купели. Только тот, кто родился от воды и Духа, по слову Христа, может увидеть Царствие Божие (см. Ин. 3:5). И здесь уже не может быть никаких оговорок, такого человека действительно укрепляет Бог, и свидетельство тому — весь сонм христианских святых, особенно же мучеников.
Когда мы размышляем об этих людях, у нас могут быть различного рода сомнения; единственное, в чём невозможно сомневаться, — это в силе Божией, которая их укрепляла. Без такой поддержки мученики не смогли бы не потерять самообладание во время гонений, они бы не сумели сохранить верность Христу. Впрочем, мученики — это весьма радикальный пример, всё же, абсолютному большинству христиан укрепление от Бога нужно вовсе не для противостояния гонителям, а для борьбы с самими собой, со своими страстями, похотями и грехами. И Бог даёт силу тем, кто обрёл рождение свыше — рождение в духовном Сионе.
86-й псалом говорит о таковом рождении как о чём-то в высшей степени вожделенном, как о том, к чему нужно стремиться, и о чём стоит мечтать, мы же понимаем, что об этом стоит в первую очередь усердно и непрестанно молиться.