
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 84 зач., III, 19-26.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда апостол Павел говорит о том, что «законом познаётся грех», для объяснения этого выражения я бы привёл вот какую аналогию.
Я очень хорошо помню, когда, закончив художественную школу, думал дальше развиваться по направлению живописания. Для провинциальной школы то, что и как я рисовал, выглядело более чем убедительно и перспективно. И вот приезжаю я познакомиться с требованиями к абитуриентам в Академию художеств имени Ильи Репина, тогда ещё в Ленинград. Надо было видеть моё лицо, когда я увидел экспозицию работ абитуриентов прошлого года. Это была какая-то фантастика! Ни один из наших преподавателей на таком высоком уровне не рисовал — а здесь это — всего лишь робкие абитуриенты! Так и закончилась, не начавшись, моя художественная карьера!
К чему я это рассказываю? Когда спадают очки романтической влюблённости в православие и начинаются трудовые будни — легко впасть в глубокое уныние и безнадёжность, снова и снова наступая на одни и те же привычные грабли греха. Разница между тем, что ты есть в данный момент по факту, — и тем, каким тебя хотел бы видеть Христос — оказывается настолько огромной, что хочется опустить руки — и даже не пытаться!
Но в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел предлагает выход из этой кажущейся тупиковой ситуации. Он говорит о «правде Божией», которая явилась на всех через Иисуса Христа — когда люди получили оправдание даром, по благодати Его. Но что это значит — если попробуем продолжить аналогию с поступлением в Академию художеств?
Представьте себе такой возможный сценарий. Уходя из здания Академии с чётким пониманием, что даже документы подавать туда подать бессмысленно, в дверях вдруг кто-то меня называет по имени. Я оборачиваюсь — и, о чудо! — передо мной — давний друг моего отца. Мы здороваемся, обнимаемся — и тут я краем глаза замечаю, что все проходящие мимо как-то уж подчёркнуто подобострастно с ним здороваются. Оказывает, в Академии он — самый главный! Разговорившись со мной и узнав про мою скорбь и безнадёжность, он приглашает меня в свой кабинет и просит показать работы. Внимательно их смотрит, моё сердце ходит ходуном от сложных чувств: стыда, тревоги и... какой-то смутной, непонятно откуда появившейся надежды — совершенно безосновательной. Помолчав и подумав, он говорит: «Да, конечно, сейчас у тебя даже документы не возьмут. Но — я готов взять тебя вольнослушателем, чтобы за год ты смог, как следует, подготовиться. И предупреждаю: общими усилиями, если не будешь лениться, мы сделаем из тебя художника!»
Чего-чего, но вот такого поворота я никак не мог ожидать! Разве можно каким-то образом совместить мой непрофессионализм и высочайшие требования к поступающим в Академию? А тут — под надзором лучших преподавателей передо мной открывается невероятная перспектива всё то лучшее, что есть в зачаточном состоянии, развить! И всё это только потому, что этот друг моего отца — в меня поверил!
Бог во Христе также верит в способность каждого из нас стать святыми. И продолжает верить даже тогда, когда мы сами в себе полностью разуверились. Потому что цена, которую Он заплатил за право настолько высоко ценить нашу перспективу — жизнь Его Сына, отданная на Кресте. И, поверьте, при столь высокой цене — Он точно от нас не отступится — невзирая ни на какие наши причитания и всхлипывания по поводу отсутствия способностей и мотивации!..
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер