
Рим., 86 зач., IV, 4-12.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
С первого взгляда слова апостола Павла выглядят очень и очень странными. Как Бог может «вменить» праведность человеку? Разве праведность — не есть определённое качество личности, которое либо развивается самим человеком, либо, наоборот, оказывается в небрежении и таким образом разрушается? Разве можно человека насильно сделать святым и праведным?
Ответ только один: конечно же, нет! «Невольник — не богомольник» — и в этой мудрой пословице всё очень точно. Но что же тогда такое — «вменение веры в праведность», буквально — «объявление», «декларация» праведности?
Не просто так апостол заостряет этот вопрос. Он ведь преследует совершенно ясную цель: выбить из-под слушающих его иудеев основания для духовного высокомерия, гордости своим исключительным положением через наличие обрезания как знака посвящённости Богу. И он бьёт прямо в самый центр: а вот Бог когда Авраама «объявил» праведным — до обрезания или после? Ага, значит, всё же до — и что это значит? И дальше ещё жестче: раз так, тогда Авраам — не только праотец иудеев, но и праотец всех необрезанных — но живущих по вере! Обрезан ли ты или не обрезан — это всё вторично, а вот вера, качество религиозной жизни — вот что самое главное!
Смотрите, как удивительно тонко апостол раскрывает образ Бога! Господь — Он не какая-то абстрактная идея, Он — Живой, Присутствующий здесь и сейчас, и только Он Один и является самым главным деятелем всего, что происходит в мире. И то самое «объявление праведником» — на мой взгляд, можно лучше всего сравнить с... зачислением в школу: ребёнок уже ученик — хотя, возможно, ещё не разу и книги не открывал и на уроках не сидел. Но — всё равно — ученик — потому что перспектива его дальнейших лет уже определена.
Так же и уверовавший во Христа уже становится Его учеником — пусть нерадивым, бестолковым, невнимательным — но всё равно он уже в Его школе — Церкви — только если не ведёт себя откровенно нагло и беспардонно.
Затрагивая тему «праведности от веры» и противопоставляя её «праведности по делам», апостол делает очень важный ход. Человеку достаточно легко стать праведным в глазах окружающих, да и в собственных тоже — а вот попробуй получить «сертификат» своей праведности от Самого Господа Бога! Более того: этот «сертификат» реально существует, его можно даже рассмотреть во всех подробностях и деталях! Ведь этот «сертификат праведности от Бога» — Сын Божий, Иисус Христос, каким мы знаем Его из Евангелия!
Значит, то, насколько жизнь человека во всех её проявлениях перекликается с тем, о чём мы читаем в Евангелии, — это и есть своего рода «сертификат» его праведности! Более того: этот «сертификат» — живой, Он и есть та самая «закваска», которой переквашивается человеческое естество, Он и есть тот самый Свет — который проникает в самую глубину души и расставляет там всё по своим местам, Он и есть та самая Вода Живая — попробовав которую однажды, другой уже не захочешь! И всякий раз, приступая к Святому Причастию, — мы надеемся, что, приняв внутрь Святые Тайны, мы обновляемся в самых первоистоках, там, куда не способна проникнуть никакая рефлексия, никакое даже самое сосредоточенное размышление — там, где и живёт религиозная вера.
Как же важно всякий раз, приступая к Причастию, помнить: мы — не выпускники, нам ещё далеко до итоговой аттестации, мы всего лишь духовные первоклассники — и надо очень стараться, чтобы не оказаться исключённым из Самой Главной Школы жизни — Христовой Церкви!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема