Рим., 86 зач., IV, 4-12.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
С первого взгляда слова апостола Павла выглядят очень и очень странными. Как Бог может «вменить» праведность человеку? Разве праведность — не есть определённое качество личности, которое либо развивается самим человеком, либо, наоборот, оказывается в небрежении и таким образом разрушается? Разве можно человека насильно сделать святым и праведным?
Ответ только один: конечно же, нет! «Невольник — не богомольник» — и в этой мудрой пословице всё очень точно. Но что же тогда такое — «вменение веры в праведность», буквально — «объявление», «декларация» праведности?
Не просто так апостол заостряет этот вопрос. Он ведь преследует совершенно ясную цель: выбить из-под слушающих его иудеев основания для духовного высокомерия, гордости своим исключительным положением через наличие обрезания как знака посвящённости Богу. И он бьёт прямо в самый центр: а вот Бог когда Авраама «объявил» праведным — до обрезания или после? Ага, значит, всё же до — и что это значит? И дальше ещё жестче: раз так, тогда Авраам — не только праотец иудеев, но и праотец всех необрезанных — но живущих по вере! Обрезан ли ты или не обрезан — это всё вторично, а вот вера, качество религиозной жизни — вот что самое главное!
Смотрите, как удивительно тонко апостол раскрывает образ Бога! Господь — Он не какая-то абстрактная идея, Он — Живой, Присутствующий здесь и сейчас, и только Он Один и является самым главным деятелем всего, что происходит в мире. И то самое «объявление праведником» — на мой взгляд, можно лучше всего сравнить с... зачислением в школу: ребёнок уже ученик — хотя, возможно, ещё не разу и книги не открывал и на уроках не сидел. Но — всё равно — ученик — потому что перспектива его дальнейших лет уже определена.
Так же и уверовавший во Христа уже становится Его учеником — пусть нерадивым, бестолковым, невнимательным — но всё равно он уже в Его школе — Церкви — только если не ведёт себя откровенно нагло и беспардонно.
Затрагивая тему «праведности от веры» и противопоставляя её «праведности по делам», апостол делает очень важный ход. Человеку достаточно легко стать праведным в глазах окружающих, да и в собственных тоже — а вот попробуй получить «сертификат» своей праведности от Самого Господа Бога! Более того: этот «сертификат» реально существует, его можно даже рассмотреть во всех подробностях и деталях! Ведь этот «сертификат праведности от Бога» — Сын Божий, Иисус Христос, каким мы знаем Его из Евангелия!
Значит, то, насколько жизнь человека во всех её проявлениях перекликается с тем, о чём мы читаем в Евангелии, — это и есть своего рода «сертификат» его праведности! Более того: этот «сертификат» — живой, Он и есть та самая «закваска», которой переквашивается человеческое естество, Он и есть тот самый Свет — который проникает в самую глубину души и расставляет там всё по своим местам, Он и есть та самая Вода Живая — попробовав которую однажды, другой уже не захочешь! И всякий раз, приступая к Святому Причастию, — мы надеемся, что, приняв внутрь Святые Тайны, мы обновляемся в самых первоистоках, там, куда не способна проникнуть никакая рефлексия, никакое даже самое сосредоточенное размышление — там, где и живёт религиозная вера.
Как же важно всякий раз, приступая к Причастию, помнить: мы — не выпускники, нам ещё далеко до итоговой аттестации, мы всего лишь духовные первоклассники — и надо очень стараться, чтобы не оказаться исключённым из Самой Главной Школы жизни — Христовой Церкви!
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение