
Апостол Павел
Рим., 79 зач., I, 7-12.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел приветствует христиан римской общины и сообщает им о своем намерении посетить столицу империи. Он упоминает и о мотиве предстоящего визита. Апостол желает преподать верующим духовное наставление, чтобы, как он говорит, «утешиться с вами верою общею, вашею и моею». Это весьма важные слова.
Как мы помним, апостол Павел был весьма незаурядной фигурой. Благодаря своим интеллектуальным и духовным дарованиям он нёс апостольское служение, проповедовал Евангелие, создавал новые общины. Поэтому среди верующих он обладал высоким авторитетом. В их глазах он был учителем с большой буквы, человеком, который знает Истину, а потому слова его имели огромный вес. Множество последователей Христа были готовы исполнить всё, что он скажет, не сомневаясь, что это будет полезным для их духовного взросления. Иными словами, люди нуждались в нём.
Однако сегодня мы слышим о том, как сам апостол видел свои отношения с теми, к кому обращался с духовным наставлением. Он говорит, что не только они получают от него поддержку и наставление, но и сам он, когда передаёт людям свой опыт жизни во Христе, свою веру, получает от этого огромную пользу. Благодаря такому служению, его душа ещё больше наполняется благодатью, которую он и называет утешением.
Этот важный духовный закон лежит в основании подлинно христианской жизни. Писание говорит нам, что человек создан по образу Божию. Речь идёт не только о том, что мы, в отличие от животного мира имеем дар слова, бессмертную душу и свободу выбора. Но в первую очередь о том, что мы можем устраивать свои отношения с ближними, как они устроены в Святой Троице. Отец, Сын и Святой Дух находятся в непрестанном общении любви. Они открыты друг другу настолько, что взаимопроникают друг друга. Поэтому и человек только тогда раскрывает в себе Образ Божий, когда ведёт с окружающими полноценный диалог. То есть, живёт с ними в общении любви, искренности и доверия. Именно поэтому Господь и творит первую женщину со словами «нехорошо человеку быть одному». Мы все должны иметь перед своим лицом другого, такого, как мы, чтобы наша человеческая природа полностью раскрыла свой духовный потенциал.
Поэтому какое бы служение в Церкви ни нёс человек, какую бы иерархическую должность он ни занимал, он нуждается в других, нуждается в искреннем, неформальном общении с ними как с равными, которых он видит перед собой, как Адам видел перед собой Еву. Без этой коммуникации, без этого диалога, мы рискуем закрыться в себе, словно в скорлупе, в футляре. Рискуем превратиться в сухих чиновников, обидчивых подчинённых, вечно недовольных капризных критиков, которых всё не устраивает, одним словом, в самовлюблённых эгоистов, зацикленных на самих себе и собственном самосовершенствовании. Так мы рискуем остаться одни, наедине со своими страхами, недостатками и мелкими обидками. Так душа и становится мёртвой несмотря на то, что вроде бы мы исполняем всё, что предписывает церковный устав. Ведь мы сами, изолируя себя от окружающих, перекрываем к ней доступ благодати, которая живёт среди нас. Ведь Сам Господь говорит в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
Поэтому будем стараться каждый в свою меру, в силу своих талантов и дарований, без остатка отдавать себя тем, кто рядом. Только жертвуя ради других своим временем, делом, словом, передавая им свой, пусть незначительный, но всё же духовный опыт, принимая этот опыт от них, мы раскрываем в себе образ Божий, становимся человеками с большой буквы и обретаем в итоге душевный мир и сердечную полноту.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.