
Рим., 116 зач., XV, 1-7.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Город Рим имеет долгую историю, наполненную разными интересными деталями. Сегодня мы вспомним об одной из них. Почти в самом сердце «вечного города», посреди реки Тибр, можно увидеть небольшой по размерам островок, похожий очертаниями на корабль. Он носит несколько названий. Сегодня его чаще именуют Тиберианой. Но когда-то остров носил имя античного бога врачебного искусства — Эскулапа. Здесь во времена Римской империи находился самый большой изолятор для неизлечимо больных или просто безнадежных людей. Сюда привозили как заразившихся чумой или проказой, так и просто стариков.
Пленниками острова оказывались не только рабы, но и полноправные граждане. Почему пленниками? Потому что выбраться с Тиберианы возможно было только после смерти. Просвещенная античная цивилизация не слишком гуманно относилась к больным людям. Достаточно вспомнить, как поступали в древней Спарте с увечными младенцами — их сбрасывали в горные ущелья. Там же оказывались калеки. Во время эпидемий, которые в Римской империи редкостью не являлись, семьи отказывали заболевшим родственникам в каком-либо уходе, оставляя их на так сказать «попечение богов».
Зародившееся в первом веке христианство сильно удивляло язычников той эпохи. Последователи Спасителя давали свободу рабам, не отказывались от старых или больных родственников, а во время пандемий заботились как о своих близких, так и о чужих — оставленных и брошенных. Этическая установка евангельского учения в данном вопросе была и остается однозначной. Она прекрасно выражена в сегодняшнем отрывке из послания апостола Павла к римлянам.
Святой Павел призывает своих читателей — христиан из евреев и из язычников — отказаться от эгоистических устремлений и начать жить не столько для себя, сколько для окружающих людей. Причем, апостол, как кажется, специально не уточняет, кого он имеет в виду под «окружающими». Похоже, это не только братья и сестры по вере, христиане, но и вообще все люди. Подобная логика находит подтверждение на примере Христа. Господь Иисус пришел в наш мир, чтобы избавить от греха и смерти каждого человека. Искупительная жертва Спасителя имеет отношение ко всему человечеству. Другое дело, что подвиг Сына Божьего не упраздняет нашей свободы. И мы вольны как принять уже дарованную нам благодать, так и отвергнуть её.
Апостол Павел, призывая римских христиан творить добро в отношении каждого человека, безусловно понимает, что одни люди с благодарностью отнесутся к такому отношению. Другим же оно будет неприятно. И вновь святой призывает обратить взор на Христа. Спаситель в течение земной жизни общался с разными людьми. Некоторые стали Его учениками, но большинство современников от Господа Иисуса отворачивалось. Что не мешало Сыну Божьему с любовью относиться даже к самым упорным Своим противникам.
Апостол Павел обещает нам, что если мы будем следовать примеру Христа, иными словами, положим в основание жизни понимание других и терпение, то Бог, видя наше старание, пошлет нам утешение. Утешение, которое выражается в душевном мире, светлой надежде на помощь Господа, сердечной радости. Перечисленные духовные дары станут не только нашим личным достоянием, но проявлением благодати Божией вовне. И тогда мы сможем исполнить завет преподобного Серафима Саровского — «спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
В заключение сегодняшнего чтения апостол Павел напоминает нам, что христианство не религия одиночек. Для христианина недопустимо бросать и оставлять без помощи тех, кто в ней нуждается. Искренняя вера способна даровать людям настоящее единство друг с другом через единство в Боге. И путь к достижению великой духовной общности идет через преодоление эгоизма, неосуждение и прощение чужих грехов, взаимную поддержку в подражании святости Христовой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер