Рим., 116 зач., XV, 1-7.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Город Рим имеет долгую историю, наполненную разными интересными деталями. Сегодня мы вспомним об одной из них. Почти в самом сердце «вечного города», посреди реки Тибр, можно увидеть небольшой по размерам островок, похожий очертаниями на корабль. Он носит несколько названий. Сегодня его чаще именуют Тиберианой. Но когда-то остров носил имя античного бога врачебного искусства — Эскулапа. Здесь во времена Римской империи находился самый большой изолятор для неизлечимо больных или просто безнадежных людей. Сюда привозили как заразившихся чумой или проказой, так и просто стариков.
Пленниками острова оказывались не только рабы, но и полноправные граждане. Почему пленниками? Потому что выбраться с Тиберианы возможно было только после смерти. Просвещенная античная цивилизация не слишком гуманно относилась к больным людям. Достаточно вспомнить, как поступали в древней Спарте с увечными младенцами — их сбрасывали в горные ущелья. Там же оказывались калеки. Во время эпидемий, которые в Римской империи редкостью не являлись, семьи отказывали заболевшим родственникам в каком-либо уходе, оставляя их на так сказать «попечение богов».
Зародившееся в первом веке христианство сильно удивляло язычников той эпохи. Последователи Спасителя давали свободу рабам, не отказывались от старых или больных родственников, а во время пандемий заботились как о своих близких, так и о чужих — оставленных и брошенных. Этическая установка евангельского учения в данном вопросе была и остается однозначной. Она прекрасно выражена в сегодняшнем отрывке из послания апостола Павла к римлянам.
Святой Павел призывает своих читателей — христиан из евреев и из язычников — отказаться от эгоистических устремлений и начать жить не столько для себя, сколько для окружающих людей. Причем, апостол, как кажется, специально не уточняет, кого он имеет в виду под «окружающими». Похоже, это не только братья и сестры по вере, христиане, но и вообще все люди. Подобная логика находит подтверждение на примере Христа. Господь Иисус пришел в наш мир, чтобы избавить от греха и смерти каждого человека. Искупительная жертва Спасителя имеет отношение ко всему человечеству. Другое дело, что подвиг Сына Божьего не упраздняет нашей свободы. И мы вольны как принять уже дарованную нам благодать, так и отвергнуть её.
Апостол Павел, призывая римских христиан творить добро в отношении каждого человека, безусловно понимает, что одни люди с благодарностью отнесутся к такому отношению. Другим же оно будет неприятно. И вновь святой призывает обратить взор на Христа. Спаситель в течение земной жизни общался с разными людьми. Некоторые стали Его учениками, но большинство современников от Господа Иисуса отворачивалось. Что не мешало Сыну Божьему с любовью относиться даже к самым упорным Своим противникам.
Апостол Павел обещает нам, что если мы будем следовать примеру Христа, иными словами, положим в основание жизни понимание других и терпение, то Бог, видя наше старание, пошлет нам утешение. Утешение, которое выражается в душевном мире, светлой надежде на помощь Господа, сердечной радости. Перечисленные духовные дары станут не только нашим личным достоянием, но проявлением благодати Божией вовне. И тогда мы сможем исполнить завет преподобного Серафима Саровского — «спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
В заключение сегодняшнего чтения апостол Павел напоминает нам, что христианство не религия одиночек. Для христианина недопустимо бросать и оставлять без помощи тех, кто в ней нуждается. Искренняя вера способна даровать людям настоящее единство друг с другом через единство в Боге. И путь к достижению великой духовной общности идет через преодоление эгоизма, неосуждение и прощение чужих грехов, взаимную поддержку в подражании святости Христовой.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница