
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 110 зач., XII, 6-14.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одни из самых рейтинговых передач на современном телевидении связаны с тем, что люди демонстрируют свои таланты. Кто-то очень хорошо поет, кто-то танцует или оказывается невероятно гибким. Люди пересылают друг другу ролики и с удивлением рассказывают о том, что видели или слышали. Этих роликов стало так много, что мы нередко перестаем обращать на них внимание. Но вот что интересно, мы говорим о талантах, связанных с телом и его способностями, и практически не обращаем внимания на таланты душевные и тем более духовные. Мы можем удивляться тому, что спортсмен остался на ногах, получив сокрушительный удар, но не удивляемся тому, что человек может жить в условиях постоянной агрессии и при этом не озлобиться. Мы можем удивиться человеку, который развил свою идею, организовал успешный бизнес и разбогател, но тот, кто, обладая богатством, начинает помогать бедным, оплачивает операции больным и вкладывается в социальные объекты, оказывается значительно менее интересен. Скорее, про такого скажут, что он замаливает грехи.
Естественно, такой акцент на внешних, телесных успехах появился не сегодня. И во времена апостола Павла существовали известные спортсмены, певцы и актеры, но он сознательно обращает наше внимание на таланты совершенно другого рода. Не то, чтобы он забывал о теле и считал его чем-то ничего не значащим, дело в другом. В своей жизни человек может сделать акцент на плоти и всем плотском, но может сделать акцент на духовном, не исключая плотского, но находя для плотского положенное ему место.
Итак, апостол Павел пишет сегодня о духовных дарах и ясно дает понять, что каждый христианин обладает тем или иным даром, которым он должен служить всем остальным. Причем если в начале чтения апостол говорит об особенных дарах пророчества или учительства, то во второй части он говорит о том, что действительно доступно каждому.
Например, о даре непритворной любви. Кто из нас не знает, что человек может быть открытым и искренне желать другому добра и непритворно любить. Можно ли назвать такую любовь даром или она является результатом наших усилий? И то, и другое. Бог призывает нас к любви, но наша задача сделать её непритворной. Это её свойство заключается в том, что мы отвращаемся зла и прилепляемся к добру. Причем речь не об отвлеченных добре и зле, но вещах очень конкретных. Любовь друг ко другу должна быть исполнена нежностью. Ученики Христовы должны стремиться услужить друг другу первыми, а не ждать, пока им послужат. И делать это не из-под палки, а с усердием, воспринимая свое служение ближнему как служение самому Господу.
Сегодня мы настолько привыкли к тому, что подвиги должны быть видимыми, что даже в жизни святых в первую очередь пытаемся найти что-нибудь эффектное. Нам кажется, что тот, кто пламенеет духом, должен творить чудеса и чуть ли ни возноситься над землей, но на самом деле главным признаком правильной жизни оказываются не внешние чудеса, а деятельная любовь. Прислушиваясь к тому, что говорит апостол, будем обращать внимание на то, что действительно достойно удивления. При этом постараемся не только удивляться и радоваться чужим добрым делам, постараемся творить их сами.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема