Рим., 121 зач., XVI, 17-24.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этими словами заканчивается Послание апостола Павла к римским христианам. Значительную часть сегодняшнего отрывка занимают прощальные слова, в которых потрудившийся над записью слов апостола Тертий упоминает себя самого и несколько других человек, судя по всему, известных и небезразличных римской общине.
Содержательно же важны самые первые слова отрывка, в них апостол Павел дает финальное напутствие своим адресатам, он просит их остерегаться «производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились», потому что те, кто вносит смуту, «служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву».
Апостол Павел прекрасно осознавал, что как бы ни были мудры и одновременно просты его слова, каким бы возвышенным истинам он ни учил, как бы ни был он убедителен, обязательно найдутся те, кто будет с ним спорить, те, кто не захочет ему поверить. Павел предупреждает римских христиан о том, что так произойдет, и через это предупреждение он вооружает их.
Апостол ясно говорит, что восстающие на его проповедь руководствуются не любовью к истине, ведь если бы они стремились к истине, то послушали бы апостола, потому что истина заключена в его словах. Эти люди идут по пути достижения сугубо земных тленных целей, всю совокупность которых Павел выразил через упоминание того, что они «служат… своему чреву». Если для Павла основной мотив любого его действия — исполнение воли Божией, то его оппоненты живут ради самих себя. Конечно, собственно «чрево», то есть «живот», это всего лишь метафора, под которой следует понимать сиюминутные и исключительно земные интересы тех, кто противостоит апостолу.
Предостережение, которое дал апостол Павел римским христианам, никогда не потеряет своей актуальности. История Церкви показала, что в любом христианском сообществе, вне зависимости от того, в какое время и в каком месте оно находится, эпизодически появляются люди, которые учат не тому, чему учил апостол, и через это они вносят соблазн и разделение. Определить таких людей довольно просто: это те, кто вторгается в христианскую общину и вносит сумятицу. Как правило, эти люди довольно поверхностно знают Священное Писание и учение Церкви, они знакомы лишь с некоторыми положениями церковного вероучения и способны оперировать относительно небольшим числом цитат из Писания. Суть же и Писания, и учения Церкви от них ускользает. Впрочем, они и не пытаются их постигнуть, у них совсем иные цели.
Дай нам всем Бог «мудрости на добро» и «простоты на зло», чтобы мы сумели всегда быть верны учению святого первоверховного Христова апостола Павла!
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







