
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Длинные руки

Фото: PxHere
Жил в одной деревне такой жадный человек, каких белый свет не видывал. Только и думал он, как бы у кого что-то прихватить, да задаром что-нибудь съесть. За это односельчане прозвали его Длинные Руки.
Во дворе у этого человека росло большое старое дерево —груша, посаженная ещё его дедом. Много лет и дед, и отец угощали соседей спелыми плодами, но Длинные Руки был не из таких.
Пришла осень: груши на дереве созрели, начали падать на землю и подгнивать, но хозяин никому не разрешал их подбирать. Сам он груши не любил, для продажи они уже не годились, да разве жадность бывает рассудительной?
Пришёл как-то к владельцу грушевого дерева сосед-крестьянин, и попросил несколько плодов для своих детей.
— Нет, — грубо ответил ему Длинные Руки — Мне они самому нужны.
Через несколько дней пришёл в его сад другой сосед, и попросил хотя бы битых груш. Его мать их обрезала и делала начинку для пирога.
— Обойдётесь, — сказал Длинные Руки — Мне самому мало.
Решили тогда крестьяне проучить жадного хозяина.
Постучался первый сосед в калитку и говорит:
— Вы меня не так поняли, уважаемый. Сегодня моя жена приготовила рагу из оленины, и я пришёл позвать вас вечером в гости, чтобы вы его отведали. А груши мне нужны были для соуса к рагу, да и без них будет вкусно.
— Что ж ты раньше не сказал? — обрадовался Длинные Руки — Это совсем другое дело!
Крестьянин пообещал прийти за ним вечером, а следом за ним в калитку постучался другой сосед.
— Вечером моя мать готовит большой пирог, и мы тебя приглашаем, уважаемый, его отведать. Она хотела сделать начинку из груш, но из курицы будет не хуже...
— Приходи за мной, когда пирог будет готов, — обрадовался хозяин грушевого дерева.
Вечером оба соседа пришли звать в гости Длинные Руки. Он вышел из дома и пошёл с ними по деревенской улице. Дойдя до перекрестка, один из соседей сказал:
— Пойдёмте сначала ко мне, мой дом находится в той стороне.
— Нет, — возразил другой, — сначала пойдёмте ко мне! Моя семья уже села за стол и ждёт гостя ужинать.
Они начали спорить, а затем схватили Длинные Руки и стали тянуть в разные стороны.
— Оставьте меня в покое! Я уже не хочу ни рагу из оленины, ни пирога с курицей. Только отпустите меня! — взмолился тот. — Вы мне и так уже обе руки вытянули!
— Ой, а ведь они у тебя и впрямь теперь длинные до земли, — сказал первый сосед.
— Срочно исправляйте меня! Я хочу, чтобы мои руки стали такими же, как прежде, — попросил Длинные Руки.
— Твои руки примут нормальный вид, если научатся отдавать и делиться с другими, — сказал второй сосед. — Почему бы тебе не начать с опавших груш?
Теперь в тайской деревне все забыли, почему один человек носил такое странное прозвище: Длинные Руки? Ведь на самом деле имя его — Сомчай, что означает хороший человек.
(по мотивам тайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Григорий (Миткевич), архиепископ Калужский и Боровский и его родители

Фото: Алексей / Pexels
У Власия Миткевича, священника из села Жуковка Черниговского уезда, и его супруги, Александры Тимофеевны, в 1807-м году родился долгожданный сын. В святом крещении младенца нарекли Николаем — в честь святителя Николая Чудотворца. Этого святого почитали отец Власий и его жена; во имя святителя Николая был освящён и новый каменный сельский храм, в котором служил батюшка.
Много счастья приносил своим родителям новорождённый Коленька. Однако вместе с радостями пришли и испытания. Когда мальчику исполнился год, он заболел. На теле проявилась сыпь, от которой дитя страдало. Отец Власий и матушка выполняли рекомендации докторов. Но болезнь не отступала. Коленька слабел на глазах. Когда младенец уже с трудом дышал, отец Власий завернул его в тёплое одеяло и отнёс в родной Никольский храм. Там положил Коленьку перед образом Николая Чудотворца, и стал горячо молиться. А потом вдруг услышал, как мальчик засмеялся, стал размахивать ручками. Домой, отец Власий вернулся со здоровым сыном.
Когда Коля подрос, отец стал учить его грамоте, арифметике и Закону Божьему. В 1818-м году мальчик поступил в Черниговское уездное училище, и окончил его с похвальным листом «за доброе прилежание и поведение». Николай решил пойти по отцовским стопам и стать священником. Поэтому в 1821-м поступил в Черниговскую духовную семинарию. Учился Коля с усердием, а когда наступали каникулы, спешил домой — помогать отцу в храме и матери по хозяйству. Николай пел и читал на клиросе, присматривал за родительской пасекой. Семья Миткевичей была небогатой. Коля видел, как много приходится трудиться отцу и матери. И поддерживал их по мере сил. Деньги, которые родители давали ему с собой в семинарию, он старался не тратить без особой нужды. И с благодарностью возвращал отцу и матери всё, что удавалось сэкономить.
В 1827-м году, окончив семинарию, Николай поступил в Киевскую духовную академию. В то время часто навещать родителей он уже не мог, однако поддерживал с ними постоянную переписку. Однажды в письме пришла горестная весть. Отец Власий сообщал сыну, что матушка Александра Тимофеевна скончалась. Николай приехал домой, чтобы разделить с отцом горе утраты. Скорбь о матери переплеталась в душе молодого человека с чувством вины перед отцом. Николай давно уже решил стать монахом. Но теперь, после кончины матушки, уйти в монастырь означало покинуть одинокого, овдовевшего родителя. Однако противиться монашескому призванию, которое жило в его сердце, Николай тоже не мог. Отец Власий, между тем, заметил: сына что-то тревожит. Ласково стал он выяснять причину. Молодой человек открыл ему свои мысли. И батюшка с радостью благословил сына на монашеский подвиг.
В 1831 году Николай Миткевич принял постриг в киевском Богоявленском Братском монастыре с именем Григорий. Он был деятельным пастырем — проповедовал, преподавал в Киевской духовной академии. А в 1851 году в сане епископа возглавил Калужскую и Боровскую епархию. Всю жизнь владыка Григорий с теплотой вспоминал отца и мать, и родной кров, где прошли его детство и юность. «Родительский дом был для меня всем», — говорил архиепископ своим духовным чадам, напоминая о том, как важна заповедь Божия «чти отца твоего и матерь твою».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Как праздновали Пасху до ревоюции

Фото: Elena Mozhvilo / Unsplash
Праздник Светлого Христова Воскресения испокон веков почитался в России, как один из главных христианских Праздников. В течение сорокадневного Великого поста, предваряющего Пасху, не устраивались большие торжества, а жители страны старались совершать дела милосердия.
К окончанию поста, в праздник Входа Господня в Иерусалим, приурочивались Вербные базары, где кроме ароматных веточек с пушистыми почками можно было приобрести игрушки, свистульки и постные пироги с рыбой, капустой, грибами и яблоками. Часто на таких ярмарках начинали покупать подарки близким к Пасхе. Самый большой Вербный базар устраивался на Красной площади.
На Страстной неделе к Пасхе убирали в домах, а городовые следили за тем, чтобы к Торжеству были приведены в порядок улицы и городские фасады. В XIX веке в России широко распространилась традиция дарить на Пасху друзьям и близким пасхальные яйца: шоколадные, сахарные, из дерева и фарфора. И конечно, во многих семьях красили яйца — с помощью ягод, луковой шелухи или тряпичных лоскутков. В конце XIX века в Россию из Европы пришла новая традиция: накануне Праздника обмениваться с родственниками и друзьями, которых не удастся поздравить лично, пасхальными открытками. Первая русская коллекция открыток, приуроченная к Светлому Празднику, была создана художником Николаем Каразиным в 1898 году по инициативе благотворительной общины святой Евгении. Средства от продажи шли на нужды Красного креста. Позднее, иллюстрации для пасхальных открыток рисовали такие знаменитые художники, как Александр Бенуа и Илья Репин. На почтовых карточках часто изображали православные храмы, весенние сюжеты, и праздничные угощения.
К концу Страстной недели все приготовления к Торжеству заканчивались, и жители страны семьями шли на ночную Пасхальную службу. Ночную Литургию в своём рассказе «Светлая заутреня» вспоминал писатель Василий Никифоров-Волгин: «Наступила тишина. И среди этой тишины запели: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". И под эту воскрыляющую песню заструился огнями крестный ход. <...> Смолкли колокола. Сердце затаилось. <...> И вот, то огромное, чего охватить не мог вначале, — свершилось! Запели "Христос Воскресе из мертвых"». Современники событий вспоминали, как красив был ночной пасхальный крестный ход на площади у Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Силуэт величественного храма тонул в море огоньков свечей, которые люди несли в руках.
После службы народ христосовался — друзья и близкие троекратно целовали друг друга в щёки с пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе Христос!». По обычаю, введенному императором Николаем I, государь христосовался с приближёнными, слугами, офицерами и представителями народа. Каждому, кому довелось похристосоваться с царём на память вручалось расписное фарфоровое яйцо.
Любили пасхальные традиции и в семье последнего русского царя. В 1913 году Император Николай II писал в своём дневнике: «Дети красили яйца с офицерами яхты <...> Одарили друг друга после обеда. <...> Служба была торжественная и замечательно красивая в нашем прелестном храме».
Наступала Светлая седмица — праздничная пасхальная неделя, выходная для граждан империи. По всей России устраивались ярмарки и народные гуляния. С 1913 года по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны, сестры императрицы, совершался благотворительный сбор под названием «Пасхальное яичко», средства от которого шли на помощь беспризорным детям.
Многие светлые традиции празднования Воскресения Христова пережили революцию и дошли до наших дней. Мы так же, как и наши предки идём в Пасхальную ночь на Литургию, печём куличи и красим пасхальные яйца, а ещё передаём эти чудесные традиции нашим детям.
Все выпуски программы Открываем историю