Рим., 94 зач., VII, 1-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Обычно люди очень не любят, когда их проверяют на соответствие правилам. Ещё физические ограничения мы внутренне принимаем, потому что нарушить их не можем, но, когда от нас требуют чего-то формального, внутренне противимся. Почему же формальные вещи бывают важны, если без них вполне можно выжить? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7 главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Итак, мы слышим, как апостол обращается к христианам из иудеев и призывает их относиться к закону по-новому, потому что через крещение они получили свободу во Христе.
В своё время, при заключении завета между Богом и человеком, иудеи согласились соблюдать множество повелений и запретов. Всего их начитывали 613 и все они требовали внимания и исполнения. И хотя по сравнению с тем количеством законов, которое существует сегодня, это не иак уж много, люди воспринимали закон как трудноисполнимый и очень часто испытывали чувство непреходящей, неизбывной вины, от которой невозможно было очиститься. Желание исправиться было, но возможности не было.
Но для чего же Бог дал людям закон, который было так сложно исполнить?
Апостол отвечает так: если бы не было закона, я не узнал бы греха. Т.е. состояние воли человека далеко от совершенства, но пока нет правил и человек живёт по инстинктам, он этого не ощущает, и ему кажется, что проблем нет. Как если бы в соревнованиях не было бы критериев и правил, победителем мог бы считаться каждый. Правила любого соревнования совершенно формальны, но именно они позволяют назвать человека, отточившего мастерство, победителем.
Когда-то человек жил без закона и ему могло казаться, что он вполне хорош и праведен, как ребёнку, который рисует, кажется, что рисунок ровный и пропорциональный. Но вот Бог дал человеку заповеди, которые подсветили, выявили проблемы его воли. После грехопадения они объективно существовали, но человек, не имевший закона, их практически не замечал. С появлением же закона несовершенство людей стало ясно, они почувствовали нужду в Спасителе. Оказалось, что они не могут быть совершенными не только в чём-то серьёзном, но даже в элементарном, что они с трудом совершают даже то, с чем без заповедей не испытывали проблем.
Одним из путей решения этих трудностей было простое отвержение закона, ведь чем меньше правил, тем меньше их нарушают. Но апостол уверен, что правилен другой путь. Закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра. И пусть его формы условны, и пусть некоторые из заповедей формальны и лишь выявляют проблемы нашей воли. Нам стоит увидеть и сохранить те незыблемые нормы, которые лежат в их основе. Мы действительно не можем исполнить всех заповедей, но вместо того, чтобы отвергать их, мы можем увидеть своё бессилие и предать его в руки Божии.
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час