
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Обычно люди очень не любят, когда их проверяют на соответствие правилам. Ещё физические ограничения мы внутренне принимаем, потому что нарушить их не можем, но, когда от нас требуют чего-то формального, внутренне противимся. Почему же формальные вещи бывают важны, если без них вполне можно выжить? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7 главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Итак, мы слышим, как апостол обращается к христианам из иудеев и призывает их относиться к закону по-новому, потому что через крещение они получили свободу во Христе.
В своё время, при заключении завета между Богом и человеком, иудеи согласились соблюдать множество повелений и запретов. Всего их начитывали 613 и все они требовали внимания и исполнения. И хотя по сравнению с тем количеством законов, которое существует сегодня, это не иак уж много, люди воспринимали закон как трудноисполнимый и очень часто испытывали чувство непреходящей, неизбывной вины, от которой невозможно было очиститься. Желание исправиться было, но возможности не было.
Но для чего же Бог дал людям закон, который было так сложно исполнить?
Апостол отвечает так: если бы не было закона, я не узнал бы греха. Т.е. состояние воли человека далеко от совершенства, но пока нет правил и человек живёт по инстинктам, он этого не ощущает, и ему кажется, что проблем нет. Как если бы в соревнованиях не было бы критериев и правил, победителем мог бы считаться каждый. Правила любого соревнования совершенно формальны, но именно они позволяют назвать человека, отточившего мастерство, победителем.
Когда-то человек жил без закона и ему могло казаться, что он вполне хорош и праведен, как ребёнку, который рисует, кажется, что рисунок ровный и пропорциональный. Но вот Бог дал человеку заповеди, которые подсветили, выявили проблемы его воли. После грехопадения они объективно существовали, но человек, не имевший закона, их практически не замечал. С появлением же закона несовершенство людей стало ясно, они почувствовали нужду в Спасителе. Оказалось, что они не могут быть совершенными не только в чём-то серьёзном, но даже в элементарном, что они с трудом совершают даже то, с чем без заповедей не испытывали проблем.
Одним из путей решения этих трудностей было простое отвержение закона, ведь чем меньше правил, тем меньше их нарушают. Но апостол уверен, что правилен другой путь. Закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра. И пусть его формы условны, и пусть некоторые из заповедей формальны и лишь выявляют проблемы нашей воли. Нам стоит увидеть и сохранить те незыблемые нормы, которые лежат в их основе. Мы действительно не можем исполнить всех заповедей, но вместо того, чтобы отвергать их, мы можем увидеть своё бессилие и предать его в руки Божии.
«Через болезнь к помощи ближним». Александр Бочаров, Ксения Черная

Гостями программы «Вечер воскресенья» были сотрудники пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и Ксения Чёрная.
Мы говорили с нашими гостями об их личном опыте борьбы с тяжелыми болезнями, как вера помогала и укрепляла их и как помощь другим стала для них важной частью жизни
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Зачем такие сложные богослужения?» Священник Олег Осадчий, Сергей Желудков, Ольга Цой
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Олег Осадчий, композитор, дирижер Сергей Желудков и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли об особенностях и красоте православных богослужений и почему они многим кажутся тяжелыми и непонятными.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..