Рим., 87 зач., IV, 13-25.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Существует ли связь между догматами и практической жизнью? Кто-то скажет, что скорее нет, чем да. И догматы, как явление, обитают только в пыльных библиотеках богословских академий. На самом деле, всё обстоит иначе. И догматы (то есть — постулаты веры) играют для духовной жизни самую важную роль. Ведь они, в конечном счёте, указывают, в кого мы верим. О том, как сочетаются между собой знание о Боге и духовная жизнь, рассуждает в послании к римлянам апостол Павел. Отрывок из четвёртой главы данного послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем этот текст.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Апостол Павел начинает своё обращение к римским христианам с рассуждения о подвиге ветхозаветного патриарха Авраама. Авраам, по мнению святого, не только оказался основателем народа еврейского, но, прежде всего, стал примером истинной и крепкой веры для христианской Церкви. Потому Павел и именует Авраама отцом верующих.
Апостол Павел прямо утверждает, что не только к поступкам, тщательному исполнению заповедей может быть сведена духовная жизнь Авраама. В отношении древнего патриарха Павел произносит очень сильные по своему значению слова: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
Иными словами, Авраам осуществил шаг по преодолению границ человеческих возможностей. Кто-то скажет — ветхозаветному патриарху было легко так поступить, ведь Господь с ним общался напрямую. На самом деле, опыт богооткровения доступен для каждого человека. Святой Павел пишет о том, что, во-первых, окружающий нас мир уже свидетельствует о существовании и доброй природе своего Творца. А во-вторых, Господь через Сына Своего Иисуса Христа принёс людям весть о Себе Самом. Благодаря Спасителю мы получили возможность напрямую общаться с Богом через молитву и таинства Церкви.
Однако откровение Бога о Себе Самом не упраздняет человеческой свободы. Кто-то готов признать существование истинного Бога и проявить послушание Ему. А кто-то стремится всячески не замечать Творца, а Его место заполнять приземлёнными представлениями о высшем бытии. Так, собственно, возникло язычество. Люди, забывшие Бога, начали возводить в степень абсолюта проявления природы, изобретая богов-покровителей стихий. Следствием всех этих ложных духовных исканий стали искажения в области морали и нравственности.
Церковь постаралась облегчить верующим путь к общению с Богом. Потому в отношении наиболее важных элементов веры и ввела догматы — постулаты веры. Догматы, на основании которых живёт Церковь, не есть результат пустого любопытства. Это попытка ограниченным человеческим языком описать, Кем является Господь, для того чтобы дать нам ориентиры для жизни. Догматы — это как бы указатели на дороге к духовному совершенству, помогающие нам не сбиться с истинного пути, не перепутать настоящего Бога с ложными представлениями о Нём.
Потому и призывает Церковь православных христиан каждое утро во время молитвы читать Символ веры — древнее исповедание христианского вероучения. Чтобы подобно праотцу Аврааму не сомневаться в вере, а иметь прочное основание под ногами, ясное понимание того, что верим мы в Бога, с одной стороны, превосходящего в величии и совершенстве наше восприятие, но, с другой стороны, открывшегося миру через Сына Своего Иисуса Христа как любящий Отец, не терпящий зла и благословляющий добро.
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.