Послание к Колоссянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Колоссянам святого апостола Павла

* Поделиться

Кол., 250 зач., I, 12-18.

Глава 1.

12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 

13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 

14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 

15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 

16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; 

17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Только что мы с вами услышали отрывок гимна во славу Христа Спасителя. Он, как и всякие другие поэтические произведения такого рода, требует определенных усилий для его понимания. Ему посвящены многие исследования и, конечно, мы не сможем их изучить в полной мере. Впрочем, в этом нет особой необходимости: понять основные мысли гимна можно и без глубокого погружения в серьезные научные труды.

Апостол Павел благодарит Бога и Отца, который избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство Своего Сына, в котором мы получили прощение грехов. Это первая мысль гимна. Под «властью тьмы» апостол понимает всецелую погруженность в мирское и приходящее, противоположность этому — божественное и нетленное. Нет никакого сомнения в том, что человек должен устраивать свою земную жизнь, но при стоит помнить, что в ней никогда не получится найти конечный смысл, никогда не получится обрести нерушимый покой, если опираться лишь на то, что способен дать видимый мир. Такая жизнь — и в самом деле «власть тьмы», тот, кто пытается жить исключительно физическими устремлениями в самом широком их понимании, — блуждает во тьме, он движется без какой-либо внятной цели. Христианство утверждает, что такое положение дел связано с тем, что человек создан по образу и подобию Божию, соответственно, цель и смысл нашего существования — в Боге, всё же прочее — лишь тоска по Богу, пусть зачастую и неосознаваемая. Апостол Павел благодарит Бога за то, что Он дал ему возможность увидеть смысл и понять путь, он сам вышел из-под «власти тьмы», и он же стал проводником для других людей, за которых апостол также благодарит Бога.

Далее в своем гимна Павел раскрывает учение Церкви о Христе. Христос — «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари», всё создано Им и для Него, Он — прежде всего и всё существующее существует Им, Он — Источник жизни, и Он же — Глава Церкви. Апостолу было необходимо написать эти слова для борьбы с лжеучителями, которые в то время были в Колоссах, они, среди прочего, низводили Христа в разряд пусть и высших, но тварных существ. В опровержение такого взгляда Павел пишет, что Христос «есть образ Бога невидимого». Да, человек тоже образ Божий, но Христос — первообраз, ни в чем не отличающийся от существа Отца, или, иначе — Единосущный Сын Божий. Подобно Богу-Отцу Христос до Своего Воплощения был невидим. Святитель Иоанн Златоуст прокомментировал эту апостольскую мысль такими словами: «Если Бог невидим, то и образ Его также невидим, потому что в противном случае Он не был бы образом».

Мысли, которые заключены в услышанном нами сегодня гимне, нашли отражение во множестве более поздних текстов, в том числе, и в текстах богослужебных. Но если вместить в себя богослужебные песнопения бывает непросто, то понять и выучить гимн апостола Павла может всякий. Если удастся это сделать, то мы с вами станем обладателями бесценного дара — точного, выверенного и глубокого исповедания нашей веры.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем