
Кол., 254 зач., II, 8-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Формула успешной жизни — это своеобразный тренд общества, в котором мы живём. К успеху стремится каждый. Однако каждый понимает его по-своему. Что может в этом отношении предложить христианство? Есть ли у него какой-то рецепт успеха? Ответ на этот вопрос находим во 2-й главе послания апостола Павла к Колосянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых
Апостол Павел получил прекрасное образование. Он был не чужд учёности и активно пользовался своими обширными познаниями, в том числе из области античной литературы и философской мысли, в проповеди Евангелия. Более того, именно Павел начал процесс, благодаря которому христианское откровение о Боге получило своё выражение в понятиях и терминах греческой философской традиции. Одним словом, Павел является родоначальником академического богословия. А потому философия, от которой он предостерегает сегодня христиан города Колоссы, это не академическая дисциплина. Он не призывает их отказаться от способности рассуждать, осуществлять аналитическую работу и мыслить по законам логики. Философией он называет здесь такой образ мысли, в котором нет места Богу. Или же Он занимает второстепенное место.
Представьте себе человека, который одержим азартными играми. Предел его мечтаний — найти такую систему, которая гарантировала бы ему успех в любой игре. Математическим путём он пытается просчитать вероятности выигрыша. Он с маниакальной настойчивостью ищет наиболее продуктивные комбинации ходов. Пытается взломать игру. Порой ему кажется, что он разгадал секрет. Он делает крупную ставку и опять проигрывает. А затем цикл начинается заново. Не называем ли мы такого человека нездоровым? Вот точно так можно быть одержимым идеей просчитать свою жизнь. Взять её под контроль своими усилиями. Словно угадать все вероятности. Именно от этого я так часто нахожусь в раздражении, неприязни, расстройствах, обидах, недовольстве и даже злобе и ярости. Ведь каждый раз что-то нарушает мои ожидания. Система, которая живёт в моей голове, опять не срабатывает. Люди и обстоятельства ведут себя не по-моему. Отсюда разочарование и отрицательные эмоции. Вот она пустая философия, которая основывается на преданиях человеческих. То есть исключительно на моих силах и желаниях.
Поэтому сегодня апостол и говорит, что христианин должен быть «обрезан обрезанием нерукотворённым». Это означает, что у нас должен быть сформирован навык передавать ход своей жизни Творцу. Ведь если я не могу просчитать простую игру, то ещё более безумная затея просчитать свою жизнь. Очевидно, что здесь ещё больше вещей, которые от меня не зависят. Полная картинка есть лишь у Господа. Но как научиться отпускать ситуацию и отдавать её в руки Бога? Формула проста. Ежедневно все свои силы направлять на исполнение Евангелия. Перед каждым своим решением, словом, начинанием спрашивать Его: а как Ты хочешь, Господи? Какова Твоя воля? Каждый день стремиться по Его заповеди послужить своим ближним. Принести пользу людям. Если будем себя ко всему этому понуждать, со временем заметим одну удивительную вещь. Ровно в той степени, в какой я занимаюсь тем делом, которое от меня ожидает Бог, могущественный и совершенный Разум начинает продумывать и устраивать мою жизнь. Вплоть до мелочей. И здесь нет ничего удивительного. Ведь это прямое обещание Христа: «Ищите прежде Царства Божия и всё остальное приложится вам». Нет, Бог не исполняет все мои желания. Он просто даёт мне видеть, как можно разрешить самые неразрешимые ситуации. Он даёт моему сердцу полноту, уверенность и крепость. Я словно обретаю почву под ногами. Я чувствую поддержку во всех своих начинаниях. И всё это для того, чтобы я мог ещё эффективней служить Творцу и Его детям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 14 зач., V, 12-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли человек измениться — бесповоротно и к лучшему? Кто-то скажет, что нет. А вот православные христиане верят, что может и даже должен. И находят тому подтверждение в Священном Писании. А именно — в книге Деяний святых апостолов. Отрывок из 5-й главы этой книги читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Какую удивительную и сильнейшую перемену можем мы наблюдать в отношении святых апостолов! Если до события святой Пятидесятницы, когда на учеников снизошла благодать Святого Духа, они (ученики) представляли собой неуверенных, подверженных страху людей, то теперь мы в их лице видим совершенно иные, противоположные качества. Апостолы превратились в храбрых и непреклонных глашатаев Евангелия.
Если раньше ученики прятались за закрытыми дверями, то теперь они, несмотря на все угрозы противников Христа, начинают приходить в притвор Соломонов. Так называлась часть крытой колоннады вокруг Иерусалимского храма, где во время земного служения проповедовал Господь Иисус. Теперь в этом же месте начали рассказывать людям о Евангелии Его храбрые апостолы, укреплённые духовно изнутри благодатью Святого Духа.
К апостолам, как говорится в книге Деяний, никто не осмеливался присоединяться. Не потому, что ученики Христа никого к себе не подпускали, а потому, что очевидна была разница между апостолами, уже принявшими Святого Духа и духовно перешедшими в эпоху Нового Завета, и остальными жителями Иерусалима, пребывавшими ещё в Завете Ветхом.
Тем не менее, мистическая граница, отделявшая апостольскую общину от внешнего окружения, не являлась препятствием для дел милосердия. Ученики Христа с радостью возлагали руки на больных и бесноватых, исцеляли болезни, изгоняли злых духов. Так они не словами только, но и делами свидетельствовали о том, какому Богу они служат и что этим Богом является Господь Иисус.
Конечно же, подобное яркое служение не могло не вызвать зависти со стороны фарисеев, саддукеев. Они попробовали заключить апостолов в тюрьму. Но те вышли из неё в ту же ночь, освобождённые ангелом. И вот что показательно. Ученики не стали мстить законникам, не стали их обличать, критиковать. Апостолы продолжили своё служение любви, понимая, что нет лучше способа для проповеди истин Евангелия.
Пример, который в лице апостолов мы видим в книге Деяний, не утратил с веками своей значимости. Каждый православный христианин в таинстве миропомазания получил благодать Святого Духа — прошёл через личную Пятидесятницу. Да — у нас не хватает, к сожалению, дерзновения исцелять болезни, изгонять злых духов с помощью молитвы и веры. Но на что-то мы, тем не менее, способны.
А именно — подобно апостолам являть этому миру пример любви и милосердия. Не отвечать злом на зло, не мстить, не искать греховной выгоды, а руководствоваться в словах и поступках заповедями Христа. И тогда благодать Духа Святого будет укреплять нас изнутри, через нас станет действовать, укрепляя нас на непростом поприще христианского служения Богу и людям.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» помогает детям-сиротам пройти лечение и обрести семью

Миша появился на свет 9 лет назад. Его рождение пошло не по плану: он не смог самостоятельно дышать и перенёс несколько операций. Родные от него отказались. После того, как Миша окреп, его отвезли сначала в дом ребёнка, а затем в детский дом. Из-за врождённых нарушений мальчик не мог нормально двигаться, зато покорял сердца тех, кто вокруг, своим обаянием и улыбчивостью.
В 2021 году, когда Мише было 5 лет, в детский дом города Владикавказа, где он находился, приехали сотрудники фонда «Дорога жизни». Проект помогает детям-сиротам получить качественное лечение, обрести поддержку взрослых и любящую семью. Его команда вспоминает первую встречу с мальчиком: «Миша был единственным ребёнком в детдоме, который не ходил сам. Но он был очаровательный, коммуникабельный, весёлый — человек-улыбка».
С поддержкой фонда «Дорога жизни» ребёнок перенёс две операции и прошёл реабилитацию в Москве. И после этого встал на ноги. Вскоре мальчиком заинтересовались приёмные родители. Они забрали Мишу, но так и не смогли его принять. И он вернулся обратно в детский дом.
Тогда благотворительный фонд «Дорога жизни» разместил о Мише статью на своих ресурсах, так о нём узнала семья из Москвы. Родители прилетели к ребёнку во Владикавказ и после встречи с ним поняли, что Миша будет новым членом их семьи.
Сейчас у мальчика совсем другая жизнь: у него есть папа и мама, брат, сестра, свой дом и три собаки. Но главное — есть любовь, забота и понимание.
При поддержке фонда «Дорога жизни» ребята из детских домов с различными нарушениями проходят лечение, реабилитации и обретают возможность найти семью. Поддержать фонд и его подопечных можно на сайте «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«2-я неделя по Пасхе. Антипасха». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.5:12-20) и Евангельского (Ин.20:19-31) чтений в воскресенье после Пасхи, именуемое Антипасха, и вспоминается уверение апостола Фомы, а также Радонице — особом дне поминания усопших, о днях памяти преподобного Зосимы Соловецкого, блаженной Матроны Московской.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица