Кол., 254 зач., II, 8-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Формула успешной жизни — это своеобразный тренд общества, в котором мы живём. К успеху стремится каждый. Однако каждый понимает его по-своему. Что может в этом отношении предложить христианство? Есть ли у него какой-то рецепт успеха? Ответ на этот вопрос находим во 2-й главе послания апостола Павла к Колосянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых
Апостол Павел получил прекрасное образование. Он был не чужд учёности и активно пользовался своими обширными познаниями, в том числе из области античной литературы и философской мысли, в проповеди Евангелия. Более того, именно Павел начал процесс, благодаря которому христианское откровение о Боге получило своё выражение в понятиях и терминах греческой философской традиции. Одним словом, Павел является родоначальником академического богословия. А потому философия, от которой он предостерегает сегодня христиан города Колоссы, это не академическая дисциплина. Он не призывает их отказаться от способности рассуждать, осуществлять аналитическую работу и мыслить по законам логики. Философией он называет здесь такой образ мысли, в котором нет места Богу. Или же Он занимает второстепенное место.
Представьте себе человека, который одержим азартными играми. Предел его мечтаний — найти такую систему, которая гарантировала бы ему успех в любой игре. Математическим путём он пытается просчитать вероятности выигрыша. Он с маниакальной настойчивостью ищет наиболее продуктивные комбинации ходов. Пытается взломать игру. Порой ему кажется, что он разгадал секрет. Он делает крупную ставку и опять проигрывает. А затем цикл начинается заново. Не называем ли мы такого человека нездоровым? Вот точно так можно быть одержимым идеей просчитать свою жизнь. Взять её под контроль своими усилиями. Словно угадать все вероятности. Именно от этого я так часто нахожусь в раздражении, неприязни, расстройствах, обидах, недовольстве и даже злобе и ярости. Ведь каждый раз что-то нарушает мои ожидания. Система, которая живёт в моей голове, опять не срабатывает. Люди и обстоятельства ведут себя не по-моему. Отсюда разочарование и отрицательные эмоции. Вот она пустая философия, которая основывается на преданиях человеческих. То есть исключительно на моих силах и желаниях.
Поэтому сегодня апостол и говорит, что христианин должен быть «обрезан обрезанием нерукотворённым». Это означает, что у нас должен быть сформирован навык передавать ход своей жизни Творцу. Ведь если я не могу просчитать простую игру, то ещё более безумная затея просчитать свою жизнь. Очевидно, что здесь ещё больше вещей, которые от меня не зависят. Полная картинка есть лишь у Господа. Но как научиться отпускать ситуацию и отдавать её в руки Бога? Формула проста. Ежедневно все свои силы направлять на исполнение Евангелия. Перед каждым своим решением, словом, начинанием спрашивать Его: а как Ты хочешь, Господи? Какова Твоя воля? Каждый день стремиться по Его заповеди послужить своим ближним. Принести пользу людям. Если будем себя ко всему этому понуждать, со временем заметим одну удивительную вещь. Ровно в той степени, в какой я занимаюсь тем делом, которое от меня ожидает Бог, могущественный и совершенный Разум начинает продумывать и устраивать мою жизнь. Вплоть до мелочей. И здесь нет ничего удивительного. Ведь это прямое обещание Христа: «Ищите прежде Царства Божия и всё остальное приложится вам». Нет, Бог не исполняет все мои желания. Он просто даёт мне видеть, как можно разрешить самые неразрешимые ситуации. Он даёт моему сердцу полноту, уверенность и крепость. Я словно обретаю почву под ногами. Я чувствую поддержку во всех своих начинаниях. И всё это для того, чтобы я мог ещё эффективней служить Творцу и Его детям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











