Кол., 258 зач., III, 12-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, на жизнь человека во многом влияет его самоосознание. Из этого факта вытекает существование таких понятий, как, к примеру, «рабская психология». Когда мы слышим это словосочетание, мы сразу понимаем, о чём идёт речь: о человеке, который не способен жить так, как призван жить свободный человек, о том, кто не обладает навыками принятия решений и не умеет нести за них ответственность. Подобных примеров — масса, и все они говорят об одном: во многом мы те, кем сами себя считаем. Этот принцип работает и в отношении к христианам, правда, далеко не все христиане в полной мере осознают, что же такое быть христианином. Здесь нам на помощь приходит святой апостол Павел, который в 3-й главе Послания к Колоссянам сумел прекрасно раскрыть затронутую нами тему. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 3.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Апостол Павел прямо называл христиан «избранными Божиими, святыми и возлюбленными». Именно так он осознавал самого себя, так он осознавал и всех других верующих во Христа людей. Конечно, такое определение довольно сложно соотнести с нашей обыденной жизнью, в которой, как правило, мы ничем не отличаемся от всех прочих людей. Мы не чувствуем себя ни избранными, ни возлюбленными, ну а думать о себе как о святом и вовсе считается чем-то почти что неприличным.
Но давайте поразмышляем, что подразумевал под этими определениями святой апостол.
Прежде всего, нам необходимо вспомнить обстоятельства призвания ко Христу самого апостола Павла: он был гонителем христиан, но Господь Сам явился ему и открыл Себя, после чего Павел не смог оставаться тем, кем он был, ведь в противном случае ему пришлось бы идти против Бога, ну а сознательным богоборцем апостол никогда не был и быть им не хотел. Очевидно, что такое отношение апостола Павла к Богу и Бога к апостолу Павлу, а также вся его жизнь после призвания явно свидетельствуют, что апостол был избран Богом для определённой миссии, венцом которой стало Небесное Царство.
Мало кто из христиан пережил столь же яркое призвание от Бога, как апостол Павел, но в той или иной форме Бог всех нас призвал к Себе, чаще же всего, наше призвание довольно протяжённое во времени: мы очень не спеша открываем для себя Христа, Его Евангелие и Церковь. Однако динамика отклика на призывающий голос Бога особого значения не имеет, имеет значение лишь сам факт призвания, который самим своим наличием выделяет нас из среды людей, и если мы, как и апостол Павел, не хотим оказаться в числе богоборцев, то мы вынуждены признать своё призвание и делать то, что повелевает Бог. Собственно, в этом и состоит избранничество, оно не может быть поводом для гордости и превозношения, оно — величайшая ответственность, оно означает, что Бог по Одному Ему ведомым причинам решил, что мы способны нести ту миссию, которую Он нам поручает, то есть мы способны, каждый в свою меру, быть Его руками и через нас Он намерен оказывать благодеяния людям.
Вполне естественно, что тот, кто найдёт в себе мужество не уклониться от призвания, станет отделённым от общества, именно на это и указывает использованное апостолом Павлом слово «святые». Святые — это те, кто отделён, кто предназначен Богом для служения Ему, тот, кто не отказывается от этого служения.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».