Кол., 258 зач., III, 12-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, на жизнь человека во многом влияет его самоосознание. Из этого факта вытекает существование таких понятий, как, к примеру, «рабская психология». Когда мы слышим это словосочетание, мы сразу понимаем, о чём идёт речь: о человеке, который не способен жить так, как призван жить свободный человек, о том, кто не обладает навыками принятия решений и не умеет нести за них ответственность. Подобных примеров — масса, и все они говорят об одном: во многом мы те, кем сами себя считаем. Этот принцип работает и в отношении к христианам, правда, далеко не все христиане в полной мере осознают, что же такое быть христианином. Здесь нам на помощь приходит святой апостол Павел, который в 3-й главе Послания к Колоссянам сумел прекрасно раскрыть затронутую нами тему. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 3.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Апостол Павел прямо называл христиан «избранными Божиими, святыми и возлюбленными». Именно так он осознавал самого себя, так он осознавал и всех других верующих во Христа людей. Конечно, такое определение довольно сложно соотнести с нашей обыденной жизнью, в которой, как правило, мы ничем не отличаемся от всех прочих людей. Мы не чувствуем себя ни избранными, ни возлюбленными, ну а думать о себе как о святом и вовсе считается чем-то почти что неприличным.
Но давайте поразмышляем, что подразумевал под этими определениями святой апостол.
Прежде всего, нам необходимо вспомнить обстоятельства призвания ко Христу самого апостола Павла: он был гонителем христиан, но Господь Сам явился ему и открыл Себя, после чего Павел не смог оставаться тем, кем он был, ведь в противном случае ему пришлось бы идти против Бога, ну а сознательным богоборцем апостол никогда не был и быть им не хотел. Очевидно, что такое отношение апостола Павла к Богу и Бога к апостолу Павлу, а также вся его жизнь после призвания явно свидетельствуют, что апостол был избран Богом для определённой миссии, венцом которой стало Небесное Царство.
Мало кто из христиан пережил столь же яркое призвание от Бога, как апостол Павел, но в той или иной форме Бог всех нас призвал к Себе, чаще же всего, наше призвание довольно протяжённое во времени: мы очень не спеша открываем для себя Христа, Его Евангелие и Церковь. Однако динамика отклика на призывающий голос Бога особого значения не имеет, имеет значение лишь сам факт призвания, который самим своим наличием выделяет нас из среды людей, и если мы, как и апостол Павел, не хотим оказаться в числе богоборцев, то мы вынуждены признать своё призвание и делать то, что повелевает Бог. Собственно, в этом и состоит избранничество, оно не может быть поводом для гордости и превозношения, оно — величайшая ответственность, оно означает, что Бог по Одному Ему ведомым причинам решил, что мы способны нести ту миссию, которую Он нам поручает, то есть мы способны, каждый в свою меру, быть Его руками и через нас Он намерен оказывать благодеяния людям.
Вполне естественно, что тот, кто найдёт в себе мужество не уклониться от призвания, станет отделённым от общества, именно на это и указывает использованное апостолом Павлом слово «святые». Святые — это те, кто отделён, кто предназначен Богом для служения Ему, тот, кто не отказывается от этого служения.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов