
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Кол., 253 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, 2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, 3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, 7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Из сегодняшнего отрывка и из исследований, которые посвящены Посланию апостола Павла к Колоссянам, видно, что основная проблема в христианской общине Колосс заключалась в физическом отсутствии апостола в этом городе. Он там никогда не был. Общину основал не он, а его ученик. Эти факты порождали недоверие к словам апостола. Ведь все мы прекрасно понимаем, что для доверия необходим личный живой контакт, общение лицом к лицу, их невозможно заменить никакими письмами и никаким дистанционным общением. Но у апостола не было возможности посетить Колоссы лично, по этой причине ему приходилось искать такие аргументы, которые заставили бы колосских христиан поверить словам Павла.
В этом отрывке апостол говорит о некоем подвиге, который он несет ради христиан Колосс: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти». Конечно, в первую очередь речь идет о подвиге молитвы и сердечного переживания за этих людей. Внешние обстоятельства и естественные человеческие ограничения не позволяли апостолу Павлу быть везде и сразу. Но он старался сделать как можно больше, а если у него не получалось лично присутствовать в том или ином месте, то он посылал туда своих ближайших учеников. То есть сам по себе факт появления в Колоссах христиан свидетельствует о заботе апостола об этих людях. В момент написания Послания к Колоссянам Павел находился в заключении, что тоже свидетельствует о чистоте его намерений — ведь в темницу он попал не за какие-то противоправные действия, а за проповедь Христа Воскресшего, это было известно всем и не нуждалось в доказательствах.
Далее в этом отрывке апостол переходит к сути своей речи. Как и всем другим людям, колосским христианам было свойственно стремиться к познанию. Именно по этой причине они увлеклись словами тех, кто обещал им дать некое сокровенное знание, провести их туда, куда закрыт вход непосвященным. Тяга к такому роду знаний прослеживается во все эпохи: это различного рода тайные учения, оккультизм, гадания и все множество псевдонаук. Некоторые из них, к примеру, астрология, получили в сегодняшнем мире невероятное распространение и вряд ли можно найти человека, который не знал бы собственный знак Зодиака. Но попытки найти полноту истины где-то, кроме Христа, обречены на провал. Об этом и пишет апостол Павел: «познание тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения». Блаженный Августин писал, что постигнуть эти сокровища можно лишь путем «насыщения верой ума», то есть через веру, а не через какие-то специфические действия. А святитель Амвросий Медиоланский прокомментировал слова апостола Павла так: «Когда... я рассматривал, по какой причине так заблудился человеческий род, что большинство следовало различным мнениям о Сыне Божием, то мне показалось достаточно удивительным не то, что род человеческий заблуждался относительно Вышнего, но то, что он не извлек послушания из Писания. Ибо что удивительного, если тайну Бога Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения, мирским разумом люди не смогли познать, ту тайну, которую и ангелы могут познать не иначе, как через откровение».
25 ноября. О следовании за Господом Иисусом Христом

В 14-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником».
О следовании за Господом Иисусом Христом — игумен Лука (Степанов).
Господь говорил о будущей необходимости Ему пострадать и быть распятым, но каким образом понести вслед за Ним каждому свой крест (не все же христиане — приговорённые к распятию), оставалось недоумением для учеников Его.
Теперь же, когда видели мы распятого Христа и участвовали вместе с Церковью в погребении Его, и ликовали о Его воскресении, становится очевидным, что следование за Господом сопряжено с гонениями, скорбями, преодолением болезней, терпением всякой несправедливости. И эти совокупные испытания и именуются для учеников Христовых последованием Его кресту, Его шествием на Голгофу, вслед за которым является и радость воскресения.
Слава Божия, обращённая к падшему Адаму: «В поте лица твоего будешь хлеб твой добывать». И хлеб жизни, оказывается, для нас также не с легкостью обретается, но нудится Царствие Небесное, и только употребляющие великие усилия оказываются его достойными.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 ноября. О подвиге постничества святого Нила

Сегодня 25 ноября. День памяти Преподобного Нила Постника, Синайского, жившего в пятом веке.
О подвиге постничества святого Нила — протоиерей Максим Горожанкин.
Преподобный Нил Постник был учеником святителя Иоанна Златоуста. Когда святитель Иоанн стал епископом Константинопольским, Нил занимал в столице должность префекта. Он был женатым человеком, у него был сын.
Вдохновившись проповедью святителя Иоанна, Нил уходит в Египет вместе с сыном своим Феодулом, и по согласию с супругой они постригаются — она уходит в женский монастырь, а Нил уходит на Синай в прославленный монастырь святой Екатерины.
От святого преподобного Нила остались поучения, которые очень глубоки и которые научают христиан основам аскетического делания. Само наименование «постник» говорит о том, что преподобный Нил преуспел именно в этой добродетели: отрёкшись от мира, строго постился, отлагая всё земное и восходя от силы в силу к Царю Небесному.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 ноября. О служении Николая Пирогова
Сегодня 25 ноября. В этот день в 1810 году родился хирург Николай Пирогов.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Николай Иванович Пирогов. Кто не слыхал этого легендарного имени великого русского хирурга, лично участвовавшего более чем в двенадцати тысячах операций, которые он совершал своим удивительным умением и искусством, а главное — с молитвой, ибо представлял собой тип глубоко религиозного, православного человека, носившего в сердце имя Господа Иисуса Христа.
Посвятив себя любимому делу, он убеждался, как впоследствии святитель Лука (Войно-Ясенецкий), что без Христа, без молитвы небесному Хирургу, невозможно и надеяться на успех в земной практике.
Крымская война сделала его военным хирургом. Замечательно, что Николай Иванович впервые использовал эфир для обезболивания, и это была подлинная сенсация в хирургическом мире.
Одно из самых привлекательных качеств Николая Ивановича — это полное бескорыстие. Он осуждал коммерциализацию медицины, как это сегодня современно звучит. Поскольку призвание врача, как и призвание пастыря, во многом должно соответствовать призыву Самого Небесного Врача: «Даром получили, даром и давайте».
Все выпуски программы Актуальная тема











