
Апостол Павел
Кол., 251 зач., I, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что мешает нам с вами стать счастливыми людьми? И как убрать эти препятствия со своего жизненного пути? Ответ на эти вопросы содержится в том отрывке из первой главы послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Важная мысль дважды повторяется в только что прозвучавшем отрывке: Христос пришёл для того, чтобы примирить с Собой творение посредством Своей крови, Которую Он пролил на кресте. В чём заключается суть этого примирения? По словам апостола Павла, с древнейших времён человек стал врагом Богу. По отношению к Творцу он находится в состоянии постоянной вражды. Речь идёт отнюдь не о том, что люди ненавидят Бога и отказываются признавать Его существование. Речь о том, что в каждом из нас, и в том, кто ходит в Церковь, и в том, кто не ходит, живёт, как говорит апостол, «расположение к злым делам». Об этом Павел написал в одном из своих писем: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Но откуда подобное расположение? В его основе одна простая, но со времён Адама и Евы очень живучая идея: «я могу быть, как Бог. Я могу быть хозяином самому себе. И вообще, мне одному лучше. Я сам знаю, как надо жить. Я сам всё смогу проконтролировать». Каждый из нас подобен замкнутой, зацикленной на себе системе. Мне очень неприятно, когда в моём идеальном мирке начинает хозяйничать другой. Я ревностно охраняю свои границы как от людей, так и от Бога. Это состояние повышенной боевой готовности и есть вражда, в основе которой желание жить без Творца, по своей воле. Если и пускаю Его в себя, то лишь до определённого момента. А потому, как это ни странно прозвучит, враждовать против Бога можно, даже если на моей шее висит крестик.
Если наша жизнь устроена таким образом, то она превращается в череду нелепых столкновений, многие из которых весьма болезненны и травматичны. Страдает моя душа и даже моё тело. И парадокс в том, что, чем больше я натыкаюсь на других людей и обстоятельства, тем крепче во мне уверенность, что в следующий раз всё будет иначе. Просто не мой человек, — говорю я себе, — просто неудачный день, просто нелепая случайность. И с полной уверенностью в своей правоте я продолжаю сам устраивать своё земное счастье. Доходит в результате до того, что жизнь превращается в хаос, броуновское движение, до тех пор как очередное препятствие становится непреодолимым и бьёт меня по ногам. С юности мечтал о крепкой семье, все силы вкладывал в неё, но внезапно супруг или супруга предают; дни и ночи посвящал работе, видел себя во главе успешного предприятия, но вдруг банкрот; полное благоденствие и достаток, вокруг любящие родные и друзья, но внезапно смертельная болезнь. Да что угодно. Во всём этом одна и та же закономерность, один и тот же цикл: желание получить своё, упорное движение к цели несмотря ни на что, просто потому что так хочу, в итоге, полное фиаско, крушение всех надежд, дно. И так по кругу. Вот она — постоянная вражда. Противление человека воле Божией, безуспешные попытки самостоятельно устроить своё счастье. Отсюда и постоянный раздрай внутри. Отсюда недовольства, беспокойства, претензии, обиды, злоба, раздражение на всё то, что мешает мне, как я думаю, быть счастливым.
Господь призывает к тому, чтобы мы остановились. Прекратили этот безумный бег. Чтобы не только умом признавали Его существование, но строили свою настоящую и будущую жизнь с учётом того, что Он есть. И если хотим стать счастливыми, нам необходимо избавиться от своих представлений о счастье. Нам необходимо идти туда, куда Он нас зовёт. Нам необходимо во всём искать и исполнять Его волю. Ведь не случайно мы говорим в молитве «Отче наш» «да будет воля Твоя». Вот именно это и следует продемонстрировать на практике. Как именно? Воля Божия отображена в Его Евангелии. Всю её можно свести к простой заповеди: «возлюби ближнего, как самого себя». С этим принципом мне следует сверять каждую свою мысль, каждое своё слово и дело, маленькое и грандиозное. Пусть это нелегко, пусть это доставляет нам дискомфорт и неудобства. Устами апостола Павла Христос обещает, что, если будем усердно двигаться по этому пути, Он сделает нас причастниками Своей полноты, умиротворит нашу душу, и совсем неожиданно для себя, вопреки всем своим планам и представлениям, мы найдём такое желанное счастье там, где совсем не ожидали его найти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер