
Кол., 259 зач., III, 17 — IV, 1.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения современных людей слова апостола Павла звучат довольно странно, ведь он никак не порицает существовавшее в его время положение вещей, его не смущает рабство, он не пишет о том, что каждому человеку Богом дана свобода, а потому рабство — отвратительное общественное явление, с которым нужно всеми силами бороться. Ничего этого нет в его посланиях. Более того, обращаясь к хозяевам рабов, он не пишет, что они должны увидеть в них равных им самим людей и с извинениями отпустить их на свободу. Неужели апостол Павел не понимал, насколько недопустимо рабство? Понимал. Но почему же он никак не восстает против него? Ведь достаточно ему было написать буквально несколько слов и многие бы его послушали, и не только в Колоссах, его слово с распространением христианства помогло бы и в других местах изжить рабство. Но он промолчал.
Можно предположить, что Павел был сыном своей эпохи и просто не мог представить, что возможно какое-то иное общественное устройство. Но такое предположение кажется маловероятным, ведь апостол Павел умел быть независимым от господствовавших тенденций и обычаев.
Дело совсем в ином. Апостол верил в то, что физический мир искажен грехом, что в нем невозможно реализовать в полной мере справедливое общественное устройство, а потому об этом не стоит и думать, не стоит тратить свои силы на исправление недостатков общества, силы человека должны быть направлены на исправление себя самого, необходимо сосредоточиться на том, чтобы земная жизнь стала началом благой вечной участи, а это не имеет никакой связи с тем, каков социальный статус человека. Можно быть рабом и спастись. Можно быть свободным и погибнуть. А можно и наоборот. Какой смысл быть свободным, если статус свободного человека уводит от Бога? Христова Благая весть универсальна, она обращена ко всем, но она не ставит условием спасения то или иное место, занимаемое человеком в обществе. Она обращена не к внешнему, а ко внутреннему, следовательно, христианин должен быть сосредоточен не на окружающем его обществе, а на себе самом, на своей нравственности и своей вере.
Конечно, верующий во Христа человек не может не ощущать общественной несправедливости. И естественно, что он не может с ней не бороться. Но какими средствами это делать? Апостол Павел отвечает на этот вопрос своим обращением к свободным людям: «Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах». То есть, иными словами, относитесь к ним, как к равным, не притесняйте их, не издевайтесь над ними, будьте милосердны, забудьте от той бездне, которая вас разделяет. Этот призыв апостола имеет универсальный характер. Современное общество совершенно иное, в нем нет рабов и нет господ, но в нем есть социальное неравенство, которое в своей сути непреодолимо, оно было и есть в любом обществе, только, конечно, оно имеет различные проявления. Что с этим делать? Бороться? Идти по пути революции? Или же принять существующий порядок вещей и быть в отношении каждого человека последователем Христа? Апостол Павел предлагает идти по второму пути, несмотря на то, что этот путь никогда не был и никогда не будет популярным.
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица
«Прикровенные святыни Крыма». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Состями программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Мы говорили о том, как совместные путешествия объединяют семью, а также наши гости рассказали, какие удивительные, но при этом не широко известные, святыни и необыкновенные достопримечательности они посещали в Крыму, а также в других регионах России.
Все выпуски программы Семейный час