
Кол., 259 зач., III, 17 — IV, 1.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения современных людей слова апостола Павла звучат довольно странно, ведь он никак не порицает существовавшее в его время положение вещей, его не смущает рабство, он не пишет о том, что каждому человеку Богом дана свобода, а потому рабство — отвратительное общественное явление, с которым нужно всеми силами бороться. Ничего этого нет в его посланиях. Более того, обращаясь к хозяевам рабов, он не пишет, что они должны увидеть в них равных им самим людей и с извинениями отпустить их на свободу. Неужели апостол Павел не понимал, насколько недопустимо рабство? Понимал. Но почему же он никак не восстает против него? Ведь достаточно ему было написать буквально несколько слов и многие бы его послушали, и не только в Колоссах, его слово с распространением христианства помогло бы и в других местах изжить рабство. Но он промолчал.
Можно предположить, что Павел был сыном своей эпохи и просто не мог представить, что возможно какое-то иное общественное устройство. Но такое предположение кажется маловероятным, ведь апостол Павел умел быть независимым от господствовавших тенденций и обычаев.
Дело совсем в ином. Апостол верил в то, что физический мир искажен грехом, что в нем невозможно реализовать в полной мере справедливое общественное устройство, а потому об этом не стоит и думать, не стоит тратить свои силы на исправление недостатков общества, силы человека должны быть направлены на исправление себя самого, необходимо сосредоточиться на том, чтобы земная жизнь стала началом благой вечной участи, а это не имеет никакой связи с тем, каков социальный статус человека. Можно быть рабом и спастись. Можно быть свободным и погибнуть. А можно и наоборот. Какой смысл быть свободным, если статус свободного человека уводит от Бога? Христова Благая весть универсальна, она обращена ко всем, но она не ставит условием спасения то или иное место, занимаемое человеком в обществе. Она обращена не к внешнему, а ко внутреннему, следовательно, христианин должен быть сосредоточен не на окружающем его обществе, а на себе самом, на своей нравственности и своей вере.
Конечно, верующий во Христа человек не может не ощущать общественной несправедливости. И естественно, что он не может с ней не бороться. Но какими средствами это делать? Апостол Павел отвечает на этот вопрос своим обращением к свободным людям: «Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах». То есть, иными словами, относитесь к ним, как к равным, не притесняйте их, не издевайтесь над ними, будьте милосердны, забудьте от той бездне, которая вас разделяет. Этот призыв апостола имеет универсальный характер. Современное общество совершенно иное, в нем нет рабов и нет господ, но в нем есть социальное неравенство, которое в своей сути непреодолимо, оно было и есть в любом обществе, только, конечно, оно имеет различные проявления. Что с этим делать? Бороться? Идти по пути революции? Или же принять существующий порядок вещей и быть в отношении каждого человека последователем Христа? Апостол Павел предлагает идти по второму пути, несмотря на то, что этот путь никогда не был и никогда не будет популярным.
19 апреля. О личности и творчестве Александра Птушко

Сегодня 19 апреля. В этот день в 1900 году родился режиссер и художник-мультипликатор Александр Птушко.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Кто из представителей старшего поколения не помнит шедевральных мультфильмов «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»? Эти работы удостоены высших призов во всем мире, привлекали к советским мультипликаторам внимание высоких профессионалов. Уолт Дисней, как вспоминает дочь режиссера, прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте! Я дам вам любую студию». А в ответ услышал: «Я русский человек, и никуда из России не уеду». Александр Лукич Птушко, как свидетельствуют современники, был всегда очень бодрым и радостным. Ему была присуща та особенная творческая веселость, которая столь разительным образом контрастирует с хандрой, пессимизмом, разочарованностью многих современных творческих людей. Эта энергия созидания радости свойственна и всем персонажам мультфильмов нашего замечательного автора. Он был действительно новатором. Привлекая десятки тысяч статистов, вошел даже в Книгу рекордов Гиннесса, настолько массовым было его искусство. Вместе со знаменитым сценаристом Роу он создал тот мир русской сказки, который до сих пор завораживает современного зрителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О церковной полиграфии

Сегодня 19 апреля. День российской полиграфии.
О церковной полиграфии — протоиерей Андрей Ефанов.
Полиграфия, то есть тиражирование типографским методом печатной продукции, началась на Руси в 1564 году с издания дьяконом Иваном Федоровым «Апостола». Книги, которые не только использованы за богослужением, но и в качестве учебника, по которому учились грамоте. Так духовные и образовательные программы были реализованы в одном издании. За 450 лет в России было издано неисчислимое количество разных книг, журналов, газет и прочей литературы. И если в советские годы религиозная литература почти не издавалась, то в остальное время ее доля в печатной продукции была достаточно значима и велика. Отдельно стоит вспомнить массовые тиражи бумажных икон, популярных как в XIX — начале XX века, так и в 90-е годы XX — начале XXI веков, позволившие иметь иконы почитаемых святых даже в небогатых семьях. Хочется верить, что и в современную цифровую эпоху полиграфия будет занимать свое значимое место в жизни людей и, как и раньше, помогать верующим в их религиозных потребностях.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О духовных размышлениях христианина в этот день

Сегодня 19 апреля. Великая суббота.
О духовных размышлениях христианина в этот день — протоиерей Константин Харитонов.
Великая Суббота. Да молчит всяка плоть человеча. Этот день особенный, когда мы должны погрузиться в некое духовное молчание и провести это время в глубокой молитве. Почему? Потому что Господь в этот день сошел в ад и из ада вывел всех тех, кто ждал его. Этот день — день покоя, как и переводится само слово «суббота». День покоя, который Господь почил во времена творения, и день покоя, который Господь почил после своей крестной смерти. Этот день, как говорят, даже птицы не вьют гнезда. Это тишина на всей земле. Хотя мы готовимся к самой Пасхе и уже чувствуем некую весеннюю и пасхальную радость, которая нас зовет к этому торжеству. Но на самом деле это время особо духовного размышления того, и как мы с вами тоже все придем к воскресению из мертвых. К каждому из нас Господь сходит в этот день, как в ад. Ибо мы в духовном смысле и находимся в аду через свои грехи, через свои падения. И мы должны в этот день особенно поразмышлять и подумать о том, как протянуть руку Господу, уверовав в Него, чтобы нас Господь вывел из ада и чтобы нас привел к вечному воскресению.
Все выпуски программы Актуальная тема