Кол., 254 зач., II, 8-12.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Древний город Колоссы располагался на юго-западе современной Турции. Здесь находилась одна из крупнейших христианских общин. Именно к ее представителям апостол Павел и направляет свое послание.
В отрывке, который мы только что услышали, содержится намек на то, что кто-то пытается разрушить местную церковь при помощи ложного учения. Его представители настаивали на том, что нет необходимости верить во Христа, чтобы спасти свою душу. Для них Христос — это всего лишь одно из проявлений Бога. Но помимо Него есть и другие посланники Творца. Их также необходимо знать и им также необходимо служить. Что это за посланники? Это многочисленные духи. Духи звезд, планет, тех или иных мировых стихий и природных сил. Это те, кого, например, в древнерусском фольклоре называли ведьмами, лешими, домовыми, русалками, а в греческой и римской мифологии сатирами, наядами, панами и нимфами. Все они, дескать, так или иначе влияют на человека, определяют его судьбу и от них во многом зависит его благополучие, а также то, получит ли он доступ к верховному Божеству или нет. Иными словами, духовный мир по их мнению, имеет свою бюрократию: он устроен наподобие многоуровневой канцелярской конторы, где, для того, чтобы добраться к начальнику, необходимо задобрить чиновников на предыдущих уровнях. Если же с кем-то ты не смог договориться, твои проблемы. Голова с плеч. Парадоксальным образом с этими языческими представлениями лжеучителя соединяли иудейские верования о том, что для доступа к Творцу важно быть обрезанным, а также вести строгую аскетическую жизнь. Весь этот причудливый религиозный микс, который включал в себя совершенно разнородные элементы, они и пытались выдать за подлинное христианство. Христианство, в котором Христу отводилось последнее место.
Опровергая это учение, апостол Павел настаивает на одном принципиально важном моменте: человек, который действительно верует во Христа, старается жить по Евангельским заповедям, принимает участие в таинствах Церкви, совершенно свободен от влияния на его жизнь каких-либо иных духовных сил. Да, эти силы действительно могут существовать. Но они не имеют такой власти над христианином, какую они имеют над язычником. Раб Бога только Божий раб и ничей кроме Него. Ему не страшен закон судьбы, ему не страшны проклятия, ему не страшны сглазы и порчи, заговоры и привороты, на него не распространяются силы колдунов, чернокнижников, жрецов вуду, гадалок, белых и черных магов и прочей нечести. В его жизни действует единственный закон — закон Божественного Промысла. А суть этого закона прекрасно формулирует Христос в Евангелии: «ни один ваш волос не упадет на землю без воли Отца вашего Небесного». Будем помнить об этом. Ведь именно в нашей власти определять, кто именно управляет нашей судьбой: нелепый случай, стечения обстоятельств, равнодушные, а чаще злые духовные сущности, или же любящий нас Отец, Который всем своим детям желает спасения и возвращения в отчий дом.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











