

Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, 5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Проблематика соотношения закона и благодати, о которых столько пишет апостол Павел сегодня оказывается понятна немногим. Несмотря на то, что Павел называется апостолом язычников, его послания свидетельствуют о борьбе, существовавшей в христианских общинах. Иудеи, ставшие христианами, не считали, что их иудейство и в частности отношение к закону должно измениться. Они видели во Христе лидера, но не видели спасителя, не понимали подлинного значения смерти и воскресения. Зато образы Сары и Агари, жены Авраама и ее рабыни были им понятны. Один сын свободной, другой сын рабыни… С первым, рожденным чудесным образом по Божиему благословению, апостол ассоциирует духовную свободу, со вторым — сыном рабыни — рабство закону. Для нас сегодня это сравнение довольно нейтрально, хотя для его соплеменников оно могло быть возмутительным. Закон, который был для иудеев основой их мировоззрения вдруг сравнивается с рабством, в то время как новая жизнь во Христе называется свободой. Впрочем, сколько бы ни были возмутительны сравнения — Павел их не боится. Дух Божий — дух свободы — кто в Духе, тот исполняет правду Божию не оглядываясь на закон. Когда-то, для людей вышедших из языческого Египта закон был вершиной, он был освобождением от плена, но по сравнению с Духом Свободы он рабские оковы. Понимая это апостол Пишет: стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства".
В чем же заключается эта свобода? В том, что единственным основанием твоих действий оказывается любовь.
Если человек желает спастись исполнением ритуала, он отказывается от подвига Христова, но вместе с тем должен понимать, что выбирая закон, нельзя выбрать его часть. Если ты хочешь жить под законом — ты должен исполнить его полностью… Если же ты поверил во Христа — ты ожидаешь праведности от веры. Потому что веры достаточно для того, чтобы Свяжать Духа.
Однако, чтобы это последнее утверждение не было воспринято как отказ от реальных дел, Павел уточняет: главное, что имеет силу для верующего — это вера действующая любовью. В таком случае праведность не повисает в воздухе, но вырастает из дел любви, оказывается не мнимой, но подлинной.
В наше время эти слова приобрели особую актуальность. Многие, говоря о своей вере, подчеркивают, что, хотя в Бога они веруют — религии при этом не исповедуют. Жизнь такого верующего обычно не отличается от жизни неверующего, хотя совесть его оказывается успокоенной. Такая обедненная вера существует, но по факту остается бесплодной, и только вера, которая действует любовью имеет силу.