Гал., 205 зач., III, 8-12.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из центральных тем всех посланий апостола Павла — противопоставление дел и веры. Его мысль вполне конкретна: никто не спасется делами. Человек спасается только верою. На протяжении многих столетий у всякого христианина, читающего эти строки, возникал один и тот же недоуменный вопрос: как же так? А зачем тогда так много и упорно христианская традиция говорит о добродетели? Зачем тогда пост, зачем молитва, зачем богослужение? Как же понимать это противопоставление?
Дело в том, что апостол говорит о вполне конкретных делах. Речь идет о предписаниях ритуального закона, зафиксированного в книгах пророка Моисея: как и какую приносить жертву, как совершать омовение, если ты осквернился прикосновение к чему-то нечистому, как отмечать тот или иной праздник и т.д. Очень формальные предписания-инструкции. Однако скрупулезное механическое исполнение этих правил было смыслом религиозной жизни евреев. По их мнению, именно верность делам закона приближало человека к Богу и гарантировало ему спасение.
Подобную жизнь апостол Павел прямо называет рабством закону. Человек спасается исключительно верою в Бога. Для современных людей вера — это скорее убежденность в том, что Бог есть. Так же мы можем быть убеждены в том, что во Вселенной существует множество галактик, хотя мы их и не видели лично. Подобная представление о вере чуждо библейскому мышлению. Для апостола Павла вера — это скорее верность Богу. Способность по одному Его слову сделать шаг в пустоту. Именно такой шаг сделал в свое время родоначальник евреев Авраам. В преклонном возрасте он оставил родной город и ушел в никуда, в неизвестность, повинуясь единственному призыву свыше. Он доверился Творцу и подтвердил это доверие своими действиями. Именно за такую живую, деятельную веру Бог спасает человека. Поэтому, обращаясь к христианам, которые пришли в Церковь из иудаизма, и были зациклены на обрядовой стороне религиозной жизни, апостол и приводит в пример Авраама. Он не исполнял никакого ритуального закона, но был спасен единственно за веру и верность Богу. Более того, именно его живая вера стала источником его внутренней свободы, а также подлинных добрых дел.
Дела закона — это не обязательно ритуальные предписания древних евреев. Это всякие требования внешнего благочестия. Поэтому слова апостола Павла обращены и к нам с вами: никакие дела благочестия, религиозные правила и обряды, если не сопровождаются живой, действенной верой, подобной той, какую мы видим Аврааме, нам не гарантируют спасения. Ведь без такой веры человек не сможет воплотить в своей жизни подлинное доброделание, которого от нас ожидает Бог и которое есть ни что иное, как милость, любовь и снисхождение по отношению к ближним.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.