Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

Гал., 205 зач., III, 8-12.

8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Одна из центральных тем всех посланий апостола Павла — противопоставление дел и веры. Его мысль вполне конкретна: никто не спасется делами. Человек спасается только верою. На протяжении многих столетий у всякого христианина, читающего эти строки, возникал один и тот же недоуменный вопрос: как же так? А зачем тогда так много и упорно христианская традиция говорит о добродетели? Зачем тогда пост, зачем молитва, зачем богослужение? Как же понимать это противопоставление?

Дело в том, что апостол говорит о вполне конкретных делах. Речь идет о предписаниях ритуального закона, зафиксированного в книгах пророка Моисея: как и какую приносить жертву, как совершать омовение, если ты осквернился прикосновение к чему-то нечистому, как отмечать тот или иной праздник и т.д. Очень формальные предписания-инструкции. Однако скрупулезное механическое исполнение этих правил было смыслом религиозной жизни евреев. По их мнению, именно верность делам закона приближало человека к Богу и гарантировало ему спасение.

Подобную жизнь апостол Павел прямо называет рабством закону. Человек спасается исключительно верою в Бога. Для современных людей вера — это скорее убежденность в том, что Бог есть. Так же мы можем быть убеждены в том, что во Вселенной существует множество галактик, хотя мы их и не видели лично. Подобная представление о вере чуждо библейскому мышлению. Для апостола Павла вера — это скорее верность Богу. Способность по одному Его слову сделать шаг в пустоту. Именно такой шаг сделал в свое время родоначальник евреев Авраам. В преклонном возрасте он оставил родной город и ушел в никуда, в неизвестность, повинуясь единственному призыву свыше. Он доверился Творцу и подтвердил это доверие своими действиями. Именно за такую живую, деятельную веру Бог спасает человека. Поэтому, обращаясь к христианам, которые пришли в Церковь из иудаизма, и были зациклены на обрядовой стороне религиозной жизни, апостол и приводит в пример Авраама. Он не исполнял никакого ритуального закона, но был спасен единственно за веру и верность Богу. Более того, именно его живая вера стала источником его внутренней свободы, а также подлинных добрых дел.

Дела закона — это не обязательно ритуальные предписания древних евреев. Это всякие требования внешнего благочестия. Поэтому слова апостола Павла обращены и к нам с вами: никакие дела благочестия, религиозные правила и обряды, если не сопровождаются живой, действенной верой, подобной той, какую мы видим Аврааме, нам не гарантируют спасения. Ведь без такой веры человек не сможет воплотить в своей жизни подлинное доброделание, которого от нас ожидает Бог и которое есть ни что иное, как милость, любовь и снисхождение по отношению к ближним.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем