Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
У Ф.М. Достоевского есть фантастический рассказ под названием «Сон смешного человека». Главный герой во сне попадает на другую планету. Это мир, в котором еще не произошло грехопадение. Люди в нем счастливы, разумны, приветливы и открыты. Здесь нет болезней, нет печали, нет горя, нет ревности, сор и преступлений. Но дело в том, что сам герой прибыл с Земли. То есть, из того мира, в котором греховное повреждение глубоко укоренено в человеческой натуре. И происходит страшное. Он заражает всех окружающих этим вирусом. Под влиянием греха люди начинают меняться, а вместе с ними начинает меняться и окружающая действительность. Вот как об этом пишет классик: «Они научились лгать и полюбили ложь и познали красоту лжи... Затем быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность — жестокость... брызнула первая кровь... Появились союзы, но уже друг против друга... Они узнали стыд и стыд возвели в добродетель... Они стали мучить животных, и животные удалились от них в леса и стали им врагами... Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину».
Именно так похожим образом представляет себе историю человеческой цивилизации и христианство. Города, ремесла, технологии появились тогда, когда природа стала враждебной, захотела нас раздавить и нам пришлось от нее защищаться и покорять ее себе. Военное дело — когда появилась вражда, сосед стал врагом и нам было необходимо защищаться от него. Искусство с его красотой — когда мы перестали переживать полноту прекрасного в самих себе, начали тосковать о ней и старались воплощать в чем-то материальном; закон — когда в нашем сердце начали копошиться греховные привычки и страсти и нам было необходимо создать ограничители, чтобы эта зараза не вырывалась наружу. Парадоксально, но все великие достижения цивилизации, это не просто свидетельства гения человеческого духа, это еще и признак пустоты человеческого сердца. Стремление компенсировать эту пустоту, чем-то ее восполнить.
И вот сегодня апостол Павел говорит: когда в человеческом сердце поселяется Дух Божий, благодать, оно становится наполненным любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием. Такому человеку не нужен человеческий закон. Красоту, истину, справедливость он начинает носить в себе самом. Ему теперь не нужны все блага цивилизации. Потому что все необходимое он имеет в себе. Эту полноту, по словам апостола, и принес человеку Спаситель. Он потому и зовется так, что дал нам возможность возвращаться в то место, которое прародители потеряли в начале человеческой истории. И вернуться в это состояние может каждый. Необходимо лишь пойти за Христом, исполняя Его закон, который есть закон жертвенной любви.
18 декабря. Об иге Христовом
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Об иге Христовом — протоиерей Василий Гелеван.
«Иго Моё благо», говорит Господь. Иго — это совокупность событий, люди на моём жизненном пути, мои болезни, моя забота о близких и моё усердие на рабочем месте, к примеру. Иго Христово — это когда я полюблю жизнь, данную мне Богом, всех окружающих и всё, что происходит в моей жизни, когда научусь благодарить не только за радость, но и за скорбь. Радость утешает и напоминает о грядущем счастье, которое ещё впереди. А вот скорби развивают мою душу в терпении, укрепляют смирение и любовь, лишь бы не отвергать Его Иго и не бросить свой крест. Тогда, по сути, ты и будешь жить именно своей жизнью, когда примешь происходящее в твоей жизни как из рук Божьих, исполнишь волю Божию о себе. Вот тогда твоя жизнь перестанет быть тяжёлым бременем и станет Игом Христовым — благим и лёгким.
Все люди ищут покой, но немногие знают, где он находится. Только тогда найдём покой душам нашим, когда доверимся Вседержителю. Уже здесь, на этой бренной земле, нам откроется тот вожделенный покой в вере Христовой, в доверии Ему.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О служении Святителя Гурия, архиепископа Казанского
Сегодня 18 декабря. Церковь чтит память Святителя Гурия, архиепископа Казанского, жившего в шестнадцатом веке.
О его служении — протоиерей Владимир Быстрый.
Святитель Гурий был очень хорошо знаком с Иоанном Грозным и был его собеседником. В 1552 году Иван Грозный взял Казань. Была учреждена Казанская епархия и появилась необходимость миссионерства в Казанской земле.
В 1555 году митрополит Московский Макарий созвал Собор, который был посвящен учреждению архиепископии в Казани. По жребию святитель Гурий был избран на Казанскую кафедру. В Казани святитель Гурий развил бурную деятельность: и хозяйственную, и что самое главное, духовную, миссионерскую. В православие святитель и татар, и язычников обращал не силой, но любовью.
В последние три года он очень тяжело болел, на большие праздники его приносили в храм на носилках. Перед смертью святитель Гурий принял постриг в Великую схиму и отошел ко Господу.
Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания Гурия, и святитель Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора.
В 1595 году произошла перестройка собора, была вскрыта могила святителя Гурия, и были обретены нетленные останки. Гроб Гурия был наполнен благоухающим миром. По решению собора и по решению Патриарха, святителя Иова, Гурий был канонизирован.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О подвиге Преподобного Саввы Освященного
Сегодня 18 декабря. Церковь чтит память Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Роман Федотов.
В наш непростой век, когда человек как бы обмельчал, когда подвиг аскезы, подвиг воздержания умаляется, самое время вспомнить о добром подвижнике, память которого мы сегодня совершаем. Среди красивой и величественной иудейской пустыни расположен древнейший монастырь святого Саввы Освященного, который был основан в 484 году святым Саввой. Первым зданием стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начались селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I. К концу жизни святого Саввы в монастыре проживало до пяти тысяч иноков. Расположен он на территории западного берега реки Иордан, в долине Кедрон. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской православной церкви. В восьмом веке в монастыре прожил свои последние пятьдесят лет жизни великий богослов и отец церкви Иоанн Дамаскин.
Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех ныне действующих в иудейской пустыне. Его устав считается самым строгим из уставов всех палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен. За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари. По строгому древнему уставу в монастырь могут войти только мужчины.
Все выпуски программы Актуальная тема