Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.

О вещах духовных трудно говорить напрямую. Гораздо удобнее использовать образы, символы, сравнения. Потому и возникли, например, античные мифы, ставшие отражением глубинных переживаний древнего человечества, попыткой выразить религиозную тоску по Небу. О том, как в итоге Господь утолил духовную жажду людей, рассказывает нам апостол Павел в своём послании к галатам. Отрывок из 3-й главы этого библейского произведения читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 3.

15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.

16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.

18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;

22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Одним из наиболее известных античных мифов, где повествуется о стремлении человека к небу, стала, конечно же, история об Икаре. Главный герой решил не просто сравняться с птицами в их способности летать меж облаков, но взойти на Небо Божественное — то самое Небо, что стало недоступным в результате грехопадения Адама и Евы.

Но как ни пытались люди вернуть себе утраченный Рай, какие бы гениальные изобретения ни использовали, Небо по-прежнему оставалось для них недостижимым. Счастливый Икар, сбегая из плена критского царя, настолько уверяется в могуществе скреплённых воском крыльев, что устремляется навстречу солнцу. Жаркие лучи растопили воск, а поддавшийся гордости юноша рухнул в море и утонул.

Но то, что невозможно для человека, возможно для Бога. Сын Божий пришёл в наш мир, стал одним из нас, чтобы вернуть нам Небо. При этом Господь Иисус не отобрал у людей присущей им свободы. Спаситель через смерть на кресте и последующее Воскресение из мёртвых открыл нам путь в Царство Небесное, но не заставляет нас туда идти. А лишь через оставленное людям Евангелие, через церковную проповедь и посредством примеров святых свидетельствует, что истинное счастье бытия возможно только в союзе с Богом.

Любовь, лишённая свободы, перестаёт быть любовью. Она превращается в форму диктатуры, рабства и не имеет в результате никакого отношения к природе нашего Божественного Творца. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в прозвучавшем чтении из послания к Галатам. Павел, воспитанный в духе консервативного иудаизма, не устаёт удивляться тому, какое доверие оказывает Христос Спаситель каждому человеку. Иначе и нельзя понять рассуждений апостола о том, как сочетаются друг с другом вера и совершение заповедей закона.

Апостол призывает своих читателей повзрослеть и отказаться от наивного магического мышления, согласно которому можно стать угодным Богу, просто исполняя какие-то действия. Религиозные обряды, пусть и древние, и даже предписанные самим Богом, всё же остаются только формой, средством для передачи искреннего чувства веры. Это, впрочем, не означает, что можно просто иметь внутреннее согласие с тем, что Господь существует, и остаться в бездействии. Или же, наоборот, окунуться в бесчинство.

Вовсе нет. Икару его отец заповедал не подниматься слишком высоко к солнцу и не приближаться слишком сильно к воде. И то, и другое могло повредить его крылья. Разумный христианин призван мудро сочетать в своей жизни форму и содержание. Не уклоняться в обрядопоклонничество, но и не пренебрегать совсем внешними способами выражения веры, а идти срединным путём. Этот путь определяется человеком через обращение к чтению Священного Писания и творений святых отцов, через совет с духовно мудрыми людьми, но также и через проверку жизни собственной совестью, готовой всегда подсказать — кому мы, на самом деле, служим — Богу или сжигающему нас изнутри собственному эго?

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем