Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое место отводит Новый Завет ритуальной жизни христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й и 5-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
У праведного Авраама и его жены Сарры не было наследника. При этом оба были в преклонных летах. Чтобы наследник появился, Сарра воспользовалась обычаем того времени — отдала мужу свою рабыню Агарь, которая должна была родить патриарху сына. Так появился на свет Измаил. Несмотря на то, что Сарра была свободной, а Агарь — рабыней, она стала презирать свою госпожу. Ведь теперь её ребенок был наследником. Прошло время, и Господь совершил невозможное. У Авраама и Сарры родился Исаак. Если Измаил родился по побуждению человеческой плоти, по естественному закону, то Исаак родился сверхъестественным путём, как говорит апостол Павел, по обетованию Божию. Сарра вернула себе лидирующие позиции в семье. Однажды она увидела, что Измаил насмехается над её Исааком, и настояла на том, чтобы Авраам выгнал Агарь и Измаила. Они бежали на аравийский полуостров. Апостол Павел толкует эту библейскую историю символически.
Агарь, по его словам, это закон, который Бог заключил с евреями на одной из гор аравийского полуострова под названием Синай. По его мысли, заповеди, которые формируют этот закон, превращают людей в рабов закона. Однако для древних евреев на тот момент соблюдение закона было самое лучшее, что они могли сделать, чтобы поддерживать с Богом нормальные отношения. Закон удерживал их дикий нрав. Заставлял хоть как-то соблюдать элементарные принципы нравственности. Ведь они были в своём поведении подобны буйным и строптивым кочевым арабским племенам, которые являлись потомками Измаила. Напротив, Сарра символизирует Новый Завет, который принёс людям Иисус Христос. Через Него Бог установил с человечеством новые отношения. В их основе лежит не закон, а благодать. То есть поведением человека отныне руководят не внешние юридические предписания, не ритуальный устав, не обрядовые кодексы, а особая духовная интуиция, источником которой является Дух Святой, живущий в его сердце. Зерно этой благодати каждый христианин получает в таинстве Крещения. В этом смысле христиане свободны от закона, как Исаак, который родился от свободной Сарры.
И сейчас, говорит апостол, ситуация повторяется. Так же, как когда-то раб Измаил насмехался и преследовал свободнорождённого Исаака, так и подзаконные евреи гнали христиан, детей благодати и обетования. Но так же, как сын рабыни был в итоге изгнан, лишён права наследства, так и Бог поставит на место тех, кто строит свою духовную жизнь и отношения с Творцом исключительно на соблюдении обрядово-юридической стороны религиозной жизни. Для галатов эти слова были очень актуальны. Некоторые из них пытались совместить веру во Христа с ритуальной жизнью иудейской традиции. В частности, на всякий случай принимали обрезание. Ими руководил страх. Они хотели получить какие-то видимые подтверждения, что являются благочестивыми верующими. А что как не механическое следование ритуалу даёт человеку такую уверенность. Поэтому Павел предостерегает их: «Малая закваска заквашивает всё тесто». То есть пока вы окончательно не уклонились от жизни во Христе, пока ваша духовная жизнь ещё безвозвратно не парализована узами закона, откажитесь от старых предрассудков. В противном случае вас ждёт гибель. Называя себя христианами, вы рискуете оказаться рабами буквы ритуальной традиции. И ничем не будете отличаться от иудеев. Сказанное касается и нас с вами. Человек, который на первое место в своей духовной жизни ставит дотошное следование предписаниям религиозного устава, в итоге деградирует в раба. И лишь тот, кто во всех своих делах стремится исполнять Евангельские заповеди, получает от Бога благодать сыновства и становится участником Царства своего Небесного Отца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России