Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое место отводит Новый Завет ритуальной жизни христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й и 5-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
У праведного Авраама и его жены Сарры не было наследника. При этом оба были в преклонных летах. Чтобы наследник появился, Сарра воспользовалась обычаем того времени — отдала мужу свою рабыню Агарь, которая должна была родить патриарху сына. Так появился на свет Измаил. Несмотря на то, что Сарра была свободной, а Агарь — рабыней, она стала презирать свою госпожу. Ведь теперь её ребенок был наследником. Прошло время, и Господь совершил невозможное. У Авраама и Сарры родился Исаак. Если Измаил родился по побуждению человеческой плоти, по естественному закону, то Исаак родился сверхъестественным путём, как говорит апостол Павел, по обетованию Божию. Сарра вернула себе лидирующие позиции в семье. Однажды она увидела, что Измаил насмехается над её Исааком, и настояла на том, чтобы Авраам выгнал Агарь и Измаила. Они бежали на аравийский полуостров. Апостол Павел толкует эту библейскую историю символически.
Агарь, по его словам, это закон, который Бог заключил с евреями на одной из гор аравийского полуострова под названием Синай. По его мысли, заповеди, которые формируют этот закон, превращают людей в рабов закона. Однако для древних евреев на тот момент соблюдение закона было самое лучшее, что они могли сделать, чтобы поддерживать с Богом нормальные отношения. Закон удерживал их дикий нрав. Заставлял хоть как-то соблюдать элементарные принципы нравственности. Ведь они были в своём поведении подобны буйным и строптивым кочевым арабским племенам, которые являлись потомками Измаила. Напротив, Сарра символизирует Новый Завет, который принёс людям Иисус Христос. Через Него Бог установил с человечеством новые отношения. В их основе лежит не закон, а благодать. То есть поведением человека отныне руководят не внешние юридические предписания, не ритуальный устав, не обрядовые кодексы, а особая духовная интуиция, источником которой является Дух Святой, живущий в его сердце. Зерно этой благодати каждый христианин получает в таинстве Крещения. В этом смысле христиане свободны от закона, как Исаак, который родился от свободной Сарры.
И сейчас, говорит апостол, ситуация повторяется. Так же, как когда-то раб Измаил насмехался и преследовал свободнорождённого Исаака, так и подзаконные евреи гнали христиан, детей благодати и обетования. Но так же, как сын рабыни был в итоге изгнан, лишён права наследства, так и Бог поставит на место тех, кто строит свою духовную жизнь и отношения с Творцом исключительно на соблюдении обрядово-юридической стороны религиозной жизни. Для галатов эти слова были очень актуальны. Некоторые из них пытались совместить веру во Христа с ритуальной жизнью иудейской традиции. В частности, на всякий случай принимали обрезание. Ими руководил страх. Они хотели получить какие-то видимые подтверждения, что являются благочестивыми верующими. А что как не механическое следование ритуалу даёт человеку такую уверенность. Поэтому Павел предостерегает их: «Малая закваска заквашивает всё тесто». То есть пока вы окончательно не уклонились от жизни во Христе, пока ваша духовная жизнь ещё безвозвратно не парализована узами закона, откажитесь от старых предрассудков. В противном случае вас ждёт гибель. Называя себя христианами, вы рискуете оказаться рабами буквы ритуальной традиции. И ничем не будете отличаться от иудеев. Сказанное касается и нас с вами. Человек, который на первое место в своей духовной жизни ставит дотошное следование предписаниям религиозного устава, в итоге деградирует в раба. И лишь тот, кто во всех своих делах стремится исполнять Евангельские заповеди, получает от Бога благодать сыновства и становится участником Царства своего Небесного Отца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







