
Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое место отводит Новый Завет ритуальной жизни христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й и 5-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
У праведного Авраама и его жены Сарры не было наследника. При этом оба были в преклонных летах. Чтобы наследник появился, Сарра воспользовалась обычаем того времени — отдала мужу свою рабыню Агарь, которая должна была родить патриарху сына. Так появился на свет Измаил. Несмотря на то, что Сарра была свободной, а Агарь — рабыней, она стала презирать свою госпожу. Ведь теперь её ребенок был наследником. Прошло время, и Господь совершил невозможное. У Авраама и Сарры родился Исаак. Если Измаил родился по побуждению человеческой плоти, по естественному закону, то Исаак родился сверхъестественным путём, как говорит апостол Павел, по обетованию Божию. Сарра вернула себе лидирующие позиции в семье. Однажды она увидела, что Измаил насмехается над её Исааком, и настояла на том, чтобы Авраам выгнал Агарь и Измаила. Они бежали на аравийский полуостров. Апостол Павел толкует эту библейскую историю символически.
Агарь, по его словам, это закон, который Бог заключил с евреями на одной из гор аравийского полуострова под названием Синай. По его мысли, заповеди, которые формируют этот закон, превращают людей в рабов закона. Однако для древних евреев на тот момент соблюдение закона было самое лучшее, что они могли сделать, чтобы поддерживать с Богом нормальные отношения. Закон удерживал их дикий нрав. Заставлял хоть как-то соблюдать элементарные принципы нравственности. Ведь они были в своём поведении подобны буйным и строптивым кочевым арабским племенам, которые являлись потомками Измаила. Напротив, Сарра символизирует Новый Завет, который принёс людям Иисус Христос. Через Него Бог установил с человечеством новые отношения. В их основе лежит не закон, а благодать. То есть поведением человека отныне руководят не внешние юридические предписания, не ритуальный устав, не обрядовые кодексы, а особая духовная интуиция, источником которой является Дух Святой, живущий в его сердце. Зерно этой благодати каждый христианин получает в таинстве Крещения. В этом смысле христиане свободны от закона, как Исаак, который родился от свободной Сарры.
И сейчас, говорит апостол, ситуация повторяется. Так же, как когда-то раб Измаил насмехался и преследовал свободнорождённого Исаака, так и подзаконные евреи гнали христиан, детей благодати и обетования. Но так же, как сын рабыни был в итоге изгнан, лишён права наследства, так и Бог поставит на место тех, кто строит свою духовную жизнь и отношения с Творцом исключительно на соблюдении обрядово-юридической стороны религиозной жизни. Для галатов эти слова были очень актуальны. Некоторые из них пытались совместить веру во Христа с ритуальной жизнью иудейской традиции. В частности, на всякий случай принимали обрезание. Ими руководил страх. Они хотели получить какие-то видимые подтверждения, что являются благочестивыми верующими. А что как не механическое следование ритуалу даёт человеку такую уверенность. Поэтому Павел предостерегает их: «Малая закваска заквашивает всё тесто». То есть пока вы окончательно не уклонились от жизни во Христе, пока ваша духовная жизнь ещё безвозвратно не парализована узами закона, откажитесь от старых предрассудков. В противном случае вас ждёт гибель. Называя себя христианами, вы рискуете оказаться рабами буквы ритуальной традиции. И ничем не будете отличаться от иудеев. Сказанное касается и нас с вами. Человек, который на первое место в своей духовной жизни ставит дотошное следование предписаниям религиозного устава, в итоге деградирует в раба. И лишь тот, кто во всех своих делах стремится исполнять Евангельские заповеди, получает от Бога благодать сыновства и становится участником Царства своего Небесного Отца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев

У нас в студии был историк Михаил Хрущёв.
Разговор шел о возникновении и развитии города Юрьев-Польский, о его святынях и храмах, а также о его особенностях по сравнению с другими древними городами Северо-Восточной Руси.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 01.09.2025).
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 02.09.2025).
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово (эфир 03.09.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Владимира и Суздаля (эфир 04.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер