Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 - II, 5.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Древнеримское государство на позднем этапе своего существования действительно представляло собой самую настоящую империю. Не только потому, что Рим обладал отлаженной административной системой и мощной армией, но и потому что имел явный наднациональный характер устройства. Ни одна из многочисленных народностей, входивших в состав Римской империи, не считалась титульной. Рим всячески поощрял смешение народностей, населявших империю. Характерным примером этому стали галаты — народность, возникшая благодаря слиянию греков и галлов, предков современных французов. К галатам-христианам однажды направил обширное послание апостол Павел. Отрывок из этого текста читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,
24 и прославляли за меня Бога.
Глава 2.
1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
Покорение галлов, предков нынешних французов, далось Риму дорогой ценой. Галлы вели сначала партизанскую войну, а затем, набравшись сил, чуть было сами в четвертом веке до Рождества Христова не захватили Рим. Город от ночного штурма, согласно историческим хроникам, спас крик гусей. Птицы учуяли приближение неприятеля, загоготали и разбудили стражу. К третьему веку до Рождества Христова галлы все же были покорены. Часть их была отправлена в Малую Азию — в земли вокруг нынешней турецкой Анкары, где галлы, смешавшись с греками, образовали новую народность — Галаты.
В середине первого века в Галатии оказался апостол Павел и основал здесь поместную Церковь, членам которой впоследствии направил послание, вошедшее в состав Библии под названием Послание к галатам. Этот текст был написан апостолом Павлом примерно в 56 году. Причиной составления текста послания послужили нестроения, которые возникли в Галатийской Церкви. После ухода Павла из Галатии активную деятельность здесь развернули иудейские проповедники, которые стали навязывать галатам обычаи Ветхого Завета.
Лжепроповедники утверждали, что мужчине нельзя стать христианином, не приняв обрезания, что христиане должны есть только кошерную пищу, соблюдать шаббат и прочие иудейские традиции. Апостол Павел, обращаясь к галатам, удивляется, насколько легко они поддались уговорам лжепроповедников. Основываясь на решениях апостольского собора, Павел заявляет о свободе христианина от ветхозаветного закона. Тот, по утверждению апостола, был упразднен Христом по причине своей нынешней ненужности. Речь, конечно, идет не о десяти заповедях, а об обрядовой стороне Закона Моисея, главной целью которого было отделить евреев от их языческого окружения. В отличие от ветхозаветного иудаизма, Евангелие Христа адресовано всем людям. Поэтому апостол Павел призывает читателей не оставлять чистой христианской веры и крепко держаться тех основ церковной жизни, которые соответствуют учению Господа Иисуса Христа.
Для современных христиан прозвучавшее послание имеет важное значение по следующей причине. На протяжении всей истории существования Церкви в ней или рядом с ней появлялись люди, утверждавшие, что знают истину — отличную от той, что заповедана нам Христом. В результате происходили и происходят расколы, появляются секты. Святой Павел через слова послания к галатам призывает нас, во-первых, крепко держаться апостольской православной веры, а во-вторых — хорошо её знать. Чтобы не стать жертвой различного рода лжеучителей, умеющих быть крайне убедительными. Но тем не менее, как пишет Павел: «если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы (апостолы) благовествовали вам, да будет анафема». Потому будем беречь данное нам сокровище веры и хранить принадлежность к истинной Церкви, основанной Христом и Его учениками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











