
Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 - II, 5.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Древнеримское государство на позднем этапе своего существования действительно представляло собой самую настоящую империю. Не только потому, что Рим обладал отлаженной административной системой и мощной армией, но и потому что имел явный наднациональный характер устройства. Ни одна из многочисленных народностей, входивших в состав Римской империи, не считалась титульной. Рим всячески поощрял смешение народностей, населявших империю. Характерным примером этому стали галаты — народность, возникшая благодаря слиянию греков и галлов, предков современных французов. К галатам-христианам однажды направил обширное послание апостол Павел. Отрывок из этого текста читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,
24 и прославляли за меня Бога.
Глава 2.
1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
Покорение галлов, предков нынешних французов, далось Риму дорогой ценой. Галлы вели сначала партизанскую войну, а затем, набравшись сил, чуть было сами в четвертом веке до Рождества Христова не захватили Рим. Город от ночного штурма, согласно историческим хроникам, спас крик гусей. Птицы учуяли приближение неприятеля, загоготали и разбудили стражу. К третьему веку до Рождества Христова галлы все же были покорены. Часть их была отправлена в Малую Азию — в земли вокруг нынешней турецкой Анкары, где галлы, смешавшись с греками, образовали новую народность — Галаты.
В середине первого века в Галатии оказался апостол Павел и основал здесь поместную Церковь, членам которой впоследствии направил послание, вошедшее в состав Библии под названием Послание к галатам. Этот текст был написан апостолом Павлом примерно в 56 году. Причиной составления текста послания послужили нестроения, которые возникли в Галатийской Церкви. После ухода Павла из Галатии активную деятельность здесь развернули иудейские проповедники, которые стали навязывать галатам обычаи Ветхого Завета.
Лжепроповедники утверждали, что мужчине нельзя стать христианином, не приняв обрезания, что христиане должны есть только кошерную пищу, соблюдать шаббат и прочие иудейские традиции. Апостол Павел, обращаясь к галатам, удивляется, насколько легко они поддались уговорам лжепроповедников. Основываясь на решениях апостольского собора, Павел заявляет о свободе христианина от ветхозаветного закона. Тот, по утверждению апостола, был упразднен Христом по причине своей нынешней ненужности. Речь, конечно, идет не о десяти заповедях, а об обрядовой стороне Закона Моисея, главной целью которого было отделить евреев от их языческого окружения. В отличие от ветхозаветного иудаизма, Евангелие Христа адресовано всем людям. Поэтому апостол Павел призывает читателей не оставлять чистой христианской веры и крепко держаться тех основ церковной жизни, которые соответствуют учению Господа Иисуса Христа.
Для современных христиан прозвучавшее послание имеет важное значение по следующей причине. На протяжении всей истории существования Церкви в ней или рядом с ней появлялись люди, утверждавшие, что знают истину — отличную от той, что заповедана нам Христом. В результате происходили и происходят расколы, появляются секты. Святой Павел через слова послания к галатам призывает нас, во-первых, крепко держаться апостольской православной веры, а во-вторых — хорошо её знать. Чтобы не стать жертвой различного рода лжеучителей, умеющих быть крайне убедительными. Но тем не менее, как пишет Павел: «если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы (апостолы) благовествовали вам, да будет анафема». Потому будем беречь данное нам сокровище веры и хранить принадлежность к истинной Церкви, основанной Христом и Его учениками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема